Скандальная классика: что не нравится критикам в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда»
«Иисус Христос — суперзвезда»: последний запрет
Последняя «запретительная» инициатива — из Амурской области: в Благовещенске местная группа православных христиан призвала отменить показ спектакля «Иисус Христос — суперзвезда» в постановке приехавшего в город на гастроли петербургского театра «Рок-опера». Активисты обратились в прокуратуру и разместили петицию, утверждая, что мероприятие прикрывается коммерческой выгодой и культурным значением, но на самом деле представляет собой «бесовский шабаш».
Прокуратура сообщила РИА «Новости» о начале проверки. Городская администрация пояснила, что не имеет полномочий регулировать концерты, но направила письмо директору площадки с рекомендацией тщательно подходить к организации мероприятий, чтобы избежать общественного резонанса и не допускать программ, которые могут распространять деструктивную идеологию.
Однако накануне, 7 ноября, невзирая на малочисленный, но громкий протест, шоу состоялось. Директор театра Тамара Малышева заявила RTVI, что спектакль несет исключительно положительный заряд и просвещение, а претензии активистов коллектив не беспокоят.
Малышева также отметила, что зал всегда заполняется минимум на 80%, что подтверждает успешность постановки. На вопрос о влиянии критики активистов на посещаемость она ответила, что театр гастролирует по приглашению организаторов из Екатеринбурга и не отслеживает эти данные.
Она добавила, что не получала писем с претензиями, а если бы получила, то не стала бы их читать. По ее мнению, настоящие верующие должны быть доброжелательнее.
Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда»: история создания
Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» (Jesus Christ Superstar) — культовое произведение, созданное двумя молодыми и амбициозными британскими авторами — Эндрю Ллойд Уэббером и Тимом Райсом. В 1969 году им было всего 21 и 25 лет соответственно.
Идея принадлежит либреттисту Тиму Райсу (кстати, 10 ноября ему исполнится уже 80). Он предложил совсем юному, но мегаталантливому и потому уже известному в театральных и музыкальных кругах Уэбберу создать нечто совершенно новое — свою интерпретацию евангельской истории, которая бы сочетала в себе элементы рока, поп-музыки и классической оперы. Композитор-новатор с энтузиазмом поддержал идею.
Интересно, что Тим Райс, создавая либретто, опирался не на Евангелие, а на труд «Жизнь Христа» католического священника и телеведущего Фултона Шина, который анализировал синоптические евангелия — Матфея, Марка и Луки. Взяв за основу события Страстной недели, Райс попытался изобразить своих персонажей как живых людей с подлинными чувствами. И попытка удалась, хотя именно «очеловечивание» Евангелия до сих пор и вменяют авторам в вину религиозные активисты.
Первоначально проект также не вызвал большого интереса у продюсеров и театралов. Многие считали, что сочетание религии и рок-музыки — слишком спорный и рискованный шаг. Однако Уэббер и Райс не сдавались и решили сначала записать альбом с музыкой из будущей рок-оперы, надеясь, что он поможет привлечь внимание и финансирование для постановки.
В 1970 году вышел 87-минутный концептуальный альбом «Jesus Christ Superstar». Заглавную партию исполнил Иэн Гиллан (вокалист Deep Purple, на отборе он спел сложнейшую «Child in Time», после чего его моментально утвердили), Иуду озвучил актер и певец Мюррей Хэд, Магдалину — Ивонн Эллиман. Альбом занял первые строчки в хит-парадах США, Канады и Австралии. Продюсеры наконец-то увидели в проекте потенциал, тем более что пластинка вышла в период начала расцвета христианского рока в США: в 1970 году песня Нормана Гринбаума «Spirit in the Sky» заняла первое место в чартах по всему миру. Но в самой Британии на радио BBC альбом «Jesus Christ Superstar» был запрещен как святотатственный.
В 1971 году состоялась первая театральная постановка «Иисус Христос — суперзвезда» на Бродвее. Режиссером стал Том О'Хорган, уже известный своими новаторскими работами. Шоу вызвало настоящий ажиотаж у зрителей и скепсис критиков, которые назвали постановку «безвкусной». Но джинн уже был выпущен из бутылки, и зрительский успех на Бродвее многократно повторился на многочисленных площадках по всему миру.
В 1973 году вышел одноименный фильм, режиссером которого стал Норман Джуисон. Роль Иисуса исполнил Тед Нили, Иуды — Карл Андерсон, за Магдалину снова пела и играла Ивонн Эллиман. Фильм получил положительные отзывы критиков и зрителей, шесть номинаций на «Золотой глобус», премию BAFTA за лучший саундтрек, а музыка из рок-оперы зазвучала на радиостанциях и концертных площадках. И продолжает звучать до сих пор.
Премьера рок-оперы в России прошла в феврале 1990 года на сцене ДК имени Ленсовета. Тексты Тима Райса перевели Григорий Кружков и Марина Бородицкая. По воспоминаниям очевидцев, один священник после спектакля выразил восхищение артистам: «Мы не можем заставить молодежь прийти в церковь, но вы можете вернуть им веру!»
Феномен рок-оперы Уэббера и Райса
Главной заслугой рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» остается музыка — это множество запоминающихся мелодий, которые слышали все. Постановка рок-оперы совершила настоящую революцию в шоу-бизнесе, в том числе с технической стороны — благодаря миниатюризации оборудования и адаптации микрофонов для концертов. Был и маркетинговый эффект: «Суперзвезда» — один из первых мюзиклов, использовавших сарафанное радио и предварительные продажи, что помогло создать ажиотаж до премьеры на Бродвее.
По мнению священников, музыка из рок-оперы пробуждает интерес к христианской истории у молодежи. Она не привязана к какой-либо конфессии и подается без религиозного пафоса, что делает ее доступной для широкой аудитории: люди не ощущают навязывания Евангелия и его однозначной трактовки.
«Мы помним, что в свое время для многих в нашей стране эта рок-опера стала первым упоминанием о Христе, — писал создатель журнала «Фома» Владимир Легойда. — Мой близкий друг в юности впервые прочел Евангелие после того, как не всё понял в рок-опере. Это констатация факта. Впрочем, она не означает, что Церковь каким-то образом благословляет рок-оперу или считает ее обязательной к просмотру».
За что критиковали рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда»
Райс и Уэббер сразу заявляли, что их целью было создание захватывающего музыкального проекта и шоу, а не выражение теологических взглядов. По словам авторов, их произведение задает больше вопросов, чем дает ответов, и трактовать его однозначно бессмысленно.
Уэббер, называющий себя агностиком, видел в Христе одну из величайших исторических фигур. Райс утверждал, что для него Иисус важен как человек. Авторы стремились передать свои чувства и просто рассказать историю. Это отражено в том числе в словах Иуды: «Не поймите меня неправильно — я только хочу знать».
Но все 55 лет с момента создания рок-оперы критики и религиозные активисты продолжают ее осуждать. Музыка почти вне подозрений, основные претензии связаны с трактовкой евангельской истории: христиане возмущаются изображением Христа как человека, намеком на отношения между Иисусом и Магдалиной, выбором Иуды как рассказчика и отсутствием воскрешения в финале.
Одним из спорных моментов также стало изображение Иисуса как измученного и растерянного лидера, особенно в композиции «Gethsemane (I Only Want to Say)». А еврейские общины критиковали шоу за стереотипное изображение первосвященников и разжигание антисемитских настроений. Тед Нили, исполнивший роль Иисуса в фильме и игравший ее в театрах, рассказывал, что протестующие атаковали съемочную площадку, добирались и до шоу с его участием.
В России различные активисты также неоднократно пытались инициировать запрет рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Наибольший резонанс вызвал протест некой группы православных верующих в Ростове-на-Дону в 2012 году и распоряжение о снятии спектакля от неназванного чиновника в Омске. Последний инцидент привлек внимание Владимира Путина, которому о нем сообщил актер и режиссер Евгений Миронов. Президент тогда отметил, что даже в советское время это произведение считали классикой и не запрещали, хотя и считали религиозной пропагандой.
Ранее мы рассказали, что Евгений Миронов поможет театрам Ямала с репертуаром и экспериментами на сцене.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».