http://Top.Mail.Ru
Смешение традиций: как празднование Нового года добралось до ямальских чумов | Ямал-Медиа
18 декабря 2023, 06:57 (обновлено: 18 декабря 2023, 08:45)

Смешение традиций: как празднование Нового года добралось до ямальских чумов

В ночь на 1 января Новый год в России отмечают со времен Петра I. Но для многих семей коренных народов Севера, ведущих на Ямале кочевой образ жизни, даже в конце ХХ века этот день ничем не отличался от других. В чумах Новый год, как правило, не праздновали. При этом дети коренных северян, которые учились в школах-интернатах, конечно, знали о существовании Деда Мороза. Как и в других образовательных учреждениях страны, для них проводили новогодние утренники.

По восемь месяцев в году дети из кочевых семей жили в школах-интернатах в городах и поселках округа, в тундру к родителям возвращались только на каникулы. Обучаясь по общеобразовательным программам, маленькие северяне впитывали новые для себя культурные традиции, в том числе новогодние. Сейчас во многих кочевых семьях, особенно молодых, этот праздник прижился.

Кстати, система образования маленьких тундровиков с советских времен не изменилась — все они так же учатся в школах-интернатах и большую часть года живут без родителей.

Фото: Андрей Ткачев/АНО «Ямал-Медиа»
Фото: Андрей Ткачев/АНО «Ямал-Медиа»

Дед Мороз в школе-интернате

Как вспоминает председатель региональной общественной организации по содействию КМНС «Минлей» Галина Ачембоевна Матарас, в школе-интернате поселка Яр-Сале Ямальского района, где она училась в 70-х годах, устраивали новогодние праздники. Каждый год учителя и воспитатели писали сказочные сценарии, готовили подарки, чтобы порадовать детей.

До школы Галина жила с родителями в чуме в поселке Яр-Сале. Помнит, что Новый год в семье не отмечали, но в совхозе «Ярсалинский», где работал ее папа Ачембой Сэротэтто, для детей сотрудников выдавали подарки.

В подарках были игрушки, конфеты и апельсины, которые мы тогда называли «яблоками с кожей». Но о самом празднике я узнала только в школьном возрасте.

В 80-х и 90-х годах мы с мужем и детьми из Яр-Сале ездили специально к моим родителям на Новый год в тундру. Не всегда рядом есть елки, поэтому не наряжали, просто привозили новогодние игрушки в чум и из ракетницы запускали очень красивый салют. Сейчас, конечно, Новый год празднуют и в чумах, и на факториях со всей страной.

Галина Матарас

Фото: Андрей Ткачев/АНО «Ямал-Медиа»
Фото: Андрей Ткачев/АНО «Ямал-Медиа»

Еще несколько опрошенных представителей коренных народов Севера старшего поколения рассказали примерно то же самое — Новый год в детстве отмечали только в школах-интернатах. На зимние каникулы родители забирали их в тундру, но обычно в это время года стояли такие морозы, что все усилия были направлены на выживание.

Вместо оливье — рыба и оленина

Интересно, что у более молодых представителей КМНС, родившихся в кочевых семьях, похожие воспоминания. Как рассказала 37-летняя учительница из деревни Харампур Пуровского района Олеся Русакова, пока она жила с родителями в чуме, то про Новый год даже не слышала.

В тундре в конце декабря темно и холодно, много забот по хозяйству, было не до праздников. Когда я начала учиться в школе-интернате в 1994 году, то там впервые узнала, что такое Новый год. Сейчас мы с мужем и детьми, конечно, отмечаем этот праздник. 31 декабря проводим в кругу семьи в Харампуре, а в праздничные дни навещаем в тундре моих родителей, потом других родственников.

Олеся Русакова

Родители Олеси уже не каслают, но живут в чуме в 15 километрах от Харампура. Сейчас они, как и многие коренные северяне их возраста, благодаря своим детям приобщились к всенародным новогодним традициям. Рядом с чумом они украшают елку, вешают электрические гирлянды. Но кулинарные вкусы остаются неизменными, оливье и другие салаты в семье Олеси не признают.

Фото: Андрей Ткачев/АНО «Ямал-Медиа»
Фото: Андрей Ткачев/АНО «Ямал-Медиа»

Ненцы по традиции готовят блюда из оленины, рыбы, делают строганину. От электрогенератора в чуме у мамы сейчас работает духовка, в которой она запекает рыбу, печет пироги. Конечно, есть телевизор, мобильные телефоны. Наверное, такой комфорт не у всех, но жизнь в тундре в последние десятилетия сильно изменилась. Сейчас в магазинах поселков зимой можно купить гораздо больший ассортимент продуктов, в том числе овощи и фрукты. Вместо салатов мама предпочитает нарезанные огурцы и помидоры.

Олеся Русакова

Олеся Русакова и ее мама придерживаются в кулинарии ненецких традиций. Кроме соли, они не добавляют в блюда никакие приправы и специи, даже не делают зажарку из лука. Считают, что все это меняет натуральный вкус исходного продукта. Самым любимым своим национальным блюдом Олеся назвала мучной суп. Приготовить его несложно: варят оленину, затем в кипящий бульон постепенно добавляют размешанную в воде муку. Лук в этом супе не нужен, из специй используют только соль.

Конечно, в каждой семье, кочевой или оседлой, свои любимые новогодние блюда, предпочтения по подаркам и украшению жилья.

Два Новых года у ненцев

У коренных малочисленных народов Севера есть свои существующие веками особые дни, рассказала кандидат исторических наук, этнограф, автор книг и научных статей Галина Павловна Харючи. Они отмечают периоды жизни, связанные с природой.

К примеру, в ненецком языке нет термина «праздник». Про важные события ненцы говорят ӈарка яля — большой, особый день. Современные официальные праздники называют хэбидя яля — буквально: священный день. Это относится ко всем народным календарным и церковным праздникам. Начало года определялось с осенних месяцев. Как и у других народов Севера, представление о смене времен года и деление года на месяцы у ненцев связано с сезонными изменениями в природе, от которых зависят условия их жизни и хозяйственный уклад.

Галина Харючи

Фото: Василий Петров/АНО «Ямал-Медиа»
Фото: Василий Петров/АНО «Ямал-Медиа»

Календарный год у ненцев условно делится на два — зимний и летний. Зимний год начинается с выпадением снега и замерзанием рек, а летний — когда пригревает солнце, появляются оленята, проходит ледоход, зеленеет трава.

Конкретных «новогодних» дат у ненцев нет, это зависит от климатических условий в местах кочевий и погоды. Начало зимнего и летнего года они отмечают благодарственными обрядами духам природы, чтобы эти периоды жизни прошли для них удачно.

Подводя итог, можно сказать, что празднование в ночь на 1 января Нового года в чумах перестало быть редкостью. При этом важно, что, перенимая новые традиции, ямальские тундровики берегут и свою национальную культуру. Они смогли сохранить привязанность к своим корням и продолжают вести традиционный образ жизни, как и их предки.


Загрузка...