«Спорили сотни колоколов». День Иоанна Богослова 9 октября
День памяти святого апостола Иоанна 9 октября: история и пророчества
Житие Иоанна Богослова
«В начале было Слово…» — эту фразу из Евангелия от Иоанна знают все. Кем же был автор этой священной книги христианства? Ближайшим учеником Христа, свидетелем его чудес и славы. Единственным из апостолов, оставшимся у креста, когда Иисуса распинали. Именно ему Спаситель доверил заботу о своей Матери.
После Успения Пресвятой Богородицы апостол Иоанн, как и другие ученики, начал проповедовать. По жребию ему достался Эфес и другие малоазийские города. Во времена гонений на христиан при императоре Домициане его сослали на остров Патмос, где он обратил многих местных жителей в христианство. Однако его главным наследием стало Евангелие. Перед тем, как начать диктовать книгу своему ученику, он три дня молился в одиночестве на вершине горы. Там же, на Патмосе, ему было даровано Откровение, или Апокалипсис — книга Нового Завета с пророчествами о последней битве добра со злом.
Особое место в житии апостола занимают воскрешения из мертвых — как христиан, так и язычников. Так, когда Иоанн и его ученик Прохор работали в бане в Эфесе, там внезапно скончался (был «удавлен бесом») юноша Домн. Его отец, Диоскорид, умер от горя. Хозяйка бани Романа обвинила Иоанна в смерти юноши и стала ему угрожать. Апостол помолился и оживил обоих — юношу и отца.
В другой раз, во время праздника в честь Артемиды, Иоанн вышел к язычникам и обвинил их в идолопоклонстве, за что те его забросали камнями. Но вдруг наступила невыносимая жара, от которой погибли около 200 человек. Иоанн воскресил всех умерших, после чего они приняли крещение.
Когда Иоанна сослали на Патмос, на корабле вместе с ним находились высокопоставленные сановники. Сын одного из них упал в море и утонул. Вельможи стали умолять Иоанна о помощи, но он отказал из-за их веры в языческих богов. Однако наутро он помолился Богу, и волна вынесла живого юношу на борт корабля.
На Патмосе жил волхв Кинопс, которого местные жители почитали как бога. Когда Иоанн прибыл на остров и начал проповедовать, жители попросили Кинопса отомстить апостолу. Но Иоанн разоблачил бесовское учение, и по его молитве волна поглотила волхва. Три дня народ ждал его возвращения, изнемогая от голода и жажды, трое детей скончались от лишений. Иоанн помолился, исцелил больных и воскресил умерших детей.
Богослов прожил долгую жизнь: по разным расчетам, от 100 до 105 лет. Он — единственный из апостолов, избежавший казни. Когда Иоанну открылось, что дни его сочтены, он велел ученикам выкопать могилу, попрощаться и оставить его там, засыпав землей. Когда через некоторое время ученики вернулись, они не обнаружили тела Иоанна. У его гробницы близ Эфеса до сих пор происходят чудеса.
Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова часто изображают на иконах и картинах как кроткого, благородного и мудрого старца, изредка — как златокудрого юношу. Основа его духовного наследия — учение о любви, за что его также называют «апостолом любви». В своих писаниях Иоанн постоянно акцентирует внимание на том, что Бог и есть Любовь. Он подробно рассматривает проявления Божьей любви к миру и людям, а также постоянно призывает своих последователей к взаимной любви.
Призвание Иоанна Богослова: как он стал любимым учеником Христа
Иоанн родился в Вифсаиде, Галилея, в первом десятилетии нашей эры. Его отец, Зеведей, был рыбаком, а мать, Саломия, вероятно, служила при храме. По одной из легенд, она была дочерью святого Иосифа Обручника — обрученного супруга Богоматери. Вместе с братом Иаковом Иоанн по примеру отца занимался рыболовством, пока не был призван Христом в число учеников. Упоминается, что до того он был учеником Иоанна Крестителя.
Когда Иисус призвал его на берегу Генисаретского озера (Галилейского моря), Иоанн и его брат немедленно оставили сети и пошли за Христом. В Евангелии от Матфея так описывается этот момент: «И, пройдя оттуда далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починяющих сети свои; и призвал их. Они тотчас оставили лодку и отца своего, и последовали за Ним».
В Священном Писании Иакова и Иоанна часто называют «сыновьями Зеведеевыми» по имени их отца. Также, по Евангелию от Марка, Иисус дал им прозвище «Воанергес» — «сыновья грома», что, как считают теологи, подчеркивало их ревностный и решительный характер. Он проявился, когда Иоанн и Иаков предложили Иисусу вызвать огонь с неба на самарянское селение и попросили дать им почетные места в Царстве Небесном.
Иоанн быстро стал одним из наиболее близких учеников Иисуса. В Евангелиях подчеркивается его участие в ключевых событиях жизни Христа. Он был одним из трех учеников (вместе с Петром и Иаковом), присутствовавших при Преображении Господнем на горе Фавор. Они же были избраны Иисусом для присутствия при Гефсиманской молитве. Для подготовки последней пасхальной трапезы Иисус отправил в город только Иоанна и Петра. На Тайной вечере Иоанн сидел рядом с Иисусом, именно он спросил о том, кто предаст учителя.
Евангелие от Иоанна отличается от синоптических (повторяющихся с небольшими разночтениями) евангелий (Матфея, Марка и Луки) своим глубоким богословским содержанием и уникальным стилем. Оно подчеркивает божественную природу Иисуса и его роль как Логоса — Слова Божьего, ставшего плотью. Введение в Евангелие от Иоанна («В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог») стало краеугольным камнем теологии.
Послания Иоанна также важны для христианской мысли, особенно Первое, где он подчеркивает, что любовь — это основополагающий принцип христианской жизни: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».
Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова
Это последняя книга Нового Завета, написанная апостолом Иоанном на острове Патмос. Текст представляет собой сложный и многослойный труд, наполненный символами, аллегориями и пророчествами.
Для понимания содержания Апокалипсиса важен исторический контекст. В те времена христиане подвергались жестоким гонениям со стороны Римской империи, что создавало атмосферу страха и неопределенности. Людям требовалась надежда на лучшие времена. Поэтому в Откровении Иоанна содержатся не только видения грядущих бедствий, но и рассказ об окончательной победе добра над злом.
Книга начинается с семи писем Бога к церквям Малой Азии, в которых обличаются их пороки и восхваляются добродетели. Например, письмо к церкви в Лаодикии предупреждает о опасности «духовной теплохладности» («ты ни холоден, ни горяч»), что можно интерпретировать как божественное предупреждение о недопустимости безразличия и компромиссов в вере.
Один из центральных элементов Апокалипсиса — видение книги с семью печатями, которые символизируют грядущие бедствия. Открытие каждой печати сопровождается катастрофическими событиями: войны, голод, смерть и землетрясения. Эти и другие образы Откровения — аллегории человеческой истории, наполненной насилием и страданиями. Так, например, первый всадник на белом коне символизирует имперские амбиции, что можно связать с расширением Римской империи или любой другой агрессивной державы: «И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить».
Кульминация видения Иоанна — битва при Армагеддоне, финальное столкновение сил добра и зла. В этом сражении, согласно тексту Откровения, силы зла будут окончательно побеждены, и на земле установится Царство Божие. Интересно, что слово «Армагеддон» в массовом сознании стало, напротив, синонимом глобальной катастрофы и конца света.
Не менее значим и образ Небесного (Нового) Иерусалима, описанного в последней части книги. Этот город, «сходящий от Бога с неба», символизирует окончательное восстановление и примирение человечества с Богом. Его стены из драгоценных камней и улицы из чистого золота — воплощение идеала, к которому должна стремиться любая христианская община. Образ и параметры «города золотого» («Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта» — куб или пирамида) стали основой для множества архитектурных и художественных произведений.
«Кто имеет ум, тот сочти число зверя»: Иоанн Богослов о числе 666
Один из символов, о котором говорится в Откровении, — число зверя — 666. На протяжении веков его интерпретировали по-разному. В древности оно могло означать императора Нерона («Нерон Кесарь») как гонителя христиан, чье имя в еврейской гематрии (метод анализа смысла слов и фраз на основе числовых значений входящих в них букв) давало эту сумму.
Помимо этого, в библейской традиции число шесть ассоциировалось с несовершенством, так как оно на единицу меньше числа семь, которое символизировало полноту и божественное совершенство. Таким образом, три шестерки могли указывать на крайнюю степень несовершенства и зла.
В средние века число 666 приобрело мистическое и оккультное значение, его связывали с сатанизмом и черной магией. А в алхимии оно считалось символом материального мира и его искушений, противопоставленных духовному пути и очищению. Впрочем, и в современной поп-культуре число 666 также часто используется как символ зла и Антихриста.
Цитаты Иоанна Богослова
- «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь его совершенна есть в нас».
- «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви».
- «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и истины в нас нет».
- «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире».
- «Кто говорит ‘«я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?»
- «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых».
- «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще».
- «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе».
- «Любите друг друга, этого довольно с вас».
Ранее священник объяснил, как отличить истинную любовь от греховной страсти.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».