Святой Дмитрий Угличский: загадки истории и вечная память о царевиче-мученике
28 мая отмечается день памяти святого Дмитрия Угличского
Житие царевича Дмитрия Угличского
Дмитрий Иванович родился 19 (29) октября 1582 года в Москве. Он был последним сыном Ивана IV Грозного от шестой (или седьмой) жены царя Марии Нагой.
После смерти Грозного в 1584 году царем стал Федор Иоаннович. По свидетельствам современников, у него было слабое здоровье, сопряженное с полным отсутствием интереса к государственным делам. Реальная власть сосредоточилась в руках его шурина — боярина Бориса Годунова. Царевича вместе с матерью и ее родственниками отправили в Углич, удельный город на Волге, где они жили фактически в почетной ссылке.
Сведения о повседневной жизни маленького Дмитрия скудны. Известно, что он воспитывался под надзором матери и ее братьев — Нагих, начал получать традиционное для царских детей того времени образование, включавшее изучение Священного Писания, церковных текстов и основ грамоты. Современники отмечали, что мальчик страдал эпилепсией (в те времена это заболевание называли «падучей болезнью»), что впоследствии стало важным элементом в официальной версии его гибели.
Положение маленького царевича было двойственным: с одной стороны, он был отстранен от центра политической жизни, с другой — оставался единственным прямым наследником династии после бездетного царя Федора. Это делало его фигуру потенциально значимой для различных придворных группировок и превращало в невольную угрозу для тех, кто стремился к власти.
Причина смерти царевича Дмитрия Угличского
События 15 (28) мая 1591 года в Угличе до сих пор остаются предметом исторических дискуссий. Первая официальная версия, утвержденная следственной комиссией, отряженной в Углич Борисом Годуновым, гласила, что царевич, играя с детьми приближенных в «свайку» (игра с заостренным железным стержнем с массивной головкой, вроде современных «ножичков»), в припадке эпилепсии сам нанес себе смертельную рану.
Мария Нагая, выбежав на крики мамок, увидела сына уже мертвым и немедленно обвинила в убийстве дьяка Михаила Битяговского, который был прислан в Углич из Москвы для надзора за опальной семьей и контроля расходов.
Зазвонил набатный колокол, созывая горожан. Разъяренная толпа расправилась с предполагаемыми убийцами, в числе которых были Михаил Битяговский, его сын и племянник — Данила Битяговский и Никита Качалов, а также Осип Волохов (сын мамки царевича, игравший вместе с ним в «свайку»).
Комиссия, прибывшая из Москвы по распоряжению Бориса Годунова, провела расследование. Было сделано заключение, что смерть была случайной, а расправа над Битяговскими и другими — результатом подстрекательства Нагих. Участники «угличского дела» были сурово наказаны: Нагие и еще 60 семейств сосланы, пострадал и угличский колокол, созвавший народ на расправу, — ему вырвали язык, отрубили ухо, после чего сослали в Сибирь.
Альтернативная версия, получившая широкое распространение сразу после смерти царевича и поддержанная позже официально при царе Василии Шуйском, утверждала, что мальчик был убит по приказу Бориса Годунова, убравшего потенциального претендента на престол. Исполнителями также называли людей, растерзанных толпой в день трагедии.
Современные историки, анализируя источники, предлагают различные интерпретации. Некоторые считают возможной версию о несчастном случае (царевич мог поранить себя сам, либо кто-то из участников игры мог неосторожно бросить ножик), другие склоняются к политическому убийству, третьи указывают на возможность заговора не Годунова, а других политических сил (например, того же Шуйского или Романовых). Отсутствие надежных свидетельств и противоречивость имеющихся данных пока не позволяют сделать окончательный вывод.
Погребение и мощи
Первоначально тело царевича захоронили в Угличе, в деревянной церкви Преображения Господня. Погребение проходило в атмосфере народного горя и смятения. Уже тогда, согласно церковным источникам, у гроба царевича начали происходить первые чудеса исцеления.
Спустя пятнадцать лет, в 1606 году, новый царь Василий Шуйский, стремясь дискредитировать самозванца Лжедмитрия I и подтвердить факт смерти настоящего царевича, распорядился перенести останки маленького Дмитрия в Москву. 3 (13) июля 1606 года мощи доставили в столицу и поместили в Архангельском соборе Кремля — традиционной усыпальнице русских великих князей и царей.
Согласно церковному преданию, при вскрытии гроба тело царевича оказалось нетленным, что было воспринято как подтверждение его святости. Современные исследователи отмечают, что условия погребения в Угличе действительно могли способствовать естественной мумификации останков.
Гробница царевича Дмитрия в Архангельском соборе стала местом паломничества. Над ней была установлена специальная сень, а рядом помещена икона святого. В 1630 году по указу царя Михаила Федоровича для мощей была изготовлена серебряная рака, украшенная золотом и драгоценными камнями.
Во время Отечественной войны 1812 года французы, грабившие Москву, вскрыли гробницу с мощами царевича и выбросили их. Религиовед Николай Гордиенко утверждал, что с тех пор мощи так и не обрели, но, по другой версии, они хранятся на прежнем месте в Архангельском соборе Московского Кремля. Серебряная рака XVII века не сохранилась, но ее крышка находится в Оружейной палате.
Икона Димитрия Угличского
Иконография святого царевича Дмитрия начала формироваться сразу после его канонизации в 1606 году, при царе Василии Шуйском. Особенностью изображений юного святого стало сочетание княжеских атрибутов с чертами детского образа — редкое явление для православной иконописи того времени.
На образах царевич Дмитрий предстает в княжеском одеянии, часто с орнаментом, отражающем его высокое происхождение. Головной убор — шапка с меховой опушкой или венец — также указывает на его статус. В руках святой чаще всего держит крест или пальмовую ветвь — символы мученичества, иногда — заостренный железный прут.
Наиболее древней считается икона из Архангельского собора Кремля, ранее находившаяся у раки святого с северной стороны юго-восточного столпа храма (сейчас — в Музее Московского Кремля). Ее иконография и размер были в точности повторены мастером Назарием Савиным Истоминым в 1622 году. Он создал аналогичный образ для Андрея Семеновича Строганова по случаю рождения сына, названного Дмитрием в честь царевича. Эта икона была помещена в иконостас Благовещенского собора в Сольвычегодске — «вотчине» Строгановых.
С середины XVII века образы часто дополнялись сценами из жития Димитрия, такими как убийство, суд и казнь убийц, чудеса, происходившие у его гроба, — возможно, с одобрения Строгановых.
Память о царевиче Дмитрии
Почитание царевича началось практически сразу после его гибели, но официальная канонизация произошла в 1606 году, когда он был причислен к лику святых как «благоверный царевич» и «угличский, московский и всея Руси чудотворец». Это решение имело не только религиозное, но и политическое значение — оно помогало царю Василию Шуйскому бороться с самозванством.
В Угличе на месте гибели царевича почти сразу построили часовню. В 1630-м ее сменила деревянная церковь Димитрия на Крови, а в конце XVII века — каменная. Сейчас здание принадлежит Угличскому историко-архитектурному и художественному музею. Рядом — палаты угличских князей (царевича Дмитрия).
В народном сознании образ невинно убиенного царевича превратился в символ страдания и невинной жертвы. Его почитание тесно переплелось с представлениями о справедливости и воздаянии за злодеяния. В фольклоре возникли предания о мистическом возмездии, постигшем всех, кто был якобы причастен к его смерти.
Историческая память о царевиче Дмитрии оказалась прочно связана с осмыслением Смутного времени в России. Его гибель рассматривается как событие, спровоцировавшее цепь катастроф Смуты, которая едва не привела к уничтожению российской государственности.
С XVIII века образ царевича Димитрия помещен на гербе Углича, а с 1999 года — и на флаге города. В современной России память о царевиче сохраняется как в церковной традиции, так и в историко-культурном контексте. День его памяти, 28 мая, отмечается торжественными богослужениями. В Угличе ежегодно проводится День царевича Димитрия, включающий крестный ход и историческую реконструкцию. В 1997 году по инициативе писателя Альберта Лиханова был учрежден Орден святого царевича Димитрия. Его вручают людям, которые внесли значительный вклад в помощь и защиту страждущих детей: инвалидов, сирот и беспризорников.
Образ царевича нашел широкое отражение в литературе, живописи, музыке. К трагическому сюжету русской истории обращались Александр Пушкин в «Борисе Годунове», Модест Мусоргский в одноименной опере, художники Михаил Нестеров и Григорий Мясоедов.
Ранее мы рассказали о традициях почитания в России святого Георгия Победоносца.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».