http://Top.Mail.Ru
Царевич Дмитрий Угличский: житие, икона и дата смерти князя | Ямал-Медиа
27 мая 2025, 09:33 (обновлено: 27 мая 2025, 09:47)

Святой Дмитрий Угличский: загадки истории и вечная память о царевиче-мученике

28 мая отмечается день памяти святого Дмитрия Угличского

Русская история полна трагических сюжетов, но судьба царевича Дмитрия Угличского стоит особняком даже в этом печальном ряду. Восьмилетний мальчик, последний прямой наследник древней династии Рюриковичей, погиб при загадочных обстоятельствах 28 мая 1591 года. Почти сразу после смерти его образ стал ключевым для одной из самых драматических эпох российской истории — Смуты.

Житие царевича Дмитрия Угличского

Дмитрий Иванович родился 19 (29) октября 1582 года в Москве. Он был последним сыном Ивана IV Грозного от шестой (или седьмой) жены царя Марии Нагой.

После смерти Грозного в 1584 году царем стал Федор Иоаннович. По свидетельствам современников, у него было слабое здоровье, сопряженное с полным отсутствием интереса к государственным делам. Реальная власть сосредоточилась в руках его шурина — боярина Бориса Годунова. Царевича вместе с матерью и ее родственниками отправили в Углич, удельный город на Волге, где они жили фактически в почетной ссылке.

Палаты угличских князей. 1480-е гг. Фото: Katsiuba Volha/Shutterstock/Fotodom
Палаты угличских князей. 1480-е гг. Фото: Katsiuba Volha/Shutterstock/Fotodom

Сведения о повседневной жизни маленького Дмитрия скудны. Известно, что он воспитывался под надзором матери и ее братьев — Нагих, начал получать традиционное для царских детей того времени образование, включавшее изучение Священного Писания, церковных текстов и основ грамоты. Современники отмечали, что мальчик страдал эпилепсией (в те времена это заболевание называли «падучей болезнью»), что впоследствии стало важным элементом в официальной версии его гибели.

Положение маленького царевича было двойственным: с одной стороны, он был отстранен от центра политической жизни, с другой — оставался единственным прямым наследником династии после бездетного царя Федора. Это делало его фигуру потенциально значимой для различных придворных группировок и превращало в невольную угрозу для тех, кто стремился к власти.

Причина смерти царевича Дмитрия Угличского

События 15 (28) мая 1591 года в Угличе до сих пор остаются предметом исторических дискуссий. Первая официальная версия, утвержденная следственной комиссией, отряженной в Углич Борисом Годуновым, гласила, что царевич, играя с детьми приближенных в «свайку» (игра с заостренным железным стержнем с массивной головкой, вроде современных «ножичков»), в припадке эпилепсии сам нанес себе смертельную рану.

Мария Нагая, выбежав на крики мамок, увидела сына уже мертвым и немедленно обвинила в убийстве дьяка Михаила Битяговского, который был прислан в Углич из Москвы для надзора за опальной семьей и контроля расходов.

Павел Плешанов «Убиение царевича Дмитрия в Угличе». Вторая половина XIX века. Государственный Русский музей. Фото: rusmuseumvrm.ru
Павел Плешанов «Убиение царевича Дмитрия в Угличе». Вторая половина XIX века. Государственный Русский музей. Фото: rusmuseumvrm.ru

Зазвонил набатный колокол, созывая горожан. Разъяренная толпа расправилась с предполагаемыми убийцами, в числе которых были Михаил Битяговский, его сын и племянник — Данила Битяговский и Никита Качалов, а также Осип Волохов (сын мамки царевича, игравший вместе с ним в «свайку»).

Комиссия, прибывшая из Москвы по распоряжению Бориса Годунова, провела расследование. Было сделано заключение, что смерть была случайной, а расправа над Битяговскими и другими — результатом подстрекательства Нагих. Участники «угличского дела» были сурово наказаны: Нагие и еще 60 семейств сосланы, пострадал и угличский колокол, созвавший народ на расправу, — ему вырвали язык, отрубили ухо, после чего сослали в Сибирь.

Альтернативная версия, получившая широкое распространение сразу после смерти царевича и поддержанная позже официально при царе Василии Шуйском, утверждала, что мальчик был убит по приказу Бориса Годунова, убравшего потенциального претендента на престол. Исполнителями также называли людей, растерзанных толпой в день трагедии.

Фото: ch123/Shutterstock/Fotodom
Фото: ch123/Shutterstock/Fotodom

Современные историки, анализируя источники, предлагают различные интерпретации. Некоторые считают возможной версию о несчастном случае (царевич мог поранить себя сам, либо кто-то из участников игры мог неосторожно бросить ножик), другие склоняются к политическому убийству, третьи указывают на возможность заговора не Годунова, а других политических сил (например, того же Шуйского или Романовых). Отсутствие надежных свидетельств и противоречивость имеющихся данных пока не позволяют сделать окончательный вывод.

Погребение и мощи

Первоначально тело царевича захоронили в Угличе, в деревянной церкви Преображения Господня. Погребение проходило в атмосфере народного горя и смятения. Уже тогда, согласно церковным источникам, у гроба царевича начали происходить первые чудеса исцеления.

Крышка раки царевича Дмитрия. Москва, Мастерские Кремля, 1628—1630 гг. Фото: archangel-cathedral.kreml.ru
Крышка раки царевича Дмитрия. Москва, Мастерские Кремля, 1628—1630 гг. Фото: archangel-cathedral.kreml.ru

Спустя пятнадцать лет, в 1606 году, новый царь Василий Шуйский, стремясь дискредитировать самозванца Лжедмитрия I и подтвердить факт смерти настоящего царевича, распорядился перенести останки маленького Дмитрия в Москву. 3 (13) июля 1606 года мощи доставили в столицу и поместили в Архангельском соборе Кремля — традиционной усыпальнице русских великих князей и царей.

Согласно церковному преданию, при вскрытии гроба тело царевича оказалось нетленным, что было воспринято как подтверждение его святости. Современные исследователи отмечают, что условия погребения в Угличе действительно могли способствовать естественной мумификации останков.

Гробница царевича Дмитрия в Архангельском соборе стала местом паломничества. Над ней была установлена специальная сень, а рядом помещена икона святого. В 1630 году по указу царя Михаила Федоровича для мощей была изготовлена серебряная рака, украшенная золотом и драгоценными камнями.

Современная рака царевича Дмитрия. Фото: archangel-cathedral.kreml.ru
Современная рака царевича Дмитрия. Фото: archangel-cathedral.kreml.ru

Во время Отечественной войны 1812 года французы, грабившие Москву, вскрыли гробницу с мощами царевича и выбросили их. Религиовед Николай Гордиенко утверждал, что с тех пор мощи так и не обрели, но, по другой версии, они хранятся на прежнем месте в Архангельском соборе Московского Кремля. Серебряная рака XVII века не сохранилась, но ее крышка находится в Оружейной палате.

Икона Димитрия Угличского

Иконография святого царевича Дмитрия начала формироваться сразу после его канонизации в 1606 году, при царе Василии Шуйском. Особенностью изображений юного святого стало сочетание княжеских атрибутов с чертами детского образа — редкое явление для православной иконописи того времени.

Икона «Димитрий царевич». Конец XVII в. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Фото: icons.pstgu.ru
Икона «Димитрий царевич». Конец XVII в. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Фото: icons.pstgu.ru

На образах царевич Дмитрий предстает в княжеском одеянии, часто с орнаментом, отражающем его высокое происхождение. Головной убор — шапка с меховой опушкой или венец — также указывает на его статус. В руках святой чаще всего держит крест или пальмовую ветвь — символы мученичества, иногда — заостренный железный прут.

Наиболее древней считается икона из Архангельского собора Кремля, ранее находившаяся у раки святого с северной стороны юго-восточного столпа храма (сейчас — в Музее Московского Кремля). Ее иконография и размер были в точности повторены мастером Назарием Савиным Истоминым в 1622 году. Он создал аналогичный образ для Андрея Семеновича Строганова по случаю рождения сына, названного Дмитрием в честь царевича. Эта икона была помещена в иконостас Благовещенского собора в Сольвычегодске — «вотчине» Строгановых.

Сюжетная композиция с клеймами «Димитрий царевич». Конец XVIII в. Государственный Исторический музей. Фото: icons.pstgu.ru
Сюжетная композиция с клеймами «Димитрий царевич». Конец XVIII в. Государственный Исторический музей. Фото: icons.pstgu.ru

С середины XVII века образы часто дополнялись сценами из жития Димитрия, такими как убийство, суд и казнь убийц, чудеса, происходившие у его гроба, — возможно, с одобрения Строгановых.

Память о царевиче Дмитрии

Почитание царевича началось практически сразу после его гибели, но официальная канонизация произошла в 1606 году, когда он был причислен к лику святых как «благоверный царевич» и «угличский, московский и всея Руси чудотворец». Это решение имело не только религиозное, но и политическое значение — оно помогало царю Василию Шуйскому бороться с самозванством.

В Угличе на месте гибели царевича почти сразу построили часовню. В 1630-м ее сменила деревянная церковь Димитрия на Крови, а в конце XVII века — каменная. Сейчас здание принадлежит Угличскому историко-архитектурному и художественному музею. Рядом — палаты угличских князей (царевича Дмитрия).

Церковь Димитрия на Крови в Угличе. Фото: Max4512/Shutterstock/Fotodom
Церковь Димитрия на Крови в Угличе. Фото: Max4512/Shutterstock/Fotodom

В народном сознании образ невинно убиенного царевича превратился в символ страдания и невинной жертвы. Его почитание тесно переплелось с представлениями о справедливости и воздаянии за злодеяния. В фольклоре возникли предания о мистическом возмездии, постигшем всех, кто был якобы причастен к его смерти.

Историческая память о царевиче Дмитрии оказалась прочно связана с осмыслением Смутного времени в России. Его гибель рассматривается как событие, спровоцировавшее цепь катастроф Смуты, которая едва не привела к уничтожению российской государственности.

С XVIII века образ царевича Димитрия помещен на гербе Углича, а с 1999 года — и на флаге города. В современной России память о царевиче сохраняется как в церковной традиции, так и в историко-культурном контексте. День его памяти, 28 мая, отмечается торжественными богослужениями. В Угличе ежегодно проводится День царевича Димитрия, включающий крестный ход и историческую реконструкцию. В 1997 году по инициативе писателя Альберта Лиханова был учрежден Орден святого царевича Димитрия. Его вручают людям, которые внесли значительный вклад в помощь и защиту страждущих детей: инвалидов, сирот и беспризорников.

Памятник царевичу Дмитрию в Угличе работы скульптора Александра Рукавишникова. Установлен между княжескими палатами и церковью Димитрия на Крови в 2015 году. Фото: Baturina Yuliya/Shutterstock/Fotodom
Памятник царевичу Дмитрию в Угличе работы скульптора Александра Рукавишникова. Установлен между княжескими палатами и церковью Димитрия на Крови в 2015 году. Фото: Baturina Yuliya/Shutterstock/Fotodom

Образ царевича нашел широкое отражение в литературе, живописи, музыке. К трагическому сюжету русской истории обращались Александр Пушкин в «Борисе Годунове», Модест Мусоргский в одноименной опере, художники Михаил Нестеров и Григорий Мясоедов.

Ранее мы рассказали о традициях почитания в России святого Георгия Победоносца.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...