«Танцор диско» Митхун Чакраборти: за что индийского актера полюбили в Советском Союзе
Индийскому актеру Митхуну Чакраборти исполнилось 75 лет
Детство и юность «танцора диско»
Гоуранга Чакраборти (настоящее имя актера; Гоуранга означает «несущий свет») родился 16 июня 1950 года в Калькутте. Детство будущей звезды было непростым — семья, хотя и принадлежала к касте брахманов (сама фамилия Чакраборти переводится как «правитель»), едва сводила концы с концами. Родителям пришлось бежать из своего поместья в Бангладеш после раздела Индии в 1947 году, они некоторое время жили в лагере беженцев. В Калькутте отцу удалось устроиться служащим в телефонную компанию. Кроме Митхуна в семье было еще два сына и три дочери. Родные ласково называли мальчика «Митхунчик» («сладенький») из-за его привлекательности. Постепенно это прозвище стало для него вторым именем.
С юных лет Чакраборти увлекался театром, играл в любительских постановках: его хвалили, но дальше этого дело не шло. После школы (Восточной семинарии) он продолжил образование в Шотландском церковном колледже Калькутты по специальности «химия». Тогда же он увлекся левыми идеями и даже присоединился к радикальному маоистскому движению наксалитов. После подавления мятежа в Калькутте Чакраборти был вынужден бежать из родного города к дяде в Бомбей (ныне Мумбаи).
Митхун прибыл на другой конец страны «в чем был» — только пара обуви, немного денег и фамильный жемчужный перстень, полученный на 18-летие, с которым он никогда не расстается до сих пор. Чтобы выжить, устроился коммивояжером в косметическую компанию, разъезжал по стране, но денег всё равно было в обрез.
Однажды он случайно наткнулся на газетное объявление о бесплатном обучении в Индийском институте кино и телевидения. Неимущим студентам предлагали общежитие и стипендию — Митхун увидел в этом единственную возможность получить образование и хоть как-то заработать.
Начало учебы оказалось мучительным испытанием. Тоскуя по семье, он страдал от одиночества из-за слабого знания хинди, общался с соседом по комнате лишь жестами. Старшекурсники постоянно над ним издевались, но вопреки всем трудностям Митхун проявил невероятное усердие и успешно завершил обучение в институте.
Первые роли Митхуна Чакраборти в кино
Чакраборти начал свою актерскую карьеру еще студентом, снимался в эпизодах. Первый успех пришел к нему с главной ролью в фильме «Королевская охота» (1977), за которую он получил престижную премию «Золотой лотос» как лучший актер. Однако награда не принесла финансового благополучия — потратив гонорар, Митхун остался в крайней бедности. Режиссеры считали его успех случайным и не спешили с новыми предложениями. Ситуация стала настолько тяжелой, что однажды голодавший несколько дней актер согласился дать интервью журналисту за блюдо риса.
Необходимость собрать приданое для трех сестер заставляла его браться за любое предложение. Так в его фильмографии стали появляться дешевые проходные фильмы, пока его не пригласили на главную роль в «Танцоре диско» (1982) — мелодраме о бедном мальчике Джимми, который благодаря таланту и упорству становится звездой.
Незамысловатый сюжет, яркие декорации, запоминающиеся песни и танцевальные номера — всё это вдруг стало идеальной формулой успеха. Фильм стал одним из самых кассовых в истории индийского кино того времени, собрав в прокате миллиард рупий (12 миллионов долларов). Продюсеры и режиссеры стали наперебой предлагать Митхуну главные роли в дорогих (по меркам Индии) блокбастерах, Чакраборти на время даже вошел в топ-5 самых высокооплачиваемых актеров Болливуда.
«Танцор диско» и другие: почему в СССР возник культ Митхуна
В СССР «Танцор диско» появился с типичным советским опозданием — в 1984 году. Эффект был сравним с культурным взрывом. Миллионы советских зрительниц буквально влюбились в персонажа Митхуна, песни «I Am a Disco Dancer», «Jimmy Jimmy Aaja Aaja» и «Ae Oh Aa Zara Mudke» звучали из каждого окна, девочки-подростки собирали его фотографии, вырезанные из журналов, а мальчики пытались повторить его бойцовские приемы и танцевальные движения.
После оглушительного успеха «Танцора диско» в советский прокат хлынул поток фильмов с Чакраборти в главной роли: «Правосудия!» (1983) , «Дом — это храм» (1984), «Как три мушкетера» (1984), «Материнская клятва» (1984), «Сети любви» (1986), «Долг чести» (1987), продолжение «Танцора диско» — «Танцуй, танцуй» (1987), «Смертельная битва» (1988), «В тени закона» (1989), «Не стоит с ним связываться» (1990), а в 1991-м на экраны вышел советской-индийский фильм «По закону джунглей» с Митхуном в главной роли.
Суть всех картин оставалась прежней: харизматичный герой из низов общества борется с нехорошими людьми, олицетворяющими несправедливость, красиво танцует и получает в награду любовь красавицы. Даже в индийском фильме «Коммандос» (1988) от фильма со Шварценеггером осталось только название, сюжет фильма — вновь о поисках правды и защите справедливости.
Советский зритель тогда был совершенно не избалован экшеном, поэтому индийские фильмы с удовольствием смотрели даже мужчины. Кинокартины с драками, погонями и зрелищными трюками давали выход адреналину. К тому же Чакраборти, в отличие от многих болливудских звезд, профессионально занимался не только танцами, но и боевыми искусствами. За кадром не маячил дублер — всё, что делал на экране Митхун, он делал сам.
С другой стороны, в самой Индии Чакраборти, несмотря на его востребованность и заработки, долго не считали актером первого эшелона. Пока Амитабх Баччан и Дхармендра собирали все награды и престижные роли, сценаристы и режиссеры штамповали для Митхуна однотипные боевики с танцами для массового зрителя. Но именно эта «народность» и сделала его культовой фигурой в СССР, где зрители к тому времени устали от идеологически выверенных картин отечественного производства.
Психологи позже объясняли феномен «митхуномании» сочетанием нескольких факторов. Экзотическая внешность, физическая привлекательность, искренность актерской игры и, конечно, социальный контекст фильмов: персонажи Митхуна боролись за бедных и обездоленных. Это хоть и резонировало с советской идеологией, но подавалось в яркой, необычной упаковке.
Кризис среднего возраста
К началу 90-х Чакраборти окончательно переключился на малобюджетные проекты. Качество его работ заметно снизилось — он соглашался практически на любые роли, часто снимаясь в низкобюджетных боевиках и мелодрамах, а затем открыл и свою студию Mithun's Dream Factory в городе Ути, которая выпускала по фильму в месяц. Критики даже придумали термин «Митхуниана» для обозначения целого пласта дешевых картин категории B с его участием.
Большинство этих работ не имели успеха из-за низкого качества. Лишь немногие картины стали исключением — «Гепард» (1994), «Палач» (1995) и «Битва с демоном» (1995), причем последняя оказалась его финальным успешным проектом в качестве исполнителя главной роли. К тому времени он решил кардинально сменить амплуа и перешел с ролей простых парней на безжалостных криминальных авторитетов. За воплощение злодея в картине «Палач» Чакраборти получил престижную награду журнала Filmfare в номинации «Лучший отрицательный персонаж».
К концу 1990-х он стал рекордсменом по количеству появлений в индийских фильмах в качестве главного героя (более 250), а всего за свою карьеру он снялся в 350 кинолентах. К тому времени он наконец-то разбогател, но благодаря не кинематографу, а бизнесу. Еще в конце 1980-х он основал сеть отелей Monarch, лично контролировал строительство первого комплекса и даже сам работал на стройплощадке. Для успеха дела актер рискнул взять крупный кредит, окупил вложения и так осуществил мечту о миллионном состоянии. Помимо развития гостиничного бизнеса Митхун приобрел футбольную и крикетную команды, а «для души» открыл бесплатный спортивный центр для молодежи.
Карьера Чакраборти в XXI веке
В новом веке Чакраборти продолжил работать в кино, причем не только в Болливуде, где выпускали преимущественно фильмы на хинди, но и на киностудиях Западной Бенгалии, где снимали картины на родном ему бенгальском.
Одно время он возглавлял профсоюз кинематографистов, поддерживая ветеранов кино и занимаясь благотворительностью, а в 2007-м организовал шоу «Танцуй, Бенгалия, танцуй!», позднее — и «Танцуй, Индия, танцуй!». На телешоу Чакраборти до сих пор возглавляет жюри и иногда сам выступает с танцевальными номерами.
В 2014 году Митхун стал парламентарием от бенгальской партии Trinamool Congress, но из-за проблем со здоровьем он редко посещал заседания и в итоге сложил полномочия. В 2021-м Чакраборти вернулся в большую политику, вошел в Законодательное собрание Западной Бенгалии, правда, уже от ведущей индийской национальной партии «Бхаратия джаната парти». Такой поворот удивил многих, ведь в молодости Митхун придерживался левых взглядов.
Фильмов стало гораздо меньше, зато новые возрастные и характерные роли показали совсем другого Чакраборти — зрелого, вдумчивого, способного на глубокую драматическую игру. Среди них — роли в картинах «Лаки. Не время для любви» (съемки частично проходили в Санкт-Петербурге; 2005), «Гуру: Путь к успеху» (2007) «Вир — герой народа» (по мотивам повести Гоголя «Тарас Бульба»; 2010), «Игрок 786» (2012), «Ташкентское дело» (2019). Вместе с тем и наш, и индийский зритель по-прежнему помнит и любит молодого Джимми из «Танцора диско».
Личная жизнь Митхуна Чакраборти
Чакраборти был дважды женат. Первой супругой стала фотомодель Хелена Люк, с которой он познакомился на танцевальном шоу. Отношения развивались непросто: девушка была несвободна (встречалась с актером Джаведом Ханом), а Митхун не мог позволить себе брак из-за финансовых трудностей.
Свадьба состоялась в 1979 году, но продлился этот союз всего четыре месяца. Причиной развода стали постоянные ссоры. Хелена впоследствии обвиняла Митхуна в скупости и подозрительности. Бывшему мужу она оставила «подарок» — семь собак. В 2024 году актриса скончалась.
Второй женой актера стала Йогита Бали, которая на момент знакомства с Чакраборти была замужем за певцом Кишором Кумаром, но развелась. Впоследствии она отказалась от актерской карьеры ради семьи и родила Митхуну трех сыновей: Махакшая (Мимоха), Римоха и Намаши.
Брак едва не разрушился из-за увлечения Митхуна в середине 1980-х актрисой Шридеви. Узнав об измене, Йогита хотела покончить с собой, но в итоге просто ушла с детьми от мужа. Осознав, что может потерять семью, Чакраборти сумел вернуть жену.
В 90-е годы Митхун спас девочку, найденную в мусорном контейнере. Он отвез малышку в больницу, а позже решил ее удочерить. Девочку назвали Дишани. Сейчас она уже взрослая и, как и все дети Чакраборти, связала свою жизнь с кинематографом.
Старший сын актера Мимох (назван в честь Майкла Джексона и Мохаммеда Али) окончил Нью-Йоркскую киноакадемию и снялся в нескольких фильмах. Средний, Римох, стал режиссером и сценаристом, а младший, Намаши, также пошел по стопам отца, дебютировав в фильме «Герой».
Сегодня Митхун Чакраборти считает источником своей силы крепкий брак, а главной гордостью — успехи детей. Он благодарен жене за понимание и поддержку, отмечая в интервью, что ее красота и мудрость помогают ему сохранять молодость и энергию.
На излете 1980-х советские зрители активно смотрели не только индийские мелодрамы, но и громкие отечественные киноновинки. Одним из самых кассовых фильмов стала «Асса» Сергея Соловьева. Главную роль в драме сыграла жена и муза режиссера Татьяна Друбич. В 2025 году актрисе исполнилось 65 лет.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».