http://Top.Mail.Ru
Ограничения иностранной музыки: зачем хотят запретить и реакция общества | Ямал-Медиа
18 декабря 2024, 14:34 (обновлено: 19 декабря 2024, 08:27)

Танцы на костях СССР. К чему приведут ограничения иностранной музыки

Сократить количество «иностранного участия» на российских музыкальных платформах до 20%, а лучше — полностью, предложил Андрей Луговой, первый зампред комитета Госдумы по безопасности. «Ямал-Медиа» выяснил, что имел в виду парламентарий, а заодно вспомнил, как запрещали зарубежную музыку в СССР.

Что сказал депутат Луговой о музыке

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Андрей Луговой предложил ограничить иностранное участие на российских музыкальных платформах до 20% или полностью исключить его. В ходе обсуждения на пленарном заседании он отметил, что музыка служит средством пропаганды и может оказывать значительное влияние на молодежь, а также призвал владельцев российских медиаплатформ учитывать свои обязательства перед гражданами.

Фото: Wirestock Creators/Shutterstock/Fotodom
Фото: Wirestock Creators/Shutterstock/Fotodom

По словам Лугового, некоторые исполнители, получающие доходы от выступлений в России, направляют средства на поддержку ВСУ, что недопустимо. В то же время западные музыкальные сервисы, покинувшие Россию после начала СВО, продолжают действовать через прокси-компании, что позволяет иностранным агентам заключать контракты и распространять свое влияние.

Луговой подчеркнул, что для предотвращения деструктивного воздействия необходимо сократить иностранное участие на музыкальных платформах. Он также привел пример, когда на «Яндекс.Музыке» среди самых популярных песен оказались произведения иноагентов. «Я думаю, что мы отдельно этот вопрос изучим на нашей комиссии по расследованию вмешательств во внутренние дела», — заявил парламентарий.

Запрет иностранной музыки в России: как отреагировал интернет

На заявление Лугового бурно отреагировали в Сети. Сотни комментаторов выразили недовольство инициативой депутата, восприняв ее как запрет всей зарубежной музыки. Такая ситуация, по мнению интернет-пользователей, может привести к краху платных музыкальных сервисов: многие начинают отказываться от подписок из-за нехватки новых релизов зарубежных артистов.

«Что значит с «иностранным участием»? Если убрать всех иностранных исполнителей, получим ситуацию при которой слушатели уйдут на ресурсы, не подконтрольные российской власти». (Роман)

«А он российскую слушал?! Ни музыки, ни голосов, ни смысла в текстах. За мизерным исключением. Боль для глаз, кровь из ушей». (Marinika M)

«Слушают музыку не иностранную, а хорошую. А если запретить хорошую и слушать не пойми что, тоже далеко не уедешь». (denhol)

Фото: Rawpixel.com/Shutterstock/Fotodom
Фото: Rawpixel.com/Shutterstock/Fotodom

На фоне поднявшейся волны возмущения мнение депутата разъяснила в своем телеграм-канале глава «Лиги безопасного интернета» Екатерина Мизулина. «Депутат говорил не о запрете иностранной музыки, а о том, что иноагенты не должны получать деньги от прослушивания их музыки в России. Но его слова исказили и начали распространять ложную инфу в Сети», — написала она.

Депутат Госдумы Андрей Луговой также объяснил в беседе с НСН свою инициативу. Речь шла об ограничении участия иностранных компаний в российских музыкальных платформах. Он подчеркнул, что речь идет не о запрете иностранной музыки, а о юридических аспектах владения платформами. По его словам, только российские граждане или юридические лица должны быть владельцами таких сервисов как «Яндекс Музыка» и «VK Музыка». «Ни о каком сокращении иностранной музыки речи нет, речь идет о юридическом иностранном участии в музыкальных платформах. Но российские платформы в том числе пользуются различными прокси-компаниями, где как правило владельцами являются иностранцы: Warner Music, Sony Music, французская Believe Digital и их дочерние структуры».

Конкретные механизмы и критерии реализации инициативы пока не уточняются.

Как запрещали зарубежную музыку в СССР

За всю историю Союза было несколько волн запрета иностранной музыки. И началось всё даже не со стиляг.

Чарльстон заполнил шар земной

В 1920-е годы Советский Союз переживал бурные времена культурных перемен и социальных преобразований. Гражданская война закончилась, страна стремительно восстанавливалась. И вместе с надеждами на светлое будущее возникали и новые идеологические вызовы. Одним из них стала борьба с чуждой культурой, которая, по мнению властей, подрывала основы молодого социалистического общества.

Фото: Oleinik Iuliia/Shutterstock/Fotodom
Фото: Oleinik Iuliia/Shutterstock/Fotodom

Джаз, фокстрот, танго и чарльстон — новая музыка и танцы стремительно завоевали популярность не только у «сытых» нэпманов, но и в среде рабочей молодежи. И это несмотря на то, что газеты и журналы постоянно публиковали статьи, осуждающие «развращающую» западную музыку и танцы, а на рабочих местах и в школах проводились выступания агитбригад, лекции и беседы на темы вреда иностранного культурного влияния.

«Над шаржами, подле которых сразу же стали собираться зрители, через всю стену тянулись броские надписи: «Долой чарльстоны и фокстроты!», «Выгоним навсегда из нашего быта буржуазную культуру!», «За разумный и веселый отдых нашей заводской молодежи!», — так описывал шельмование «чарльстониады» в романе «Старая крепость» Владимир Беляев.

Именно тогда появилась броская и нелепая фраза «Джаз — музыка толстых». И бросил ее в мир не кто иной, как Максим Горький. «Это радио утешает мир толстых людей, мир хищников, сообщая им по воздуху новый фокстрот в исполнении оркестра негров. Это — музыка для толстых», — писал он в 1928 году в газете «Правда».

Однако любитель джаза нашелся тогда на самом верху: «музыка толстых» пришлась по вкусу Сталину. Леонид Утесов вспоминал, как вождь попросил его исполнить песню «С одесского кичмана» в Георгиевском зале Кремля. В 1941 году для Сталина в Сочи выступил Государственный джаз-оркестр БССР под руководством Эдди Рознера, берлинского трубача, который эмигрировал в Союз из нацистской Германии. Дачный концерт вождю понравился.

Саксофон как финский нож

С началом холодной войны и усилением идеологического противостояния между Востоком и Западом зарубежная музыка снова стала восприниматься советской властью как опасный элемент, способный подорвать устои социалистического общества. В 1946 году был издан указ «О репертуаре театральных и концертных организаций и о мерах по их улучшению», который стал первым шагом на пути к изоляции граждан СССР от западной культуры. В документе говорилось о необходимости исключения из репертуара произведений, «пропагандирующих буржуазную идеологию и мораль».

Фото: IgorGolovniov/Shutterstock/Fotodom
Фото: IgorGolovniov/Shutterstock/Fotodom

В августе 1946-го в газете «Известия» появилась статья старшего инспектора Главного управления музыкальных учреждений Всесоюзного комитета по делам искусств Елены Грошевой под названием «Пошлость на эстраде». В ней содержалась резкая критика Эдди Рознера. Статья изобиловала штампами: «расчет на отсталые вкусы», «пошлая музыкальная стряпня», «полнейшая безыдейность». Этот материал стал началом процесса, который привел к роспуску джаз-оркестра Белоруссии, а затем и к аресту Рознера.

После этого уже ничто не могло остановить широкомасштабную кампанию против джаза. Уникальные музыканты подвергались жесткой критике, оркестры расформировывались или превращались в эстрадные, полностью менялся их репертуар. На смену джазу пришли марши, патриотические песни и народная музыка. За «формализм» и «преклонение перед Западом» в 1948 году лишили звания профессора и изгнали из консерватории самого Шостаковича.

Под запрет попали даже некоторые инструменты, например гитара-шестиструнка и саксофон. Пропаганда изображала их как символы не только западной культуры, но и преступности. Появлялись лозунги вроде «От саксофона до финского ножа — один шаг». Любители джаза — те самые стиляги — воспринимались в худшем варианте как идеологические враги и диверсанты, в «лучшем» — как деграданты и паразиты, живущие за счет родителей и не приносящие никакой пользы обществу. Тогда же появились и пластинки «на костях» — самодельные записи зарубежной музыки на рентгеновских снимках, которые были в ходу вплоть до появления магнитофонов в начале 1970-х.

Фото: Borkin Vadim/Shutterstock/Fotodom
Фото: Borkin Vadim/Shutterstock/Fotodom

Леонид Утесов называл это время «эпохой административного разгибания саксофонов». Джазмен Алексей Козлов вспоминал, что аккордеон называли фашистским инструментом, а саксофон — американским. Кстати, в Союзе до середины 1970-х игре на саксофоне не обучали, только на кларнете.

Считается, что массовые гонения на джаз прекратились после смерти Сталина. Действительно, при Хрущеве арестованные музыканты были освобождены, но отношение к джазу не изменилось. В 1950-х и начале 1960-х он оставался в тени официальной культуры, подвергаясь критике и насмешкам. Лишь во время VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 году в Москве отмечалось небольшое послабление.

Рок-н-ролл «гнать поганою метлой»

С появлением в 1950-х годах рок-н-ролла советская власть столкнулась с новой угрозой. Энергичная, бунтарская музыка Элвиса Пресли, Чака Берри и других американских исполнителей быстро завоевала сердца молодежи.

В 1957 году, на том же Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, рок-н-ролл впервые прозвучал со сцены. Однако, несмотря на популярность, новые ритмы почти сразу были объявлены новыми «происками врага» и очередной «идеологической диверсией». Власти начали активную борьбу с распространением рок-н-ролла: радиостанции и танцплощадки получали строгие указания не транслировать и не исполнять зарубежные песни.

1960-е ознаменовались новым витком запретов. Появление The Beatles вызвало настоящий фурор, в том числе и среди советской молодежи. Битломания охватила страну, молодые люди начали копировать стиль, манеры и даже прически своих кумиров. В ответ на это советское правительство развернуло новую масштабную пропагандистскую кампанию  — теперь против «битлов». Газеты и телевидение называли их музыку «вредной» и «развращающей молодежь».

Меломан 70-х. Фото: Алекснадр Бунькин/Архив Александра Вадимовича Бунькина/russianphoto.ru
Меломан 70-х. Фото: Алекснадр Бунькин/Архив Александра Вадимовича Бунькина/russianphoto.ru

Однако, несмотря на все запреты и знаменитые внушительные списки идеологически чуждых групп, зарубежная музыка продолжала проникать в СССР. Молодежь тайно обменивалась записями, устраивала подпольные концерты и дискотеки. В то же время в стране начал формироваться собственный андерграунд. Новые группы черпали вдохновение в западной музыке, создавая на ее основе свои композиции.

Перестройка и конец запретов

С приходом к власти Горбачева в 1985 году и началом перестройки ситуация начала меняться. Власти стали более терпимо относиться к зарубежной музыке. Радиостанции получили возможность транслировать западные хиты, магазины — продавать пластинки и кассеты, газеты и журналы — писать о зарубежной музыке уже в позитивном ключе. В августе 1989 года на стадионе «Лужники» в Москве состоялся первый в СССР международный рок-фестиваль, организованный Стасом Наминым. На мероприятие, собравшее 200 тысяч зрителей, приехали группы со всего мира. Это событие ознаменовало конец эпохи запретов на зарубежную музыку.

Могут ли запретить западную музыку в России: мнение экспертов

Музыкальный критик и медиаэксперт Павел Рудченко считает, что депутатам стоит быть поаккуратнее со столь резонансными заявлениями, тем более что однобокие мнения о культуре не поддерживает президент.

«Мне кажется, это популистское высказывание, сделано ради хайпа. Понимаю, что многие хотят попасть в информационное поле со своими темами, но важно разбираться в вопросе, прежде чем высказываться. Полностью открещиваться от западного влияния неправильно, и наш президент это не поддерживает, ведь он говорит, что культура не имеет границ. Культура — это всемирное явление, и особенно — искусство».

Павел Рудченко

музыкальный критик, медиаэксперт

Критик подчеркнул, что без конкуренции невозможно добиться хороших результатов, тем более что существующий тренд на русское, народное и национальное не будет вечным.

«Вспомним, как недавно кальянный рэп был на пике популярности, а сейчас снова в топе поп-музыка, которая в значительной мере создается благодаря западным технологиям и семплам. Открещиваться от западных технологий, но при этом использовать их — это противоречие. Следует развивать свое творчество, работать с населением, нести культуру и искусство, создавать новые тренды и продукты».

Павел Рудченко

музыкальный критик, медиаэксперт

В то же время важно фильтровать некачественный контент, который очерняет Россию. «Такие материалы можно блокировать на стриминговых платформах, но запрещать всю западную музыку нецелесообразно», — добавил медиаэксперт.

Фото: Firn/Shutterstock/Fotodom
Фото: Firn/Shutterstock/Fotodom

Музыкальный продюсер Антон Пронин не исключает, что в текущей политической обстановке вполне может возникнуть новая волна гонений на зарубежную музыку. «Но это была бы чрезмерная и неадекватная реакция. Музыка вне политики, и люди вправе слушать то, что им нравится, на любом языке. Это выбор каждого человека. Кто-то любит слушать российскую музыку, кто-то предпочитает иностранную — это абсолютно нормально», — отметил он.

По поводу соотношения русской и иностранной музыки в ротации продюсер рассказал, что в некоторых странах уже существуют ограничения в виде национальных музыкальных квот на радиостанциях.

«В Белоруссии, а также во Франции такие квоты составляли 30–40% местной музыки на родном языке. В мире идет тренд на локализацию музыки. Это явление не обошло стороной и Россию, что отчасти связано с текущей ситуацией. Так что введение подобных ограничений по идеологическим и политическим причинам вполне реально, технически и юридически это осуществимо. Однако жесткие ограничения на иностранную музыку, на мой взгляд, неуместны».

Антон Пронин

музыкальный продюсер, предприниматель

Эксперт рассказал, что этой весной в чартах российских музыкальных стриминговых платформ впервые возник знаковый прецедент: в топ-100 лучших песен не оказалось ни одной на английском языке. «Так что российского контента много, он разнообразен по качеству и актуальности и вполне конкурентоспособен», — подчеркнул Антон Пронин.

Фото: Peter Albrektsen/Shutterstock/Fotodom
Фото: Peter Albrektsen/Shutterstock/Fotodom

Могли бы предполагаемые ограничения распространяться на классику или современных исполнителей классики? На взгляд продюсера, это было бы глупо и недальновидно. «Классика остается классикой вне зависимости от национальной принадлежности авторов и исполнителей», — считает он.

«Музыка — это понятие без границ. Она должна быть вне политики и является частью культурного кода, объединяющего всё человечество».

Антон Пронин

музыкальный продюсер, предприниматель

Тем временем основатель Pink Floyd Роджер Уотерс жестко охарактеризовал президента Зеленского.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...