Сформирован технический облик российского истребителя Checkmate. Чем удивит новейший борт
Шах и мат
Глава Ростеха Сергей Чемезов рассказал ТАСС, что технический облик Checkmate в целом сформирован. Истребитель получит передовую бортовую электронику, будет оборудован эффективной системой радиоэлектронной борьбы.
Идет активная работа по проекту. Технический облик машины в целом сформирован, выстраивается кооперация
Су-57 сделан с применением технологии малозаметности. У него есть отсек для авиационных средств поражения «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Checkmate (с английского «шах и мат») сможет поражать одновременно до шести целей. Скорость однодвигательного самолета составит 1,8 Маха, а боевой радиус — 3 тысячи километров.
Впервые презентация истребителя прошла на авиасалоне МАКС-2021 в августе этого года. Заслуженный военный летчик РФ, замглавного редактора журнала «Авиапанорама» Владимир Попов рассказал, что тогда была представлена концептуальная модель, не сам самолет, готовый к производству на 100%. Скоро Checkmate покажут в ОАЭ на международной выставке Dubai Airshow 2021, которая пройдет с 14 по 18 ноября.
Передовые локаторы
Попов рассказал, что Су-75 будет оснащен передовой авионикой, сопоставимой с истребителями пятого поколения Су-57: те же прицельно-навигационные устройства будут стоять, та же система радиоэлектронного взаимодействия и борьбы. Самолет также получит радар с АФАР — активной фазированной антенной решеткой.
Это новый вид локаторов, которые сейчас достаточно широко применяются. Они легче и качественнее, менее энергозатратные, малогабаритные, универсальные. Они могут работать и по земле, и по воздуху и по морским целям. А точностные характеристики повышаются.
На самолете Checkmate эта система будет модернизирована, а значит в разы лучше. Она будет распределена по контуру поверхности всего самолета и будет действовать по двум направлениям: и как элемент РЭП (радиоэлектронного противодействия), как локатор. Получается два в одном
Владимир Попов
заслуженный военный летчик РФ, замглавного редактора журнала «Авиапанорама»
Таким образом увеличивается сектор обзора воздушного пространства, а это обеспечивает тактические преимущества.
Однодвигательный истребитель
Особенность этого истребителя в том, что он однодвигательный, хотя сейчас на вооружении почти всех стран мира в основном самолеты двухдвигательного плана.
Попов объяснил, что раньше в военных целях использовались однодвигательные самолеты, но по мере развития технологий истребители стали оснащать двумя более легкими двигателями. Это надежнее: если один двигатель окажется неисправен, можно будет продолжить полет на втором.
Качество и надежность современных двигателей возросли в разы, и мы можем использовать один двигатель вместо двух примерно с такой же эффективностью, как в двухдвигательных самолетах. Изготовить и эксплуатировать однодвигательный самолет в боевых условиях будет проще
Владимир Попов
заслуженный военный летчик РФ, замглавного редактора журнала «Авиапанорама»
Кроме того, два двигателя всегда потребляют больше топлива, чем один. В производстве и эксплуатации Су-75 будет дешевле самолетов двухдвигательного характера. Однако в массовое производство их пускать в полной мере нецелесообразно, добавил Попов. Они будут работать в сочетании с двухдвигательными самолетами.
Для длительной эксплуатации в мирное время, учебно-тренировочных полетов нам важно иметь самолет в двумя двигателями, он надежнее, он многолетний. А однодвигательный в этом плане более ограничен: если вдруг что-то отказало, надо катапультироваться
Владимир Попов
заслуженный военный летчик РФ, замглавного редактора журнала «Авиапанорама»
Эксперт отметил, что истребители Checkmate будут использоваться при ведении боевых действий в угрожаемый период. Пока запланировано взять на вооружение около 80 самолетов Су-75 «Checkmate» в 2023 году.