Для чего мошенники стали просить россиян помочь в поимке телефонных аферистов
«Известия»: россияне потеряли крупные суммы, помогая аферистам в поимке телефонных мошенников
Дорогая помощь
Телефонные мошенники убедили жительницу Алапаевска поучаствовать в операции по поимке телефонных же аферистов. Сначала они представились сотрудниками банка и попросили помочь им разоблачить группу мошенников. Для этого свердловчанке нужно было оформить кредит и перевести деньги на указанные аферистами реквизиты. Женщина отказалась, сообщается на сайте МВД по Свердловской области.
Мошенники позвонили ей второй раз, от имени представителя правоохранительных органов. Женщина поверила, согласилась, оформила кредит и потеряла 53 тысячи рублей. Теперь аферистов ищет полиция.
По этому же сценарию обманули пенсионера из Тамбовской области. Мужчина несколько дней «помогал ловить аферистов», переводя для этого все свои накопления «на безопасный счет». В итоге у тамбовчанина выманили два миллиона рублей.
Защита пенсионеров
Схема, когда аферисты выдают себя за представителей правоохранительных органов, не нова. Но сейчас случаи обмана участились, рассказала «Известиям» руководитель групп аналитики, аудита и техподдержки ИБ компании «Крок» Анастасия Федорова.
Основными жертвами мошенников становятся пенсионеры, которые чаще доверяют представителям госструктур, стремятся помогать следствию и так далее. Чтобы защитить пожилых людей от обмана, необходимо как можно чаще говорить об этом с ними. Когда люди поймут, что нельзя доверять людям, которые звонят и просят о помощи, даже если те представляются правоохранителями, они перестанут терять свои деньги.
Чтобы более эффективно бороться с этим, нужно не только информировать население о схемах, к которым прибегают мошенники, но и выстраивать удобные, общедоступные каналы обратной связи с теми же правоохранителями. Нужно, чтобы у людей в любой момент была возможность проверить просьбу «лжеправоохранителя».
Леонид Чуриков
ведущий аналитик «СерчИнформ»
Разговор с мошенниками
Самый главный способ обезопасить себя и свои деньги — вообще не разговаривать с телефонными мошенниками, бросить трубку и перезвонить по официальному номеру банка. Но если аферисты оказались убедительными и завели с вами разговор, то им ни в коему случае нельзя называть реквизиты вашей карты, а также отвечать словами «да» или «нет».
Раскусив обманщиков, некоторые начинают троллить аферистов. Так делать не стоит, лучше спокойно прекратить разговор. В противном случае аферисты могут разозлиться и использовать ваш номер в качестве подменного при обзвонах других людей. В итоге — новые жертвы мошенничества звонят «шутникам» и требуют вернуть деньги.
Если вас обманули, сообщить об этом нужно по телефону горячей линии МВД (8-800-222-74-47), на сайте МВД или в отделении полиции по месту жительства.
Кроме этого, необходимо заблокировать банковскую карту. По закону, финансовые организации должны вернуть пострадавшему деньги, если удастся доказать, что сняли их незаконно. Также можно попробовать самостоятельно отменить трансакцию в личном кабинете банка или в мобильном приложении.
Но если человек сам назвал мошенникам PIN-код от карты или CVV-код, то банк не обязан возвращать деньги. Этот платеж считается законным и добровольным. Если же аферисты без конфиденциальной информации украли деньги, а банк отказался их возвращать, нужно оставить жалобу на сайте Банка России.
Самые актуальные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».