Три Золотые Звезды за 330 боевых вылетов: небесный снайпер Иван Кожедуб
Со дня рождения летчика-аса Ивана Кожедуба 8 июня исполняется 105 лет
Детство и юность героя-летчика Ивана Кожедуба
Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года в селе Ображиевка Черниговской губернии (ныне Сумская область, Украина) в простой крестьянской семье. Он был младшим из пяти детей, но его отец, работавший на фабрике, находил время для чтения и даже сочинял стихи.
С ранних лет мальчик проявлял незаурядные способности — в шесть лет научился читать, а позже увлекся рисованием. «Рисование развило у меня глазомер, зрительную память и наблюдательность. Эти качества оказались бесценными, когда я стал летчиком», — писал впоследствии Кожедуб. Он также рано понял важность физической подготовки — уже в тринадцать лет освоил двухпудовую гирю, что позже помогало ему выдерживать колоссальные перегрузки в воздушных боях.
После окончания школы-семилетки Иван поступил в Шосткинский химико-технологический техникум. В 1938 году Кожедуб присоединился к местному аэроклубу и вскоре совершил свой первый полет на У-2 конструкции Поликарпова. Небо окончательно завладело его мыслями.
В 1940 году Кожедуба призвали в Красную Армию и направили в Чугуевское военное авиационное училище, которое он окончил с отличием уже в 1941-м. Его мечтой было сразу отправиться на фронт, но командование решило иначе: талантливого выпускника оставили инструктором в том же училище.
После начала Великой Отечественной войны училище эвакуировали в Казахстан. Иван неоднократно подавал рапорты с просьбой отправить его на фронт, но получал отказы. Только осенью 1942 года его направили в 240-й истребительный авиаполк, и в марте 1943-го Кожедуб наконец попал на Воронежский фронт.
Первый боевой вылет едва не стал для Ивана последним. Его самолет Ла-5 был серьезно поврежден немецким истребителем, а при возвращении на аэродром случайно попал под огонь своих, советских зенитчиков. Несмотря на серьезные повреждения машины, Кожедуб смог ее посадить. После этого инцидента его хотели перевести в наземную службу, но командир полка разглядел в молодом пилоте будущего аса и оставил в боевом строю.
Воздушный охотник
Настоящее крещение огнем Кожедуб получил во время Курской битвы. 6 июля 1943 года он открыл свой боевой счет, сбив пикирующий бомбардировщик Ju-87. В последующие дни на его счету появились еще несколько сбитых вражеских самолетов.
«В первые дни боев на Курской дуге я понял, что воздушный бой — это действительно испытание морально-боевых и физических качеств бойца, это величайшее напряжение нервов», — писал Кожедуб в своих мемуарах.
Советский летчик быстро выработал свой особый стиль ведения боя. Он предпочитал атаковать противника с близкой дистанции, часто заходя снизу — маневр рискованный, но крайне эффективный. При этом Кожедуб всегда стремился первым заметить врага и перехватить инициативу. Благодаря острому зрению и исключительной реакции, он умел «крутить головой на 360 градусов» и мгновенно принимать решения.
«Не уйдешь, сейчас я тебе дам как следует!» — эту фразу Иван произнес в одном из своих первых боев, когда пытался сбить упорно уворачивающийся немецкий самолет. Эти слова стали своеобразным девизом его боевого пути.
Боевая биография: от Курска до Берлина
Летное мастерство Кожедуба росло с каждым боем. Он участвовал в освобождении Харькова, сражался в небе над Днепром, освобождал Правобережную Украину и Молдавию. К маю 1944 года на его счету было уже 32 сбитых самолета противника. Так он получил первую звезду Героя Советского Союза.
В середине 1944 года Иван получил новый самолет Ла-5ФН, построенный на средства колхозника-пчеловода Василия Конева. На этой машине он сбил еще семь вражеских самолетов всего за одну неделю. В августе того же года Кожедуб был удостоен второй Звезды Героя Советского Союза.
Вскоре его перевели в 176-й гвардейский истребительный авиаполк, где он освоил новейший истребитель Ла-7. На нем Иван и завершил свой боевой путь, сражаясь в небе Польши и Германии.
Одним из самых известных эпизодов в биографии Кожедуба стало уничтожение немецкого реактивного истребителя Me-262 в феврале 1945-го. Несмотря на значительное превосходство противника в скорости, советский ас сумел искусно сманеврировать, обмануть вражеского пилота и сбить машину точным огнем.
«Подхожу со стороны хвоста на расстоянии 500 метров. Дистанция резко сократилась, и я сблизился с врагом. С невольным волнением открываю огонь. И реактивный самолет, разваливаясь на части, падает», — так описывал этот бой сам Кожедуб.
Последние две победы в воздухе Иван одержал 17 апреля 1945 года в небе над Берлином, сбив два истребителя FW-190. День Победы он встретил в Москве, куда был вызван для участия в торжественных мероприятиях.
Личная жизнь «короля неба»
Свою будущую жену Веронику Кожедуб впервые встретил в ноябре 1945 года в электричке. Как истинный ас, он не упустил свой шанс — при следующей встрече пригласил девушку на танцы в гарнизонный дом культуры. Вероника была удивлена, когда узнала, что ее спутник — знаменитый трижды Герой Советского Союза. Уже 2 января 1946 года они поженились.
В этом браке родились двое детей: Наталья (1947) и Никита (1952). Семья стала надежным тылом для прославленного летчика, а Вероника Яковлевна разделила с мужем все радости и трудности военной службы.
Послевоенная карьера Иван Кожедуба
После войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году он окончил Военно-воздушную академию, а затем освоил реактивный истребитель МиГ-15. В 1951—1952 годах он участвовал в Корейской войне в качестве командира 324-й истребительной авиационной дивизии. И, хотя ему было категорически запрещено лично участвовать в боевых вылетах, под его руководством дивизия сбила 216 американских самолетов, правда, потеряла 27 машин и 9 летчиков.
В 1956-м Кожедуб окончил Военную академию Генштаба. В последующие годы он занимал различные командные должности в ВВС СССР. В 1962—1963 годах командовал 76-й воздушной армией, освоив при этом управление вертолетом Ми-4.
«Прямо скажу: не сразу далось мне это искусство, а ведь я думал, что сяду в кабину вертолета и немедля взлечу», — вспоминал Кожедуб. Тем не менее, он в полной мере овладел и этой техникой, что позднее пригодилось во время операции по ликвидации ледяных заторов на Оке.
До 1969 года он продолжал регулярно летать, освоив десятки типов самолетов, включая МиГ-21. В 1970 году Ивану Кожедубу было присвоено звание генерал-полковника, а 7 мая 1985-го — звание маршала авиации.
Иван Кожедуб: вклад в развитие авиации
Кожедуб прославился не только как военный ас, но и как теоретик и новатор авиации. Он разработал ряд новых приемов и тактических схем воздушного боя, которые изучали следующие поколения летчиков.
«Молниеносно комбинируешь фигуры, делаешь неожиданные для противника маневры — словом, выбираешь наикратчайший путь к поражению врага. В каждом бою опытный и теоретически образованный летчик — это новатор», — рассказывал Кожедуб.
Важной частью его наследия стали книги «Служу Родине», «Верность Отчизне» и «Три сражения», в которых он поделился своим боевым опытом и размышлениями о военном искусстве.
Награды Ивана Кожедуба
Всего за время Великой Отечественной войны Иван Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев и лично сбил 64 вражеских самолета. При этом он ни разу не был сбит сам, хотя его машины неоднократно получали серьезные повреждения.
Среди уничтоженных им воздушных целей: 21 истребитель FW-190, 18 истребителей Me-109, 18 бомбардировщиков Ju-87, три штурмовика Hs-129, два бомбардировщика He-111, румынский истребитель PZL P-24 и реактивный Me-262.
За свои подвиги Иван Никитович был удостоен трех Звезд Героя Советского Союза, двух орденов Ленина, семи орденов Красного Знамени, ордена Александра Невского, ордена Отечественной войны I степени, двух орденов Красной Звезды и многих других наград.
Маршал авиации Иван Кожедуб скончался 8 августа 1991 года на 72-м году жизни. Он был похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве.
В честь Ивана Кожедуба названы улицы, площади, учебные заведения, а также Центр показа авиационной техники в подмосковной Кубинке, где базируются знаменитые пилотажные группы «Стрижи» и «Русские витязи». Боевой самолет Ла-7, на котором легендарный ас завершал войну, хранится в Центральном музее ВВС в Монино.
Ранее мы рассказали о легендарном маршале Василии Чуйкове, отстоявшем Сталинград.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».