http://Top.Mail.Ru
Летчик Иван Кожедуб: биография и подвиги героя СССР | Ямал-Медиа
07 июня 2025, 15:33

Три Золотые Звезды за 330 боевых вылетов: небесный снайпер Иван Кожедуб

Со дня рождения летчика-аса Ивана Кожедуба 8 июня исполняется 105 лет

Иван Кожедуб — один из лучших асов советской авиации и самый результативный летчик-истребитель среди всех стран Антигитлеровской коалиции. «Ямал-Медиа» рассказывает о трижды Герое Советского Союза, со дня рождения которого 8 июня исполняется 105 лет.

Детство и юность героя-летчика Ивана Кожедуба

Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года в селе Ображиевка Черниговской губернии (ныне Сумская область, Украина) в простой крестьянской семье. Он был младшим из пяти детей, но его отец, работавший на фабрике, находил время для чтения и даже сочинял стихи.

С ранних лет мальчик проявлял незаурядные способности — в шесть лет научился читать, а позже увлекся рисованием. «Рисование развило у меня глазомер, зрительную память и наблюдательность. Эти качества оказались бесценными, когда я стал летчиком», — писал впоследствии Кожедуб. Он также рано понял важность физической подготовки — уже в тринадцать лет освоил двухпудовую гирю, что позже помогало ему выдерживать колоссальные перегрузки в воздушных боях.

После окончания школы-семилетки Иван поступил в Шосткинский химико-технологический техникум. В 1938 году Кожедуб присоединился к местному аэроклубу и вскоре совершил свой первый полет на У-2 конструкции Поликарпова. Небо окончательно завладело его мыслями.

Самолет У-2 (По-2). Фото: Honza123/Shutterstock/Fotodom
Самолет У-2 (По-2). Фото: Honza123/Shutterstock/Fotodom

В 1940 году Кожедуба призвали в Красную Армию и направили в Чугуевское военное авиационное училище, которое он окончил с отличием уже в 1941-м. Его мечтой было сразу отправиться на фронт, но командование решило иначе: талантливого выпускника оставили инструктором в том же училище.

После начала Великой Отечественной войны училище эвакуировали в Казахстан. Иван неоднократно подавал рапорты с просьбой отправить его на фронт, но получал отказы. Только осенью 1942 года его направили в 240-й истребительный авиаполк, и в марте 1943-го Кожедуб наконец попал на Воронежский фронт.

Первый боевой вылет едва не стал для Ивана последним. Его самолет Ла-5 был серьезно поврежден немецким истребителем, а при возвращении на аэродром случайно попал под огонь своих, советских зенитчиков. Несмотря на серьезные повреждения машины, Кожедуб смог ее посадить. После этого инцидента его хотели перевести в наземную службу, но командир полка разглядел в молодом пилоте будущего аса и оставил в боевом строю.

Воздушный охотник

Настоящее крещение огнем Кожедуб получил во время Курской битвы. 6 июля 1943 года он открыл свой боевой счет, сбив пикирующий бомбардировщик Ju-87. В последующие дни на его счету появились еще несколько сбитых вражеских самолетов.

Самолет Ла-5, участвовавший в боях Великой Отечественной войны. Фото: eranicle/Shutterstock/Fotodom
Самолет Ла-5, участвовавший в боях Великой Отечественной войны. Фото: eranicle/Shutterstock/Fotodom

«В первые дни боев на Курской дуге я понял, что воздушный бой — это действительно испытание морально-боевых и физических качеств бойца, это величайшее напряжение нервов», — писал Кожедуб в своих мемуарах.

Советский летчик быстро выработал свой особый стиль ведения боя. Он предпочитал атаковать противника с близкой дистанции, часто заходя снизу — маневр рискованный, но крайне эффективный. При этом Кожедуб всегда стремился первым заметить врага и перехватить инициативу. Благодаря острому зрению и исключительной реакции, он умел «крутить головой на 360 градусов» и мгновенно принимать решения.

Фото: ppl/Shutterstock/Fotodom
Фото: ppl/Shutterstock/Fotodom

«Не уйдешь, сейчас я тебе дам как следует!» — эту фразу Иван произнес в одном из своих первых боев, когда пытался сбить упорно уворачивающийся немецкий самолет. Эти слова стали своеобразным девизом его боевого пути.

Боевая биография: от Курска до Берлина

Летное мастерство Кожедуба росло с каждым боем. Он участвовал в освобождении Харькова, сражался в небе над Днепром, освобождал Правобережную Украину и Молдавию. К маю 1944 года на его счету было уже 32 сбитых самолета противника. Так он получил первую звезду Героя Советского Союза.

В середине 1944 года Иван получил новый самолет Ла-5ФН, построенный на средства колхозника-пчеловода Василия Конева. На этой машине он сбил еще семь вражеских самолетов всего за одну неделю. В августе того же года Кожедуб был удостоен второй Звезды Героя Советского Союза.

Летчик-истребитель Иван Кожедуб и его «именной» самолет. 1944 г. Фото: МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Летчик-истребитель Иван Кожедуб и его «именной» самолет. 1944 г. Фото: МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

Вскоре его перевели в 176-й гвардейский истребительный авиаполк, где он освоил новейший истребитель Ла-7. На нем Иван и завершил свой боевой путь, сражаясь в небе Польши и Германии.

Одним из самых известных эпизодов в биографии Кожедуба стало уничтожение немецкого реактивного истребителя Me-262 в феврале 1945-го. Несмотря на значительное превосходство противника в скорости, советский ас сумел искусно сманеврировать, обмануть вражеского пилота и сбить машину точным огнем.

«Подхожу со стороны хвоста на расстоянии 500 метров. Дистанция резко сократилась, и я сблизился с врагом. С невольным волнением открываю огонь. И реактивный самолет, разваливаясь на части, падает», — так описывал этот бой сам Кожедуб.

Летчик-истребитель Иван Кожедуб. 1944 г. Фото: Иван Шагин/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Летчик-истребитель Иван Кожедуб. 1944 г. Фото: Иван Шагин/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

Последние две победы в воздухе Иван одержал 17 апреля 1945 года в небе над Берлином, сбив два истребителя FW-190. День Победы он встретил в Москве, куда был вызван для участия в торжественных мероприятиях.

Личная жизнь «короля неба»

Свою будущую жену Веронику Кожедуб впервые встретил в ноябре 1945 года в электричке. Как истинный ас, он не упустил свой шанс — при следующей встрече пригласил девушку на танцы в гарнизонный дом культуры. Вероника была удивлена, когда узнала, что ее спутник — знаменитый трижды Герой Советского Союза. Уже 2 января 1946 года они поженились.

В этом браке родились двое детей: Наталья (1947) и Никита (1952). Семья стала надежным тылом для прославленного летчика, а Вероника Яковлевна разделила с мужем все радости и трудности военной службы.

Послевоенная карьера Иван Кожедуба

После войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году он окончил Военно-воздушную академию, а затем освоил реактивный истребитель МиГ-15. В 1951—1952 годах он участвовал в Корейской войне в качестве командира 324-й истребительной авиационной дивизии. И, хотя ему было категорически запрещено лично участвовать в боевых вылетах, под его руководством дивизия сбила 216 американских самолетов, правда, потеряла 27 машин и 9 летчиков.

Герои Советского Союза Иван Кожедуб и Алексей Маресьев. 1947 г. Фото: Сергей Васин/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Герои Советского Союза Иван Кожедуб и Алексей Маресьев. 1947 г. Фото: Сергей Васин/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

В 1956-м Кожедуб окончил Военную академию Генштаба. В последующие годы он занимал различные командные должности в ВВС СССР. В 1962—1963 годах командовал 76-й воздушной армией, освоив при этом управление вертолетом Ми-4.

«Прямо скажу: не сразу далось мне это искусство, а ведь я думал, что сяду в кабину вертолета и немедля взлечу», — вспоминал Кожедуб. Тем не менее, он в полной мере овладел и этой техникой, что позднее пригодилось во время операции по ликвидации ледяных заторов на Оке.

До 1969 года он продолжал регулярно летать, освоив десятки типов самолетов, включая МиГ-21. В 1970 году Ивану Кожедубу было присвоено звание генерал-полковника, а 7 мая 1985-го — звание маршала авиации.

Иван Кожедуб: вклад в развитие авиации

Кожедуб прославился не только как военный ас, но и как теоретик и новатор авиации. Он разработал ряд новых приемов и тактических схем воздушного боя, которые изучали следующие поколения летчиков.

Трижды Герой Советского Союза, маршал авиации Иван Никитович Кожедуб с молодыми военными. 1980-е гг. Фото: Александр Стешанов/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Трижды Герой Советского Союза, маршал авиации Иван Никитович Кожедуб с молодыми военными. 1980-е гг. Фото: Александр Стешанов/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

«Молниеносно комбинируешь фигуры, делаешь неожиданные для противника маневры — словом, выбираешь наикратчайший путь к поражению врага. В каждом бою опытный и теоретически образованный летчик — это новатор», — рассказывал Кожедуб.

Важной частью его наследия стали книги «Служу Родине», «Верность Отчизне» и «Три сражения», в которых он поделился своим боевым опытом и размышлениями о военном искусстве.

Награды Ивана Кожедуба

Всего за время Великой Отечественной войны Иван Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев и лично сбил 64 вражеских самолета. При этом он ни разу не был сбит сам, хотя его машины неоднократно получали серьезные повреждения.

Александр Покрышкин, Георгий Жуков и Иван Кожедуб в перерыве сессии Верховного Совета. Апрель 1954 г. Фото: Анатолий Егоров/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Александр Покрышкин, Георгий Жуков и Иван Кожедуб в перерыве сессии Верховного Совета. Апрель 1954 г. Фото: Анатолий Егоров/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

Среди уничтоженных им воздушных целей: 21 истребитель FW-190, 18 истребителей Me-109, 18 бомбардировщиков Ju-87, три штурмовика Hs-129, два бомбардировщика He-111, румынский истребитель PZL P-24 и реактивный Me-262.

За свои подвиги Иван Никитович был удостоен трех Звезд Героя Советского Союза, двух орденов Ленина, семи орденов Красного Знамени, ордена Александра Невского, ордена Отечественной войны I степени, двух орденов Красной Звезды и многих других наград.

Маршал авиации Иван Кожедуб скончался 8 августа 1991 года на 72-м году жизни. Он был похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве.

Фрагмент экспозиции в Центральном музее Военно-воздушных сил в Монино. Фото: fifg/Shutterstock/Fotodom
Фрагмент экспозиции в Центральном музее Военно-воздушных сил в Монино. Фото: fifg/Shutterstock/Fotodom

В честь Ивана Кожедуба названы улицы, площади, учебные заведения, а также Центр показа авиационной техники в подмосковной Кубинке, где базируются знаменитые пилотажные группы «Стрижи» и «Русские витязи». Боевой самолет Ла-7, на котором легендарный ас завершал войну, хранится в Центральном музее ВВС в Монино.

Ранее мы рассказали о легендарном маршале Василии Чуйкове, отстоявшем Сталинград.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...