Покупки вошли в привычку. Пандемия вывела интернет-торговлю в ЯНАО на новый уровень
Покупки в сети
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), онлайн-торговля в ЯНАО набирает обороты. Если в 2019 году доля интернет-торговли от общего оборота розничной торговли региона составляла 8,4%, то в 2020-м она выросла до 14%. Свою роль сыграли ограничения из-за пандемии, когда многие непродовольственные товары можно было купить только онлайн.
За первые шесть месяцев 2021 года доля интернет-торговли упала до 12%, но это в порядке вещей. За эти полгода в регионе не было нерабочих дней, все оффлайновые магазины были открыты, но сильного отката оборота электронной коммерции не произошло. Это означает, что у жителей Севера все же сформировалась привычка заказывать товары в интернете.
Крупные игроки
На Ямале уже работают крупнейшие игроки российского рынка интернет-торговли: Яндекс, Ozon, Delivery Club. Представители торговой площадки Wildberries сообщили «Ямал-Медиа», что компания активно инвестирует в развитие логистической инфраструктуры на Севере. В 10 населенных пунктах региона открыты около 70 собственных и партнерских точек выдачи товаров.
В этом году компания запустила в ЯНАО программу партнерских пунктов выдачи заказов. Местные предприниматели теперь могут сами открывать брендированные точки выдачи Wildberries в любом населенном пункте округа и зарабатывать на комиссии от выдачи заказов. Компания создает для них выгодные условия: предлагает купить в рассрочку мебель для благоустройства помещения и дарит брендированную вывеску.
Крупный сервис доставки еды Delivery Club сообщил, что тоже активно расширяет региональную сеть. На Ямале услугами сервиса могут пользоваться жители Нового Уренгоя, Ноябрьска, Салехарда и других городов. Курьеры доставляют готовую еду из кафе и ресторанов, а в некоторых местах и продукты.
Высокий потенциал
Специалисты АКИТ указали на высокий уровень проникновения интернета и большое количество пользователей в ЯНАО, что, безусловно, является одним из критериев развития интернет-торговли.
В АКИТ отметили, что крупным IT-игрокам, которыми являются современные компании электронной коммерции, не принципиально в каком городе запускать свой сервис, если есть спрос и исполнители. А они действительно есть.
Чаще всего ямальцы покупают в интернете цифровую и бытовую технику (24%). Спросом пользуются одежда и обувь (16%), мебель и товары для дома (12%), товары для красоты и здоровья (8%), продукты (6%).
Климат округа и труднопроходимые маршруты осложняют логистику, делают ее очень дорогой. Это критический фактор, который пока очень трудно преодолеть, однако у ЯНАО достаточно высокий потенциал для развития экспресс-доставки. В небольших городах региона машины есть у большинства жителей, а значит, там легко можно найти кадры для решения «последней мили» — автокурьеров.
При достаточном развитии складских мощностей и межгородской логистики быстрая доставка может стать такой же востребованной, как в других регионах. То есть более активное развитие интернет-торговли в северном направлении — это вопрос времени
Артем Соколов
президент АКИТ