Центробанк против аферистов: какие переводы будут блокировать с 2026 года
Новые сигналы: на что будут обращать внимание банки в 2026 году
Регулятор значительно расширил перечень признаков, по которым банки будут проверять операции на возможное мошенничество. Если раньше таких сигналов было шесть, то теперь их станет двенадцать, плюс два дополнительных — для операций с цифровым рублем.
Один из новых признаков — крупный перевод (свыше 200 тысяч рублей) через СБП самому себе между счетами в разных банках, если в течение суток после этого следует платеж другому лицу. Речь идет о человеке, которому плательщик до этого полгода не отправлял деньги. Дело в том, что злоумышленники обычно убеждают жертву сосредоточить сначала все свои сбережения на одном счете, поскольку так их легче похитить.
Еще одно нововведение — смена номера телефона. Если в личном кабинете онлайн-банка человек привяжет новый номер мобильного в течение 48 часов до совершения перевода, это расценят как красный флаг.
Кроме того, банки начнут активнее анализировать данные от операторов связи. Теперь подозрительной будет считаться не только нехарактерная активность в виде звонков или смс, но и изменение технических параметров: например, использование нетипичного интернет-провайдера. Как пояснил директор департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров в интервью РИА «Новости», это должно препятствовать ситуациям, когда мошенники, заражая телефон вирусной программой, дистанционно управляют устройством жертвы, в том числе похищают деньги.
В новом приказе также есть признак, предусматривающий сопоставление сведений о получателе с данными государственной информационной системы противодействия правонарушениям в сфере информационных технологий. Это будет осуществляться с 1 марта 2026 года. Мера должна помочь более эффективно выявлять случаи мошенничества с применением цифровых инструментов, отметила в беседе с «Ямал-Медиа» вице-президент Ассоциации управленцев и предпринимателей Юлия Хайдер. «Очевидно, при разработке приказа были задействованы в том числе специалисты по криптографической защите информации», — отметила она.
Среди прочего банкам предписано отслеживать время отклика банкомата и карты. Его превышение будет свидетельствовать о возможной попытке считать данные карты «прослушками», которые мошенники устанавливают в банкоматах.
Какие признаки мошенничества банки учитывают уже сегодня
Шесть ранее установленных признаков продолжают оставаться актуальными для выявления мошенничеств. Так, операция блокируется, если получатель внесен в «черный список» Банка России — общую базу данных о мошеннических счетах. То же происходит, если данные мошенника есть только во внутреннем списке кредитной организации. Перевод также приостанавливают, если в отношении получателя средств возбуждено уголовное дело.
Банк также учитывает информацию от операторов связи о нехарактерной для клиента активности: всплеске звонков или потоке смс-сообщений с новых номеров перед переводом.
Система обратит внимание на любую операцию, которая выбивается из привычного финансового поведения плательщика. Это может быть необычная сумма перевода, время или место его совершения.
Транзакция будет остановлена, если она совершается с устройства, параметры которого совпадают с теми, что ранее использовались для мошеннических операций, и информация об этом есть в базе данных регулятора.
Что делать, если перевод заблокировали
«Если ваш перевод заблокировали — например из-за того, что вы поменяли номер телефона или отправили крупную сумму человеку, которому раньше денег не переводили, — обращайтесь непосредственно в отделение банка», — советует Юлия Хайдер. Перевод со счета можно будет совершить в кассе, предъявив паспорт.
Рекомендации на случай блокировки счета привел также инвестиционный советник Сергей Варфоломеев. Так, чтобы избежать задержек при осуществлении перевода в случае смены телефона, лучше заранее подтвердить новый номер в личном кабинете и по возможности уведомить банк о предстоящей операции — через форму «Запрос на изменение лимита».
«При блокировке счета первым делом необходимо позвонить в службу поддержки по официальному номеру, сообщить оператору свои данные и зафиксировать номер обращения. Будьте готовы подтвердить свою личность удаленно — с помощью кода из смс или мобильного приложения. Если вопрос не решается в течение 20–30 минут, стоит вежливо попросить подключить к диалогу старшего специалиста», — пояснил эксперт в беседе с «Ямал-Медиа». Если же банк не реагирует несколько дней, наиболее эффективным способом станет официальная жалоба на сайте ЦБ.
Банк может ввести ограничения после звонков мошенников, поскольку система мониторинга фиксирует необычную активность, обратил внимание Сергей Варфоломеев. Если это произошло, нужно позвонить в банк по официальному номеру и подтвердить личность. Обычно этого хватает, чтобы снять временные ограничения, отмечает эксперт. Он также посоветовал обновить пароль к интернет-банку и ПИН-код карты.
Что делать, если вам пришел ошибочный перевод
Случается, что на счет человека приходит перевод от неизвестного лица, а затем отправитель связывается с получателем и просить отправить деньги обратно. Делать этого не нужно, предупреждает Юлия Хайдер.
«Отправитель, который случайно перевел деньги, имеет право отозвать свой платеж. Если и вы сделаете ему перевод, то свои деньги вы уже потеряете. Если вам ошибочно поступили средства, нужно позвонить в отделение банка и сообщить об этом факте. При этом чужие деньги нельзя тратить или куда-то переводить. Сам факт обращения по этому вопросу будет зафиксирован и докажет вашу благонадежность, что поможет избежать блокировки счета», — рассказала эксперт.
Статистика мошеннических атак
По информации Центробанка, в третьем квартале 2025 года мошенникам удалось провести 460,1 тысячи операций. Этот показатель превысил на 51% среднеквартальное значение за последний год. При этом общий объем похищенных средств почти не изменился и составил 8,2 миллиарда рублей.
Положительная тенденция заключается в том, что люди стали чаще сообщать в банки о кражах даже незначительных сумм. Этому способствовало внедрение в мобильные приложения ряда крупных кредитных организаций специальных сервисов для оперативного информирования о мошенничестве.
Ранее стало известно, что банки в ближайшие годы начнут массово формировать цифровые профили клиентов для повышения безопасности.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».