Биржевые цены на бензин обновили исторический максимум. Ждать ли подорожания в рознице?
Энергетик Юшков: цены на бензин могут вырасти на 5-7%
Почему бензин дорожает на бирже
Биржевые цены на бензин продолжают уверенно расти. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ), 24 мая Аи-95 по территориальному индексу на европейской части России превысил 62 тысячи рублей за тонну (исторический максимум), Аи-92 — 53,8 тысячи.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков пояснил «Ямал-Медиа», что причиной заметного роста биржевых цен на бензин может быть то, что нефтяные компании стали продавать меньше топлива на биржу.
Европа была заинтересована в покупке сырой нефти, поэтому раньше Россия мало экспортировала бензин, в основном дизельное топливо и мазут. В азиатские страны, куда Россия перенаправила экспорт, требуется поставлять больше конечных нефтепродуктов. Так что спрос на бензин увеличивается, и компании все больше предпочитают отправлять его в Азию, а не продавать через биржу.
На рынке нет дефицита бензина. Просто раньше излишки продавались через биржу независимым АЗС. Они могут испытывать определенные сложности, именно им придется повышать цены на заправках вслед за биржевыми.
Игорь Юшков
ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности
Изменение биржевых цен пока не отразилось на заправках. По данным Росстата, на неделе 11-15 мая средние потребительские цены на бензин выросли на 10 копеек по сравнению с прошлой неделей — до 51,12 рубля за литр.
Маржа за счет бюджета
Дополнительным драйвером роста цен может быть предложение Минфина РФ в два раза снизить демпфер на топливо. Механизм действует в стране с 2019 года для сдерживания цен на внутреннем рынке. Для производителей предусмотрен обратный акциз: если бензин и дизель торгуются за границей дороже, чем на внутреннем рынке, государство компенсирует НПЗ часть разницы. В обратном случае часть сверхприбыли компаний идет в бюджет.
Но сейчас прибыль нефтепереработчиков образуется за счет бюджета: сегодня маржа составляет восемь тысяч рублей за тонну, тогда как раньше была всего две тысячи. Чтобы это исправить, с июля 2023 по июль 2024 года могут установить коэффициент 0,5 при расчете демпфера. В результате выплаты нефтяникам из бюджета снизятся на 30 миллиардов рублей в месяц, сообщил «Интерфакс».
Государство сократит выплаты нефтяным компаниям, чтобы они удерживали цены на внутреннем рынке топлива. Компании, конечно, говорят, что в ответ будут поднимать цен, но государство будет настаивать на том, чтобы ценники остались неизменными, чтобы прибыльность компании уменьшилась и они за свой счет пережили эти изменения.
Игорь Юшков
ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности
Будет ли дорожать бензин
По словам Юшкова, биржевые цены лишь косвенно влияют на розничную стоимость бензина. Вертикально интегрированные нефтяные компании на бирже ничего не покупают, поэтому его биржевая стоимость для них незначительна. Другое дело — небольшие независимые АЗС.
С одной стороны, у нас большая часть топлива продается через заправки крупных компаний, но численность независимых заправок больше. И они как раз покупают топливо на бирже.
Игорь Юшков
ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности
Когда повышаются биржевые цены на бензин, перед независимыми АЗС встает дилемма: держать цены на прежнем уровне и нести убытки из-за высокой закупочной стоимости или повышать ценники и терять клиентов, которые будут заправляться на более дешевых сетевых заправках.
Юшков предположил, что по вопросу демпфера нефтяные компании и власти придут к компромиссному решению.
«Может быть повышение цен, но небольшое. Для конечных потребителей государство будет пытаться удержать повышение цен на уровне инфляции порядка 5-7%», — заключил эксперт.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».