http://Top.Mail.Ru
Алексей Туполев, авиаконструктор: биография, что создал, воспоминания | Ямал-Медиа
20 мая 2025, 02:07 (обновлено: 20 мая 2025, 08:23)

Небесный наследник: как авиаконструктор Алексей Туполев продолжал дело отца и создавал новые самолеты

Исполнилось 100 лет со дня рождения создателя Ту-144 и Ту-204 Алексея Туполева

В истории советской авиации немало громких имен, но есть фигуры, которые, несмотря на колоссальный вклад в развитие воздушного флота страны, долго оставались в тени знаменитых родителей. Однако сын легендарного конструктора Андрея Туполева не просто унаследовал фамилию, но и создал собственные уникальные проекты. Сегодня, 20 мая, отмечается 100 лет со дня его рождения.

Начало пути Туполева-младшего

Алексей Туполев появился на свет 20 мая 1925 года в Москве. Родиться в семье главного авиаконструктора страны — это как минимум обречь себя на завышенные ожидания окружающих. Впрочем, юный Алексей не стремился уйти от судьбы и с детства проявлял интерес к самолетам.

В 1942 году 17-летний Алексей начал работать в эвакуированном в Омск конструкторском бюро отца. Начинал с должности чертежника — никаких поблажек сыну главного конструктора не полагалось. Его первой самостоятельной разработкой стала деревянная хвостовая законцовка для бомбардировщика Ту-2 — деталь пошла в серийное производство, позволив сэкономить дефицитный в военное время металл.

Ту-2 — фронтовой бомбардировщик Великой Отечественной войны. Фото: stoyanh/Shutterstock/Fotodom
Ту-2 — фронтовой бомбардировщик Великой Отечественной войны. Фото: stoyanh/Shutterstock/Fotodom

После войны Туполев-младший окончил Московский авиационный институт и вернулся в ОКБ отца. В 1957 году в конструкторском бюро создали специальный отдел «К», его и возглавил Алексей Андреевич. Именно здесь зародилось совершенно новое для СССР направление — беспилотные летательные аппараты. За несколько лет отдел вырос до 780 человек и превратился в настоящий центр инновационных разработок.

52-я Генеральная конференция Международной авиационной федерации (FAI) прошла в Москве в период с 25 мая по 2 июня 1959 года.

Коллеги вспоминают, что Туполев-младший быстро завоевал авторитет не только среди своих подчиненных, но и в министерствах обороны и авиапрома. Под его руководством были созданы первые советские сверхзвуковые беспилотники — Ту-123 «Ястреб», Ту-141, Ту-143. Эти разработки на десятилетия опередили свое время и заложили основы для производства современных дронов.

Но настоящий звездный час Алексея Туполева наступил в 1963 году, когда ему доверили руководство проектом сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144.

Ту-144: триумф и трагедия «советского «Конкорда»

Когда стало известно, что англо-французский консорциум работает над лайнером «Конкорд», советское руководство поставило амбициозную задачу — создать свой сверхзвуковой пассажирский самолет. И сделать это раньше, чем западные конкуренты.

Фото: Herget Josef/Shutterstock/Fotodom
Фото: Herget Josef/Shutterstock/Fotodom

«Слишком необычен самолет, у него нет прототипов в военной, а тем более в гражданской, авиации. Всё вплоть до пневматиков шасси, которые как правило выбираются по каталогам готовых изделий, создавалось заново», — говорил Алексей Туполев о Ту-144.

Цена вопроса была не только в престиже, но и в реальном технологическом лидерстве. Ту-144 поднялся в воздух 31 декабря 1968 года, на два месяца опередив «Конкорд». А 5 июня 1969 года советский лайнер первым в мире преодолел звуковой барьер в пассажирской авиации. Это был настоящий технологический прорыв и личная победа Алексея Туполева.

Первый полет самолета ТУ-144 31 декабря 1968 года. ОКБ имени Туполева. В центре — Алексей Туполев и Андрей Туполев. Фото: Евгений Умнов/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Первый полет самолета ТУ-144 31 декабря 1968 года. ОКБ имени Туполева. В центре — Алексей Туполев и Андрей Туполев. Фото: Евгений Умнов/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

Однако 3 июня 1973 года во время демонстрационного полета на авиасалоне в Ле Бурже советский лайнер потерпел катастрофу. Самолет разрушился в воздухе и упал на жилые дома французского городка Гуссенвиля. Погибли шесть членов экипажа и восемь местных жителей.

Катастрофа стала тяжелым ударом для Алексея Туполева. Хотя официальное расследование не возложило на него личную ответственность, конструктор тяжело переживал случившееся. По воспоминаниям коллег, после трагедии он стал еще более замкнутым и требовательным к себе.

Коммерческая эксплуатация Ту-144 всё же началась, но продлилась недолго — с 1977 по 1978 год. Советский сверхзвуковой лайнер за 55 коммерческих рейсов (102 с учетом грузовых) по маршруту Москва — Алма-Ата перевез 3284 пассажира. Последний опытный полет Ту-144 состоялся в 1999 году.

Самолет-памятник Ту-144 в подмосковном Жуковском. Фото: AntonSAN/Shutterstock/Fotodom
Самолет-памятник Ту-144 в подмосковном Жуковском. Фото: AntonSAN/Shutterstock/Fotodom

В 2020 году вышел сериал «Журавль в небе», посвященный создателям сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Прототипом кинообраза конструктора «Журавля» Якова Спасского (Филипп Горенштейн) стал Алексей Туполев.

Новый гениальный авиаконструктор

Алексей возглавил ОКБ Туполева после смерти отца в декабре 1972 года. «В январе 1973 года у Алексея Андреевича была аудиенция у Леонида Ильича Брежнева. Когда он вернулся из Кремля, сказал по секрету, что Леонид Ильич верит в сына, как в отца», — вспоминал биограф Андрей Пухов.

При нем был улучшен знаковый дальнемагистральный лайнер Ту-154, на десятилетия ставший основой отечественной гражданской авиации. Он эксплуатировался до 2020 года. Под руководством Алексея Туполева разработали среднемагистральный лайнер Ту-204 и стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 «Белый лебедь» самый тяжелый боевой самолет в мире. ОКБ Туполева работало и над русским шаттлом — МТКК «Буран», но проект свернули из-за недостатка финансирования, а в 1993 году закрыли.

Еще одним революционным проектом стал Ту-155. Это был опытный образец на базе Ту-154, работающий на сжиженном газе и жидком водороде. Экспериментальный полет прошел 15 апреля 1988 года, а всего было совершено более 100 испытательных полетов на различных видах «криогенного» топлива.

Самолет-памятник Ту-155 в подмосковном Жуковском. Фото: Maksim Safaniuk/Shutterstock/Fotodom
Самолет-памятник Ту-155 в подмосковном Жуковском. Фото: Maksim Safaniuk/Shutterstock/Fotodom

Под руководством Алексей Туполева также был спроектирован самолет Ту-334, который должен был стать основой гражданской авиации новой России. К сожалению, экономический коллапс 1990-х не позволил этому проекту осуществиться.

Всего до своей смерти в 2001 году Туполев создал десятки уникальных проектов, запатентовал 51 изобретение, получил пять международных патентов. Он стал академиком АН СССР, а затем и РАН, Героем Социалистического Труда, был награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, «Знак Почета».

Воспоминания об Алексее Туполеве

«Главным вызовом для Алексея Туполева в авиастроении было то, что он — сын великого Андрея Туполева. Следовать за таким отцом было непросто. Доказывать самому себе и другим, что ты способен, — это тяжелый повседневный труд», — подчеркивал в своей книге об авиаконструкторе Андрей Пухов.

Заслуженный пилот России Юрий Сытник вспоминал: «Он перенял от отца стиль управления — несколько жестковатый, но, скорее всего, правильный. Он не допускал расхлябанности, каких-либо действий, не предусмотренных регламентом. Возможно, это и создавало напряжение в команде, но время показывает, что в авиации недопустимы недосказанность, небрежность и невыполненные задачи».

Ту-160 на авиапараде Победы в Москве в 2021 году. Фото: aarrows/Shutterstock/Fotodom
Ту-160 на авиапараде Победы в Москве в 2021 году. Фото: aarrows/Shutterstock/Fotodom

Путь к созданию бомбардировщика Ту-160 был непростым — изначально военные скептически отнеслись к первым проектам, предложенным КБ. Генерал-полковник СССР В. В. Решетников рассказывал в своей книге «Что было — то было», как во время презентации Алексей Туполев, не дожидаясь критики, сорвал со стены плакат с недостаточно проработанным проектом: «Ни слова не возразив, он повернулся к центральному, самому крупному плакату, взял его за «загривок» и с силой потянул вниз. В полной тишине раздался треск рвущегося ватмана. Затем, оборотясь в мою сторону, извинился и сообщил, что для рассмотрения нового аванпроекта он пригласит нас к себе снова».

Личная жизнь под грифом «секретно»

Как это часто бывает с людьми, чья работа связана с государственной тайной, подробности личной жизни Алексея Туполева не раскрывались.

Известно, что его жену звали Майя Александровна, у них родились сын Андрей и дочь Татьяна. Сын продолжил семейную традицию, стал кандидатом технических наук и директором центра маркетинга ОАО «Туполев».

Сохранились воспоминания о том, что Алексей Андреевич, как и его отец, практически жил работой. Суббота была обычным рабочим днем, совещания нередко затягивались до полуночи, а воскресенья зачастую проводились в неформальных встречах с коллегами.

Самолет Ту-204. Фото: capibara89/Shutterstock/Fotodom
Самолет Ту-204. Фото: capibara89/Shutterstock/Fotodom

Профессиональную среду конструкторов того времени отличала необыкновенная сплоченность. Летом в КБ играли в теннис, зимой катались на коньках и лыжах. «Это были семейные, многолетние отношения, поэтому все важные вопросы решались на каких-то прогулках, поездках. Никаких официальных писем никто не писал. По делу просто звонили, а чаще даже заходили без предупреждения», — рассказывал сын конструктора.

Ранее мы представили 10 лучших советских фильмов про летчиков.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...