Школьник зарезал одноклассника в Махачкале. Кто в этом виноват и как прекратить агрессию в школах
Ученик девятого класса махачкалинской школы № 51 ударил одноклассника ножом во время драки днем 11 октября. Пострадавшего мальчика госпитализировали в больницу, но он не выжил. Нападавшего задержали и допросили. Следственный комитет Дагестана возбудил уголовное дело по статье 105 УК РФ «Убийство».
После прозошедшего в социальных сетях разошлось видео, на котором предположительно показан момент удара ножом. На кадрах видно, что мальчики подрались на улице.
Отношения между 15-летним подозреваемым и погибшим мальчиком были «неприязненные», сообщал РЕН ТВ со ссылкой на источник. Telegram-канал «112» писал, что одноклассники часто ссорились и дрались.
Сам подросток на допросе сообщил, что конфликтов у него с погибшим не было. Он заявил, что не хотел убивать мальчика и сделал это в состоянии аффекта. По словам подозреваемого, после драки он пошел к директору школы сообщить о случившемся.
«Деньги были, купил нож. Просто чтоб дома лежал. У всех есть, у меня тоже чтоб был. <…> При драке в состоянии аффекта достал его, ударил. Непреднамеренно, я не хотел убивать», — сказал подросток.
Детский омбудсмен в Дагестане Марина Ежова рассказала РИА «Новости», что подозреваемый был сложным подростком. Он плохо учился, не раз менял школы и некоторое время обучался дома. Ему требовалось особое внимание, работа с психологом, но этого не произошло. Детский омбудсмен в Татарстане Ирина Волынец рассказала «Ямал-Медиа», что если подростка признают виновным, то ему грозит срок в колонии для несовершеннолетних.
«Он сломал свою судьбу. Это колония для несовершеннолетних, из которой он выйдет уже другим человеком. Колония никого не исправляет, она ломает человека, изолирует его от общества, люди выходят оттуда сломленными и озлобленными», — сказала Волынец.
Поиски виноватых
Директора школы и завуча по воспитательной работе уволили сразу в день трагедии. Следком возбудил уголовное дело по статье 293 УК РФ «Халатность». Так же в ведомстве завели дело на руководство частного охранного предприятия, которое охраняло порядок в школе (по статье 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей»).
Позже РИА «Новости» со ссылкой на региональный минздрав сообщило, что уволенного директора госпитализировали в больницу Махачкалы с сердечным приступом. Детский омбудсмен Ирина Волынец выразила мнение, что уголовное наказание руководителя учреждения чрезмерно. По ее мнению, ответственность в этой ситуации несет завуч, потому что «это он должен воспитывать детей».
«Непонятно, за что наказывают сотрудника ЧОПа, он защищает школу все-таки от внешнего вторжения. Он находится ближе к входу в школу, чтобы контролировать входящих и выходящих. Человек, который сидит на входе и внимательно смотрит на камеры, мог не успеть отреагировать, потому что драка могла произойти вне зоны видимости камеры», — добавила омбудсмен.
Нельзя валить все на учителей
Волынец выразила мнение, что решать проблему агрессии школьников нужно комплексно. Важно не забывать, что дети находятся не только в школах, но и дома, общаются между собой. По словам эксперта, дети — «отражение нашего мира, а в нем очень много насилия, жестокости».
Среди мер, которые должно предпринять государство в такой ситуации, контроль общедоступного контента на телевидении, ограничение деструктивных, жестоких сцен, введение запрета на пользование соцсетями для детей до 14 лет.
Нам необходимо учреждать институт школьных инспекторов полиции — правоохранителей, которые прикреплены к школе. Это человек, который общается с детьми, становится для них не надсмотрщиком, а наставником, старшим товарищем. У этих сотрудников обязательно должно быть педагогическое образование, они должны знать детскую психологию и взаимодействовать с детьми
Ирина Волынец
уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан
Эксперт добавила, что в школах важно расширить штат и усилить работу психологов, которые часто не успевают поработать с каждым ребенком. Кроме того, нужно укреплять работу с родителями из неблагополучных семей.
«Если мы будем учителей, директоров, сотрудников ЧОПов выставлять крайними, на них срывать наше общее недовольство, мы добьемся того, что у нас вообще никто не будет работать в школе», — заключила эксперт.