Безумец, учивший о сверхчеловеке. 180 лет назад родился Фридрих Ницше
Детство и юность философа
Фридрих Ницше родился в 1844 году в Рёккене в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше. Он был старшим ребенком в семье. Спустя два года на свет появилась его сестра Элизабет, а в 1849 году — брат Людвиг Йозеф, рано умерший.
Глава семьи скончался в 1849 году, и будущий философ воспитывался матерью до 14 лет, после чего начал учиться в знаменитой гимназии Пфорта. В школе будущий мыслитель интересовался античностью, пробовал переводить греческие и римские тексты, занимался музыкой, которая останется его большой страстью на всю жизнь, и много читал поэтов-романтиков — Байрона, Шиллера, Гете.
Следуя семейной традиции, начал изучать теологию в Боннском университете, однако вскоре переключился на филологию и отправился в Лейпцигский. В возрасте 24 лет блестящему студенту предложили преподавательскую должность в Базельском университете, что сделало его самым молодым профессором Европы.
Карьеру Ницше прервала франко-прусская война 1870 года, куда тот отправился служить добровольцем-санитаром. Участие в кампании сильно ударило по здоровью молодого ученого, в последующие годы он проводил много времени в Швейцарии и Италии, где чувствовал себя лучше.
Тяга к искусству, в особенности к музыке, интерес к трудам Артура Шопенгауэра заставили Ницше перейти к занятиям философией. В 1872 году появляется первая его большая работа «Рождение трагедии из духа музыки». В яркой поэтичной манере истинного романтика он представил теорию аполлонического — логичного, гармоничного, светлого — и дионисийского — хаотичного, экспрессивного, мрачного — начал в культуре. Так началось становление Фридриха Ницше как мыслителя.
Дружба Ницше и Вагнера
Композитор Рихард Вагнер был кумиром Ницше еще с гимназических времен, и гениям было суждено познакомиться и сблизиться в 1868 году, когда Ницше преподавал в Базеле. Молодой профессор часто навещал Вагнера и его жену Козиму в их доме в Тюрингии.
Как и молодой Ницше, Вагнер находился под сильным влиянием Шопенгауэра и его концепции восприятия искусства как ценности, позволяющей людям принять ужас и боль существования.
Вагнер высоко оценил «Рождение трагедии...», принятую и широким кругом философов. Исследователь Эмрис Вестакотт полагает, что композитор, сам много писавший о культуре, видел в Ницше проводника своих идей и помощника в утверждении авторитета среди ученых.
Однако после публикации «Несвоевременных размышлений», где Ницше переосмысливает ранее высказанные слова о композиторе как новом пророке и спасителе искусства от утвердившегося «аполлонизма», отношения их несколько охладели. Кроме того, Ницше отвращали антисемитские взгляды Вагнера: сам мыслитель поддерживал отношения и переписку со многими учеными еврейского происхождения.
Разрыв ускорила критика Ницше оперы Вагнера «Парсифаль»: философ, рано сформировавшийся как яростный антихристианин, не одобрил обращение композитора к религиозным мотивам. Позже он опубликовал «Казус Вагнера» и называл музыку композитора декадентской и празднующей смерть вместо утверждения жизни.
Женщины в жизни Ницше
Фридрих Ницше никогда не был женат, однако обращал внимание на женщин, наделенных не только красотой, но и развитым интеллектом. Среди его увлечений называют жену Вагнера Козиму и Матильду Трампедах — невесту женевского дирижера Гуго фон Зенгера.
Но главным романтическим интересом считают артистку русского происхождения Лу Андреас Саломе. Прекрасная образованная девушка с сильным и острым умом была подругой Зигмунда Фрейда и приятеля Ницше Пауля Рэ, который и познакомил ее с философом.
Известно, что Саломе, Рэ и Ницше хотели создать коммуну, однако этим планам не суждено было сбыться. Вероятно, Фридрих видел в девушке в большей степени единомышленницу и духовную наперсницу, нежели возлюбленную.
Главной и роковой женской фигурой в жизни мыслителя стала его сестра Элизабет. С детства они были очень близки, сестра во многом помогала брату. Будучи замужем за политическим деятелем Бернгардом Фёрстером, Элизабет вошла в круги известных общественников-антисемитов, продавливающих изгнание евреев со значимых постов и запрет на преподавание в университетах в бисмарковской Германии. В дальнейшем это определило ее роль в создании нацистского мифа о Ницше.
Элизабет Фёрстер находилась у постели тяжело больного брата до самой его смерти в 1900 году, став хранительницей его архива и литературной душеприказчицей еще при жизни. В 1901 году вышел посмертный труд «Воля к власти», представляющий собой компиляцию заметок, писем и разрозненных высказываний философа, отредактированный сестрой. Печально, но эта фальсификация надолго останется в массовом сознании как главная книга Ницше и послужит оправданием нацисткой идеологии.
В 1930 году уже глубоко пожилая Фёрстер-Ницше стала членом НСДАП. В 1933 году она передала архив Фридриха Ницше Адольфу Гитлеру, поддержав режим авторитетом своего покойного брата. Эта навязанная связь философа с гитлеровским нацизмом станет главным основанием для запрета на издание трудов Ницше в СССР.
Душевная болезнь и смерть Ницше
Певец силы и мощи человеческого духа сам отличался слабым здоровьем, уже к 30 годам его состояние стало очень тяжелым. Он плохо видел, страдал от сильных головных болей и в 1879-м был вынужден оставить преподавание. Следующие десять лет жизнь философа представляла собой отчаянную борьбу с недугом, послужившую топливом для лучших его книг.
В эти годы Ницше опубликовал «Веселую науку» (1881), ставший культовым роман-притчу «Так говорил Заратустра» (1885) сборник «По ту сторону добра и зла», (1886), «Сумерки идолов» (1888).
«Среди пытки трехдневных непрерывных головных болей, сопровождавшихся мучительной рвотой со слизью, я обладал ясностью диалектика par exellence, очень хладнокровно размышлял о вещах, для которых в более здоровых условиях не нашел бы в себе достаточно утонченности и спокойствия, не нашел бы дерзости скалолаза», — писал он о своем состоянии во время первой зимы в Генуе.
В 1889 году случился манифест тяжелой душевной болезни. Неподтвержденный рассказ очевидцев гласит, что в Турине Ницше увидел, как бьют лошадь, и бросился на шею животному с криком «О, как я тебя понимаю!», а после упал на землю.
Его поместили в Базельскую психиатрическую лечебницу, позже перевели в Йенскую психиатрическую больницу, где врачи поставили диагноз «третичный сифилис», согласно медицинским веяниям эпохи. В 1890 году философ и историк искусства Юлиус Лангбен предпринял попытку облегчить его состояние и вернуть в ясное сознание неклассическими методами, но это не принесло исцеления надолго.
К 1897 году Ницше потерял способность двигаться и говорить. В таком состоянии он оставался до самой смерти 25 августа 1900 года.
Современные медики, изучившие историю болезни философа, сомневаются, что причиной быстро прогрессирующего слабоумия Ницше стал сифилис. Среди диагнозов называют лобно-височную деменцию, инсульт, быстро растущую опухоль мозга. Психиатр Вильгельм Ланге-Эйхбаум утверждал, что с юности Фридних Ницше страдал шизоидным расстройством личности с истерическими чертами.
Ключевые понятия философии Ницше
Воля к власти (Wille zur Macht)
Утверждая это понятие, Ницше изначально опирался на Артура Шопенгауэра, определившего волю как внутреннюю сущность всего мира. Сам Фридрих Ницше видит волю как движущую силу, присущую всему живому. В случае человека — это амбиции, цели и стремление достичь максимума, заслоняющие страх потерять саму жизнь.
«Физиологам следует дважды подумать, прежде чем считать стремление к самосохранению основным мотивом органического существа. Прежде всего живое существо стремится высвободить свою силу — сама жизнь есть воля к власти, — самосохранение является лишь одним из косвенных и самых редких следствий этого».
Фридрих Ницше
«По ту сторону добра и зла»
Немецкое «macht» в этом контексте стоит понимать скорее как «могущество» и утверждение себя в мире, а не привычную «власть» в значении полномочий распоряжаться другими, хотя политическая философия также оперирует этим понятием.
Понятие «воли к власти» вслед за Ницше использовал психоаналитик Альфред Адлер в своей индивидуальной психологии. В XX веке создатель логотерапии Виктор Франкл говорил о «воле к смыслу» как движущей силе человеческой жизни, а гуманисты Карл Роджерс и Абрахам Маслоу внедрили в науку понятие «самоактуализации», означающее развитие и претворение в жизнь всех задатков личности. Схожие цели ставит и современная концепция непрерывного образования.
В нашей повседневности о «воле к власти» и самоактуализации напоминает тренер, требующий у спортсмена превзойти свой или чужой рекорд, и каждый коуч, призывающий клиента покинуть уютное болотце «зоны комфорта» ради обретения новых возможностей.
Amor fati
Восходящая к стоикам Эпиктету и Марку Аврелию латинская фраза «amor fati», означает «любовь к судьбе». Так Ницше назвал способность человека любить все происходящее с ним, считая даже ранящие и причиняющие сильную боль события и переживания если не безусловно прекрасными, то по крайней мере ценными.
«Моя формула для величия человека есть amor fati: не хотеть ничего другого ни впереди, ни позади, ни во веки вечные. Не только переносить необходимость, но и не скрывать её... но и любить ее».
Фридрих Ницше
«Eссe Homo»
Современные психотерапевты гуманистических направлений предлагают родственное «любви к судьбе» принятие. Это работа сознания, направленная на отказ от восприятия жизненного опыта и черт личности как «плохого» или «хорошего», осознание своих ограничений и точек роста, готовность следовать дальше через травму.
«Вечное возвращение»
Понятие цикличности — повторяемости событий в определенной последовательности раз за разом — знала и европейская, и восточная философия задолго до Ницше. Свою сквозную идею «вечного возвращения», получившую развитие в нескольких книгах, он иллюстрирует мысленным экспериментом.
«Что, если бы однажды днем или ночью демон подкрался к вам в ваше самое одинокое одиночество и сказал вам: «Эту жизнь, как вы ее сейчас живете и жили, вам придется прожить еще раз и еще бесчисленное количество раз; и в ней не будет ничего нового, но каждая боль и каждая радость, каждая мысль и вздох и все невыразимо малое или великое в вашей жизни должны будут вернуться к вам, все в той же последовательности и порядке»… Разве вы не бросились бы, не заскрежетали зубами и не прокляли бы демона, который так говорил? Или вы когда-нибудь пережили бы потрясающий момент, когда бы вы ответили ему: «Ты бог, и никогда я не слышал ничего более божественного».
Фридрих Ницше
«Веселая наука»
В XXI веке вопрос «А что если всё это (работа, друзья, отношения и так далее) будет со мной всегда?» предлагают задавать себе самому психологи, работающие в экзистенциальном подходе. Готовым услышать и принять честный ответ он действительно помогает выйти из тупика автоматического существования вопреки собственным желаниям и отделить навязанные цели от собственных.
Бог умер
Одна из ключевых концепций ницшеанской философии, описывает нравственный кризис западной цивилизации, отказ от веры как таковой и отбрасывание религиозной идеи разумного начала вне человека.
«Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешимся мы, убийцы из убийц! Самое святое и могущественное Существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими ножами — кто смоет с нас эту кровь? Какой водой можем мы очиститься?»
Фридрих Ницше
Веселая наука
Ницше — не первый мыслитель, похоронивший идею Бога как первопричины всего сущего, источника морали и главного судьи: до него это сделали просветители, Георг Гегель и прочие. Однако он один из первых, кто задал вопрос: если Бог умер, то кто же ему наследует и какие новые смыслы могут его заменить?
Сверхчеловек
«Умерли все боги; теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек» — такова должна быть в великий полдень наша последняя воля!» —.провозгласил Ницше устами своего Заратустры.
Самое прекрасное и ужасное творение мысли философа указывает на будущность людей как вида. Человек существует лишь затем, чтобы однажды уступить ему дорогу.
В романе «Так говорил Заратустра» Ницше представил красочную метафору трех трансформаций человеческого духа. Вначале это верблюд, несущий на себе культуру, знания, правила — все, чему могут научить другие. Затем — лев, который отбрасывает ранее нажитое и берет то, что он хочет, и, наконец, ребенок — полностью свободное от груза верблюда и нигилистической ярости льва существо, способное играть и творить свою реальность.
Мыслитель отмечал, что большинство людей проводят жизнь в состоянии нагруженного книжным знанием верблюда, немногие отважные — льва, и лишь единицы достигают стадии ребенка.
Он и только он может стать сверхчеловеком — творцом, для которого не существуют законы и мораль, созданные другими, живущим в собственном измерении, на куда более высоких уровнях, чем доступно пониманию современных людей — продуктов общества.
Нацисты в угоду идеологии до предела вульгаризировали это понятие, представив сверхчеловека как идеального «арийца», который призван господствовать над иными народами, названными «недолюдьми», как человек царит над царством животных.
Однако сам Ницше подчеркивал, что его сверхчеловек стоит вне расы, нации и прочих биологических и политических ограничений. Лишь философы, художники и святые подвижники могут считаться теми, кто способен им стать.
О «постчеловеке» говорят и современные философы-трансгуманисты: в их версии новый вид родится и утвердится благодаря техническим достижениям и возможностям науки.
В массовой культуре концепция нашла отражение в образах супергероев, в буквальном смысле наделенных сверхспособностями, недоступными обывателям.
Лучшие афоризмы Ницше
- «Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем».
- «Тайна пожинать величайшие плоды и величайшее наслаждение от существования зовется: «опасно жить!».
- «У кого есть «Зачем» жить, сумеет выдержать почти любое «Как».
- «Кто уклоняется от привычного — становится жертвой необычного; кто остается в привычном — делается его рабом».
- «Все, что не убивает нас, делает нас сильнее».
- «Наиболее способный к дружбе, вероятно, обретет и наилучшую супругу, потому что хороший брак основывается на таланте к дружбе».
- «Тому повелевают, кто не может повиноваться самому себе».
Прототипов сверхчеловека Ницше видел в выдающихся исторических личностях, в числе которых были полководцы Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт, поэт и писатель Иоганн фон Гете, чье творчество философ называл уникальным проявлением высших энергий человеческого духа. О гении, создавшем «Фауста», «Ямал-Медиа» написал ранее.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».