http://Top.Mail.Ru
Утильсбор с 1 декабря 2025: как изменятся цены на машины, какие авто покупать сейчас | Ямал-Медиа
18 ноября 2025, 09:08 (обновлено: 18 ноября 2025, 09:28)

Новые правила утильсбора с 1 декабря: что делать покупателям авто

На автомобильном рынке снова беспокойство: с 1 декабря в России вступают в силу новые правила расчета утилизационного сбора. Формально реформа выглядит технической: в формулу добавляется мощность двигателя, коэффициенты переписываются, а с 1 января нас ждет очередное плановое повышение ставок. Автоэксперт и автожурналист Андрей Осипов рассказал читателям «Ямал-Медиа», на какие автомобили вырастут цены и какие машины выгоднее покупать сейчас.

Суть изменений утильсбора с 1 декабря 2025 года

Андрей Осипов сформулировал главное изменение просто:

«Любой автомобиль, ввозимый как физическим, так и юридическим лицом, если он мощнее 160 лошадиных сил, будет облагаться коммерческой ставкой утилизационного сбора».

И здесь важны не формальные показатели, а то, что впервые появилась жесткая граница, отделяющая льготный рынок от коммерческого.

На какие автомобили и на сколько вырастут цены после 1 декабря

Теперь покупатель, рассматривая покупку импортной машины, прежде всего будет оценивать объем двигателя. Параметр мощности стал ключом ко всему — и к стоимости, и к возможностям ввоза, и к перспективам владения. Для автомобилей мощнее 160 л. с. прогнозируется почти автоматическое подорожание: по оценкам эксперта, прибавка составит не меньше 600–700 тысяч рублей, а в реальности может дотянуть и до миллиона. Это подкрепляется и аналитикой отраслевых СМИ: расчеты коэффициентов показывают, что сборы для автомобилей среднего и высокого класса могут вырасти кратно — по отдельным моделям сумма утильсбора перевалит за 1,5–2 млн.

Правительство объясняет новые правила необходимостью привести методику в соответствие с современными технологиями: двигатели становятся мощнее, гибриды и электромобили требуют иных подходов, а система переработки автомобилей должна финансироваться более устойчиво. Деньги от сбора, как подчеркивают в Минпромторге, идут на соцэкономразвитие, на поддержку локальных производств, на транспортные и экологические проекты.

Покупателю же важны не причины, а следствия. А они затрагивают не только премиум-сегмент. «Рынок так устроен, — отмечает Осипов, — что не может дорожать только один сегмент, а остальные — оставаться стабильными». Если мощные машины резко становятся дороже, то вторичный рынок автоматически подтягивает и цены на более простые модели — хотя бы потому, что спрос смещается в их сторону. А спрос, как известно, всегда догоняется ценой.

Фото:  Tricky_Shark/ Shutterstock / ФОТОДОМ
Фото: Tricky_Shark/ Shutterstock / ФОТОДОМ

Это будет особенно заметно в ближайшие месяцы: дилеры уже перестраивают логистику и закупки, а перегонщики торопятся провести те машины, которые успевают пройти по старой схеме. Эксперты назвали период «ноябрьским окном» — последними неделями, когда покупатель еще может что-то успеть.

«Количество мощных автомобилей на нашем рынке уменьшится, и они станут существенно дороже», — указывает Андрей Осипов. А это приводит к тому, что возрастают сроки владения. Средний возраст российского автопарка уже перевалил за 13,5 года, и, по словам эксперта, будет расти дальше — избавляться от автомобиля, когда новый становится предметом роскоши, будут реже.

Если смотреть со стороны производителей, то изменения неравномерно влияют на сегменты. Львиная доля массового рынка — машины до 150–160 л. с. — сохраняет льготные ставки. Для физлиц речь идет о суммах от 5200 до 7400 рублей в зависимости от возраста авто. На этом фоне китайские бренды, активно работающие в диапазоне 150–160 л. с., как ни странно, оказываются в зоне относительного преимущества. Но при этом продолжает расти интерес к подержанным машинам из Японии, Европы и США.

Какие авто лучше покупать сейчас

Андрей Осипов рекомендует: если вы рассматриваете авто на несколько лет, то разумным выбором остается ввоз трех-пятилетних машин японского, американского, корейского или европейского происхождения. Они дольше «живут», медленнее теряют в цене, а по запчастям проблем сейчас меньше, чем кажется. Да, обслуживания дороже, гарантий нет, но в условиях роста цен на новые автомобили это может оказаться более взвешенным решением.

Фото:  lzf / Shutterstock / ФОТОДОМ
Фото: lzf / Shutterstock / ФОТОДОМ

Главная рекомендация эксперта для частных покупателей — не спешить и трезво оценивать перспективы. Если машина у вас есть и она свежая, то попросту заботиться о ней, потому что в ближайшие четыре-шесть месяцев рынок будет сильно лихорадить. Переход на новую методику расчета утильсбора, повышение с января, снижение доли импорта, изменение курсов и логистики — все это создает не лучшую атмосферу для покупки именно сейчас.

Если же необходимость в машине все-таки есть, разумно ориентироваться либо на модели до 160 л. с., либо на качественный подержанный импорт. Люксовые и мощные автомобили станут предметом еще более узкого спроса, а тем, кто привык менять авто каждые три года, придется пересматривать свои привычки.

Что будет с трейд-ином

Дилеры тоже адаптируются. Программы трейд-ина не только работают, но даже становятся выгоднее для автосалонов: многие из них получают на выкупе хорошие модели традиционного автопрома и могут реализовать их дороже уже через месяц-два. Особенно ценятся машины мощнее 160 л. с. — те самые, которые с декабря окажутся в зоне коммерческих ставок и будут дорожать как товар.

Скидки по трейд-ину остаются: и производители, и дилерские сети предлагают бонусы при сдаче старого автомобиля, а при покупке в кредит некоторые салоны дают дополнительные процентные послабления. Но в целом, подчеркивает Андрей Осипов, каждая компания действует по своей логике, и покупателю стоит внимательно сравнивать условия, а не рассчитывать на единую политику рынка.

Утильсбор в новой конфигурации — это не локальное повышение ставки, а смена логики рынка. Это перераспределение спроса и новое разделение между массовым и премиальным сегментами. И одновременно — рост средней цены, снижение доступности и дальнейшая сегментация покупателей.

Рынок уже адаптировался к параллельному импорту, китайскому доминированию и дефициту европейских моделей. Теперь к этому добавляется еще один фактор, который будет работать долгие годы: мощность двигателя как ключевой ценовой маркер. И именно с ним теперь придется соотносить планы на покупку, расчет бюджета и выбор стратегии владения автомобилем.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Новости по теме

Загрузка...