http://Top.Mail.Ru
Утильсбор повысят в России: для каких машин изменится тариф и на что это повлияет | Ямал-Медиа
03 июля 2025, 11:54 (обновлено: 03 июля 2025, 17:39)

Утильсбор не по карману: в чем плюсы и минусы очередного повышения тарифов

Минпромторг РФ планирует распространить коммерческий утильсбор на автомобили с моторами от 160 л. с., которые физлица завозят для себя из-за границы. Эта мера, по мнению авторов инициативы, поможет собрать больше средств на поддержку продаж отечественных машин. Эксперты считают, что россиянам, которые интересуются иномарками, нужно готовить огромные суммы. Об этом пишет «Газета.ru».

Почему решено повысить утильсбор

Ставки утильсбора на легкие коммерческие и грузовые автомобили, автобусы, прицепы и полуприцепы в России в среднем увеличились на 10—20% с 1 января 2025 года. Но повышение тарифа нужно распространить еще на одну категорию автомобилей, заявил накануне глава Минпромторга Антон Алиханов. Это предложение уже направлено главе правительства РФ Михаилу Мишустину.

По словам Алиханова, необходимо распространять утилизационный сбор на те автомобили, которые ввозятся физическими лицами, но в определенных сегментах — от 160 л. с. и выше. Причем утильсбор на новую категорию автомобилей планируют ввести уже в ближайшее время.

Сегодня в России при ввозе и растаможке гражданами иномарок действуют льготные коэффициенты при расчете утильсбора на модели с двигателями объемом до трех литров. С новым тарифом Минпромторг намеревается получить и новые источники средств для поддержки спроса на машины на отечественном рынке.

Фото: Max kegfire/Shutterstock/Fotodom
Фото: Max kegfire/Shutterstock/Fotodom

Алиханов уверен, что при таком решении бюджет получит от 40 млрд до 60 млрд рублей. Часть средств будет передана в казну через Минфин, то есть сбор будет нецелевым и деньги могут пойти на другие направления.

Напомним, что в России действует долгосрочная шкала индексации утильсбора, которая ежегодно повышает ставку на 10—20% до 2030 года.

Как будет действовать новый тариф

Наибольшая нагрузка ляжет на плечи покупателей престижных иномарок, пояснил «Газете.ru» основатель компании «РоговМобиль», занимающейся доставкой иномарок из Южной Кореи и Китая Дмитрий Рогов.

Он отметил, что у россиян была льгота, которая позволяла под себя ввозить двухлитровую машину трех-пятилетней давности с оплатой за таможню в 500 тысяч рублей, с объемом двигателя от трех литров — в 800 тысяч. Такую льготу от государства можно было получить раз в год. Теперь удорожание на двухлитровую машину старше трех лет произойдет одномоментно и составит за счет утильсбора примерно 1,2 миллиона рублей, а на трехлитровую — три миллиона.

Фото: Standret/Shutterstock/Fotodom
Фото: Standret/Shutterstock/Fotodom

Поэтому, по мнению эксперта, трехлитровые машины вообще больше никто не будет ввозить. Россияне заинтересуются более «свежими» машинами. При этому они будут покупать авто не только в салонах, но и у перекупщиков, работающих по «серым» схемам.

Кому выгоден утильсбор

Больнее всего новое правило скажется не на бизнесе, а на обычных людях, считает вице-президент «Национального автомобильного союза» (НАС) Антон Шапарин.

Он отметил, что на вторичном рынке в России представлены машины двух категорий: «китайцы» и автомобили, приехавшие из США с аукциона битого транспорта. Как правило, их восстанавливают в Грузии, а после проводят через таможню в Армении или в Белоруссии и дальше везут в Россию.

«Если даже этой возможности не будет или она станет слишком дорогой, то тогда на нашем вторичном рынке в большинстве сегментов останутся только китайские машины», — подчеркнул Антон Шапарин.

Фото: Prostock-studio/Shutterstock/Fotodom
Фото: Prostock-studio/Shutterstock/Fotodom

С одной стороны, первичный рынок перестанет испытывать давление со стороны импорта. С другой — люди лишатся права выбора: машины западных брендов окажутся слишком дорогими.

«Появятся пострадавшие: все, у кого машины едут сейчас, могут выстраиваться на паперти в длинную очередь и стоять с кружкой собирать деньги», — отметил Шапарин.

По его мнению, нововведения не помогут решить проблемы авторынка. Дело в том, что на нем отсутствует давление со стороны импорта — это просто приведет к очередному скачку цен на новые машины.

«Зачем им продавать дешевле, если можно продавать дороже? Поэтому я не думаю, что мы увидим в штуках сильный рост продаж новых автомобилей», — полагают в НАС.

Куда пойдут деньги

На правительственном часе в Совете Федерации Антон Алиханов также сообщил, что Минпромторг планирует увеличивать скидки по механизмам поддержки спроса в автопроме, а также полноценно восстанавливать программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». «Чтобы не допустить прогнозируемой 40-процентной просадки [продаж автомобилей по итогам 2025 года], мы будем увеличивать скидки по нашим механизмам поддержки спроса, полноценно восстанавливаем программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», — цитирует главу Минпромторга «Интерфакс».

Объем финансирования программ льготного автокредитования и лизинга в России в 2025 году запланирован на уровне более 60 млрд рублей, в том числе 36 млрд на льготное автокредитование и 27 млрд на льготный лизинг.

Фото: Фёдор Воронов/АНО «Ямал-Медиа»
Фото: Фёдор Воронов/АНО «Ямал-Медиа»

По словам Алиханова, необходимо дофинансирование. Поскольку существующие меры поддержки уже практически исчерпаны.

Что будет с авторынком

Сложившаяся ситуация с падением продаж новых автомобилей — это одно из следствий повышения утильсбора прошлой осенью и в начале этого года, отметил в беседе с «Известиями» партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

По его словам, за счет утильсбора в России уже пытались получить дополнительные доходы в бюджет. Результат оказался противоположным: продажи машин и их импорт упали, как следствие — снизились и доходы от утильсбора.

«Одна из декларируемых целей утилизационного сбора — это защита интересов российского автопрома. Но в нашей стране серийно не выпускаются и, насколько мне известно, даже не разрабатываются ни легковые автомобили, ни моторы такой мощности. Совершенно не понятно, на кого рассчитана такая «защита», — рассказал Игорь Моржаретто «Известиям».

Фото: Vladimir Tretyakov/Shutterstock/Fotodom
Фото: Vladimir Tretyakov/Shutterstock/Fotodom

По мнению еще одного собеседника издания, генерального директора компании Frank Auto Ирины Франк, это решение — не просто корректировка утильсбора, а попытка экстренно заткнуть дыру в финансировании льготных автопрограмм за счет узкой группы покупателей. Последствия для рынка могут быть резкими и негативными.

Как отметила эксперт, новая пошлина практически остановит параллельный импорт автомобилей мощнее 160 л. с. физлицами. Потенциальные покупатели либо откажутся от приобретения, либо обратятся к официальным дилерам с их высокими ценами, либо будут искать более сложные обходные схемы. Исчезновение дешевых «серых» машин выгодно только официальным каналам продаж. В отсутствие конкуренции дилеры и локальные производители могут повысить цены на мощные модели, а рынок подержанных автомобилей может значительно пострадать.

Решение о повышении утильсбора неизбежно приведет к повышению цен и сужению выбора автомобилей, резюмировал главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

Возможное повышение утильсбора на ввозимые автомобили заставит россиян раскошелиться не только в автосегменте, добавил в беседе с НСН вице-президент «Движения автомобилистов России» Леонид Ольшанский.

«Любые налоги, штрафы владелец автомобиля вымещает на нас с вами, на потребителях. Например, если вырастает цена на грузовик, значит, он больше возьмет за перевозку досок, кирпичей, на стройку, что приведет к подорожанию квартиры. Если он перевозит продукты, вырастет цена на всё — от молока и черешни до колбасы. Транспортные расходы — это серьезная составляющая стоимости любого товара. Поэтому мы критически относимся к этой инновации», — заключил Ольшанский.

Ранее мы писали о том, что Госдума увеличила возможности ГИБДД по отзыву водительских прав.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...