В Госдуме обсудят введение категории водительских прав для езды на электросамокатах
Следственный комитет РФ призвал приравнять всех пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ) к водителям, создать для них подкатегорию М1 и выдавать водительские права на управление этими транспортными средствами. Компании, занимающиеся прокатом электросамокатов, выступили против такой идеи.
Что предлагается изменить для самокатчиков
По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, СК предложил уточнить термин «транспортное средство» «с указанием на его предназначение в том числе для индивидуального передвижения по дорогам». Водителями предлагается считать тех, кто ездит на электросамокатах и других СИМ.
Категории транспортных средств будут дополнены подкатегорией М1, куда включат СИМ с электродвигателем мощностью до 0,25 кВт. В категории М (мопеды) и А (мотоциклы) включат СИМ с более мощными двигателями, сообщили «Известия».
Всем водителям электросамокатов нужно будет получать право на управление транспортным средством подкатегории М1. Сделать это можно будет по достижении 16 лет.
Сейчас управлять электросамокатом можно с 14 лет. Повысить возрастную планку уже предлагал Минтранс. Согласно прошлогоднему опросу SuperJob, разрешение пользоваться этим транспортом только с 16 лет поддержал каждый второй россиянин, а каждый четвертый назвал минимальным возрастом для этого 18 лет, пишет РБК.
По данным МВД, за девять месяцев 2024-го в России зарегистрировано 3897 ДТП с разными СИМ. Это на 47,2% больше, чем за три квартала 2023 года. Погибли 44 человека, в том числе шесть несовершеннолетних. Еще 4052 человека получили ранения, в том числе 1392 ребенка. Больше 34% ДТП зафиксировано на тротуарах и в пешеходных зонах.
Председатель московского отделения МОО развития культуры и безопасности некоммерческого малого электротранспорта «КолеСИМ» Евгений Вжесневский сравнил статистику ДТП с участием СИМ с цифрами по автомобильной аварийности. В ДТП с машинами погибло в 236 раз больше людей, пострадало — в 36 раз больше, рассказал он «Известиям». По его словам, проблема ДТП с участием СИМ носит скорее эмоциональный, чем реальный характер. Рост количества ДТП связан с ростом парка прокатных СИМ.
В «МТС Юрент» отмечают, что подобные инициативы «убьют логику использования такого транспорта». Сейчас и прокатные, и частные самокаты пользуются спросом именно из-за простоты использования и доступности. Спрос на «транспортные» поездки до 15 минут увеличивается, самокат или велосипед берут, чтобы добраться от дома до остановки общественного транспорта, от метро до офиса. Доля таких поездок у «МТС Юрент» в прошлом году составила более 90%, пишут «Известия».
Тема аварийности с самокатами «несколько раздута», а предложение выдавать права может обрушить системы обучения на водительское удостоверение, так как «речь идет о миллионах людей и практике, которой нет нигде в мире», уверен член Общественного совета при МВД Игорь Моржаретто.
Он опасается, что экзаменационная и регистрационная система окажется перегружена. К тому же непонятно, как проверять людей на самокатах. По его мнению, достаточно было бы разделить самокаты в ПДД по мощности. Если мощность двигателя не превышает 250 Вт, то достаточно было бы ввести двухчасовое обучение в школе, прокомментировал общественник.
Какие есть предложения
Если мощность электросамоката превышает 250 ватт, он в соответствии с позицией Верховного суда приравнивается к мопеду, и для управления им необходимо иметь водительское удостоверение. В противном случае лицо, которое им пользуется, несет ответственность наравне с водителями традиционных транспортных средств, заявил в беседе с «Ямал-Медиа» автоюрист, правозащитник Лев Воропаев.
По его словам, с учетом того, что аварийность при использовании СИМ с каждым годом увеличивается чуть ли не в геометрической прогрессии, необходимо ужесточать меры. Начать стоит с шеринговых электросамокатов, потому что их на дорогах больше всего. Внесение изменений в правила дорожного движения, которое было два года назад, к какому-либо кардинальному изменению на дорогах не привело, считает правозащитник.
«Когда два года назад об этом начали всерьез говорить, я предлагал либо ввести радикальные меры, либо отстать от самокатчиков. < > Нужно приравнять все электросамокаты к механическим транспортным средствам, и тогда нужно требовать наличия водительского удостоверения хотя бы категории, к которой относятся мопеды, либо запретить электросамокаты вообще. Полумеры здесь не работают. То, что предлагает Следственный комитет, — это как раз полумера. С технической точки зрения в их предложении нет ничего крамольного, а даже наоборот, все правильно», — говорит главный редактор журнала «За рулем», автоюрист, правозащитник Максим Кадаков.
Он поясняет, что маломощные, до 250 Вт, электросамокаты предлагается считать обычными велосипедами, транспорт средней мощности, до четырех киловатт, — признать мопедами, а еще боле мощный — легкими мотоциклами. Но возникает вопрос, кто это будет контролировать. У полиции нет технических средств, которые позволяют на месте определить мощность или скоростные возможности электросамоката или электровелосипеда. Поэтому это не будет работать, полагает Максим Кадаков.
Даже с мопедами до сих пор не навели порядок, говорит автоюрист. К примеру, в мотомагазине покупателю открыто могут предложить 90-кубовую или даже 125-кубовую модель, которые продаются как мопеды, потому что об этой переделке никто не знает. По документам транспортное средство остается мопедом, фактические же его характеристики говорят, что человек садится за руль легкого мотоцикла, пояснил собеседник «Ямал-Медиа».
«Ни один человек не отучился в школе на мопедные права — это абсурд. Никто не будет тратить на это деньги, пробиваться в Госавтоинспекцию, сдавать теорию и практику», — отметил Максим Кадаков.
О том, что электросамокаты надо приравнять к транспортным средствам, говорит еще один собеседник «Ямал-Медиа» — общественный деятель Владимир Михайлов. В таком случае им будет запрещено, в частности, движение по тротуарам.
«Нужно сделать так, чтобы этот транспорт не представлял опасности для жизни граждан, тогда никто не будет возмущаться. Сейчас есть возмущение, потому что самокатчики сбивают людей, носятся по тротуару. Наказание должно зависеть от степени тяжести. За нарушение правил дорожного движения нужно лишать прав, а если кого-то сбили, в зависимости от тяжести последствий, привлекать виновника к уголовной ответственности», — уверен Михайлов.
Альтернативные решения
Депутаты неоднократно предлагали ввести обязательное обучение для пользователей СИМ. Сейчас приложения перед стартом поездки предлагают человеку пройти инструктаж, который позволяет понять правила управления электросамокатом. После он сдает тест. Без этого невозможно начать поездку.
Также операторы каждый сезон проводят в городах России «Школу вождения», где доступны теоретические и практические занятия на электросамокатах.
В «МТС Юрент» считают, что бороться с нарушителями нужно через работу с пользователями: обучение их ПДД, идентификацию, чтобы отслеживать в том числе возраст человека, встающего на самокат.
Более чем в 25% ДТП с участием СИМ ими управляли несовершеннолетние. Поэтому необходимо ввести не только верификацию по учетной записи на mos.ru, как это делается в Москве, а верификацию по биометрии, чтобы избежать использования фейковых аккаунтов, считают эксперты. Важно и создавать инфраструктуру для СИМ.
В Москве уже ввели зоны, где скорость электросамокатов автоматически снижается до 5—15 км/ч. Также прошлым летом в столице стартовал эксперимент по снижению скорости самокатов до 20 км/ч на территории между Третьим транспортным кольцом и МКАД, где регистрировалось больше всего аварий с СИМ. Кроме того, в Москве с этого года арендовать электросамокат можно только после верификации через Mos ID.
Сервисы проката электросамокатов тоже не бездействуют. В частности Whoosh и «Юрент» увеличили штраф за езду в нетрезвом виде до 100 тысяч рублей, а за езду на самокате несовершеннолетних ввели штраф 10 тысяч рублей в дополнение к блокировке аккаунта.
Аналогичные меры предложили и сенаторы. Они разработали законопроект, предполагающий введение штрафов за нарушение ПДД при использовании СИМ и велосипедов. Речь идет о штрафах за езду в состоянии алкогольного опьянения и за превышение установленного лимита скорости. Дума одобрила инициативу в первом чтении.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».