В России усилят контроль над выдачей звезд отелям. Что это значит для клиентов и бизнеса
Как оценивают отели по количеству звезд
Начиная с января 2021 отели начали систематически классифицировать в соответствии с определенными нормативами.
Грубо говоря, в отелях категории «три звезды» номера должны быть площадью не менее 12 квадратных метров, а внутри обязательно должны быть телевизор, кондиционер, фен и холодильник, а в холле должен быть определенный набор мебели. Это же касается четырехзвездочных отелей, но в холле должны быть напитки и музыка. В пятизвездочных отелях предполагаются существенно более просторные номера, из которых 5% обязаны быть высшей категории — и так далее. По сути, регламентировано все: питание, смена белья, лифты, кафе, бары и рестораны, конференц- и спортивные залы, освещение, связь и так вплоть до парковок.
Следить за этим должны организации классификаторы, однако на деле оказалось, что многие выполняют свою работу недобросовестно — и попросту продают нужные бумаги, даже не заглядывая в отели с проверкой. После того, как классификация гостиниц перешла в ведение Росаккредитации, процедуру решили пересмотреть. По словам главы Минэкономразвития Максима Решетникова, их задача состоит в повышении доверия к номерному фонду. Поэтому встал вопрос о повышении требований к организациям, классификаторам и экспертам, а также интеграции единого реестра с сервисами по бронированию, чтобы достоверная информация была максимально доступна клиентам.
Что думают эксперты о новых критериях в оценке отелей
Маркетолог-аналитик и специалист по клиентскому сервису и поведенческим факторам Мария Аверкиева оценила, насколько с 2021 года повлияли на гостиничный бизнес новые критерии оценки.
По ее словам, на рынок в первую очередь повлиял выход из пандемии — вне зависимости от количества звезд, отели демонстрировали стабильный рост, который наблюдается и по сей день. Так что введение общей классификации никак не ухудшило положение отелей.
Что же касается потребителей, они, по мнению эксперта, по-прежнему обращают не на количество звезд, а на набор услуг, рейтинги и отзывы. «А вот для туроператоров количество звезд как раз важно: по статистике четырех- и пятизвездочные туры организуются с гораздо большей вероятностью, чем трехзвездочные. Поэтому отелям стоит идти за присвоением новой звезды, чтобы заключить договор с крупным оператором и обеспечить себе трафик», — рассказала специалист.
Эльмира Ахвердиева, руководитель турагентства Fun&Sun «Беляево», привела статистику с 2021 года: «В России статус получили 22 тысячи отелей. Из них более половины отнесены к категории без звезд — это 12 тысяч гостиниц. 5 тысяч получили три звезды, 2400 отелей получили категорию две звезды, 1900 отелей — четыре звезды. Всего 630 объектов получили одну звезду и 327 гостиниц получили категорию пять звезд». По ее словам, квалификацию нужно подтверждать раз в три года — после проверки можно как лишиться звезд, так и получить новые. Подобные системы действуют и в Европе: например, в Германии она работает на добровольной основе, в Италии введена только в 2008 году.
В любом случае, в России унификация будет полезна и для отелей, и для потребителей — несмотря на сложности, все проблемы решаемы. Главной же проблемой российских гостиниц Эльмира Ахвердиева считает неквалифицированный персонал, не имеющий профильного образования.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».