Валентин Гафт: отрицательная харизма и поздняя любовь короля эпиграмм и ролей второго плана
В его жизни было много перипетий: трудное военное детство, первые роли — почему-то в женских образах, два неудавшихся брака и один поздний — счастливый, гибель дочери, яркие киноработы, предательство, провалы, удачи и большая любовь.
Детство Валентина Гафта
Валентин Иосифович Гафт родился 2 сентября 1935 года в Москве в еврейской семье. Отец работал юристом, мама была домохозяйкой. В столицу России семья переехала из Украины.
Мама Валентина, Гита Давыдовна, выросла в многодетной семье ломового извозчика, в которой было 13 ребятишек. И хотя она не получила приличного образования, женщина очень любила читать, увлекалась театром и легко общалась на любые темы. Сыну Вале казалось, что его мама знает про все на свете.
Когда семья собиралась 22 июня 1941 года отправиться на вокзал, чтобы уехать в гости к дедушке Вали, началась война. Поездка на летний отдых, конечно, отменилась. Вскоре отец Гафта ушел на фронт, откуда вернулся тяжелораненым.
Из воспоминаний о том времени у Валентина Гафта остался стоящий в ушах ужасный рев воздушной тревоги, горькие слезы при проводах на фронт двоюродного 19-летнего брата Исаи.
В детские годы Валентин увидел дома у друга пианино и захотел иметь такое же, с подсвечниками. Мальчик решил стать музыкантом, но инструмент ему так и не купили — в семье просто не было средств на покупку дорогой вещи.
Валентин Гафт всю жизнь был страстным меломаном. Старшеклассником он стал завсегдатаем Театра оперетты, выучил наизусть весь его репертуар и позже сожалел, что ему не довелось петь опереточные арии.
Учащегося 4 класса однажды так впечатлил спектакль «Особое задание» по пьесе Сергея Михалкова, что он полностью уверовал в происходящее на подмостках. После этого школьник стал мечтать о сцене. И начался его триумфальный путь к вершинам славы, как у многих — со школьной самодеятельности и с драмкружка.
Как знаменитый актер помог начинающему
После школы Валентин проходил конкурс сразу в два театральных вуза — в Щукинское училище и Школу-студию МХАТ. А подготовил к экзаменам его не кто иной, как знаменитый в ту пору актер Сергей Столяров. Он прославился по роли Садко, ролям царевичей и богатырей в фильмах-сказках, а также по главной роли в фильме «Цирк».
Абитуриент Гафт случайно столкнулся с актером на улице — не растерялся, подошел, познакомился и объяснил, что очень волнуется, как ему прочитать басню Ивана Крылова «Любопытный» перед экзаменаторами. Знаменитость вошел в положение вступающего на актерский путь паренька и согласился ему помочь. Он подробно разобрал с абитуриентом басню, после чего Гафт успешно прошел отбор в Школу-студию МХАТ. С тех пор Валентин Иосифович считал Столярова своим первым педагогом.
Родители же его восторги по поводу профессии не разделяли. Отец вообще скептически заметил: «Ну, какой же ты артист? Вот Миша Козаков — у него и бабочка есть, и костюм. А ты что?».
К слову, Козаков учился курсом старше Гафта, но он и Игорь Кваша принимали самое живое участие в судьбе молодого абитуриента и даже упрашивали педагогов поставить ему оценки повыше. Гафт вспоминал: «Они были такие уверенные в себе, несколько даже наглые, два красивых молодых человека. Я, видимо, понравился им на какой-то консультации, и они подходили ко мне и все время подбадривали. А потом уговаривали приемную комиссию поставить мне больше баллов».
Так эти двое — Козаков и Кваша — стали лучшими друзьями Гафта.
Первый провал Гафта
После окончания вуза Валентина приняли в Театр имени Моссовета, где ему приходилось почти год играть малозначительные эпизоды. Его заметил знаменитый худрук Театра сатиры Эраст Гарин и предложил молодому актеру роль в постановке «Тень». В день премьеры в зале сидели родители Гафта и его будущая жена, а он так разволновался, что перепутал реплики и партнерш. Провал был и в прямом смысле — он чуть не свалился вместе с декорацией в оркестровую яму: «Чуть не на первых же секундах я почти упал в оркестр, с балкончика, который отвалился на авансцене. Но я спасся, а он каким-то чудом повис. Я перепутал партнерш и стал вести диалог с Аросевой, а надо было с Зелинской, и, глядя не в ту сторону, получил, естественно, не тот ответ. Боже, что со мной было!».
После такого фиаско дебютанта в Театр сатиры приглашать не стали.
Театральные удачи Валентина Гафта
Гафт служил в Театре имени Моссовета, Театре на Малой Бронной, в «Ленкоме», в Театре сатиры (повторно, годы спустя) и с 1969 года в «Современнике».
Несколько лет карьеры Валентина Гафта были связаны с театром под руководством Андрея Гончарова. Спустя четыре года он перешел в труппу «Ленкома», где в то время главным режиссером был Анатолий Эфрос. Когда Эфроса попытались отстранить от должности, Гафт вместе с Александром Ширвиндтом и Михаилом Державиным предприняли попытку защитить режиссера. Однако их усилия не увенчались успехом, и в 1960 году Гафт и другие актеры последовали за Эфросом в театр на Малой Бронной.
Продолжение карьеры в этом театре стало невозможным из-за актрисы Ольги Яковлевой: театр покинул не только Гафт, но и Олег Даль, Алексей Петренко и другие. Гафт уехал отдохнуть от стресса в Ялту, где случайно на пляже познакомился с Андреем Мироновым. Миронов предложил ему роль графа Альмавивы в знаменитой постановке «Фигаро». Гафт играл не по привычному стандарту образ обольстителя, а по своему представлению о графе, как о грубом и неумном человеке, и играл так блестяще, что после одного из спектаклей к нему в гримерку зашел Олег Ефремов и пригласил играть в «Современнике».
Там Валентин Гафт сыграл свои самые значимые роли. Одной из первых стала роль Адуева-старшего в «Обыкновенной истории» — артиста взяли в состав на замену Михаила Козакова. Актер вспоминал о том, как переживал, когда слышал из зала сравнения не в свою пользу. На помощь пришел маэстро Евгений Евстигнеев, посоветовавший играть Адуева «репризно», то есть просто и выразительно.
Зрители полюбили Гафта за роли Гусева в «Валентине и Валентине», Глумова в «Балалайкине и К°», Фирса в «Вишневом саду», Лейзера в «Трудных людях», Лопатина в постановке «Из записок Лопатина». Среди театральных премий артиста есть премия «Фигаро» и «Хрустальная Турандот» за вклад в развитие театрального искусства.
В «Современнике» Гафт дебютировал и в качестве режиссера. В 2001 году вместе с Игорем Квашой и Александром Назаровым он воссоздал постановку «Балалайкин и К°» по произведению Михаила Салтыкова-Щедрина. В 2009 году Роман Виктюк поставил в «Современнике» спектакль «Сон Гафта, пересказанный Виктюком» по пьесе, написанной Гафтом. Одну из главных ролей в постановке сыграл сам Валентин Иосифович.
В 2017 году Гафт поставил спектакль «Кто такая Эзра Паунд?» по пьесе Тани Котляревской, а в 2018 году — спектакль по собственному сценарию «Пока существует пространство».
Кинокарьера Гафта
Сниматься в кино актер начал еще в годы учебы. Его первое появление на экране случилось в 1956 году в маленькой роли в фильме Михаила Ромма «Убийство на улице Данте».
Но настоящий интерес к актеру кинорежиссеры стали проявлять лишь с середины 70-х. Валентин Иосифович был забавен и ироничен даже в эпизодах — как в роли лакея Брассета в комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975). Его часто снимали в фильмах о заграничной жизни и в ролях прощелыг, аферистов, воров и прочих «кинозлодеев». Но даже негодяи у Гафта получали добрую порцию отрицательной харизмы и ироничности, получались незабываемыми персонажами. Его Сатанеев, заместитель директора НУИНУ из новогоднего фильма «Чародеи» (1982), — гротескно смешон, язвителен и по-мелочному подл, но у зрителей неизменно вызывает добрую улыбку.
В «Забытой мелодии для флейты» (1987) Гафт перевоплотился в служаку-болвана Одинкова, в трагикомедии «Аэлита, не приставай к мужчинам» (1988) в брачного афериста Скамейкина. А сыгранный им криминальный авторитет Артур в «Ворах в законе» (1988) получился таким убедительным, что, по словам Гафта, его приглашали на сходку авторитетов, от посещения которой он осторожно и вежливо отказался.
Гафт — один из шикарной обоймы актеров режиссера Эльдара Рязанова. К Рязанову в «Гараж» он попал благодаря рекомендации Лии Ахеджаковой. Режиссер сначала оценил легкость игры Гафта в фильме «Короли и капуста» (1978), а после и на своей съемочной площадке. В «Гараже» Гафт сыграл роль председателя кооператива Сидоркина, ироничного и язвительного корыстолюбивого человека с нечистой совестью. Все его реплики вызывали смех и быстро разлетелись на цитаты.
Рязанов снимал Гафта также в водевиле «О бедном гусаре замолвите слово», в «Забытой мелодии для флейты», а в «Небесах обетованных» он отвел ему роль честного и порядочного предводителя бомжей Президента, в «Старых клячах» — не менее благородного генерала. В последний раз актер играл у легендарного режиссера в фильме «Карнавальная ночь-2».
В кино Гафт воплотил также яркие образы Воланда в «Мастере и Маргарите» Юрия Кары, Альфреда Илла в «Визите дамы» Михаила Козакова, папы-фокусника в «Сироте казанской» Владимира Машкова и многие другие. Всего актером сыграно более 200 ролей.
Последним фильмом в его биографии стала картина Анны Матисон «Млечный путь» 2016 года.
Король эпиграмм
Валентин Гафт прославился своими меткими и острыми эпиграммами на друзей и коллег. Актер Александр Филиппенко даже дал расшифровку фамилии Гафта: «Гениальный автор феноменальных текстов».
Например, из-под его пера вышли строчки: «Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян».
Есть и более саркастичные стихи. Хотя сам актер доказывал, что все они написаны им с любовью к его героям. Кто-то из коллег обижался, кто-то принимал юмор, а кто-то отвечал тем же, сочиняя эпиграммы на «обидчика». Да и сам Гафт умел и любил иронизировать над собой. Он и себе тоже посвящал едкие строки: «Гафт очень многих изметелил и в эпиграммах съел живьем. Набил он руку в этом деле, а остальное мы набьем».
В интернете появилось много злых и пошлых подражаний Гафту, к которым он сам не имел никакого отношения. Валентин Иосифович очень возмущался, что ему приписывали авторство сомнительных виршей на трех Михалковых, Наталью Гундареву и Сергея Безрукова.
У Гафта выходили сборники стихов, иллюстрации к одному из них — «Ступени» — создавал великий Михаил Шемякин.
Среди изданных произведений Валентина Гафта — книги «Стих и эпиграмма» (1989), «Я постепенно познаю» (1997), «Жизнь — театр» (1998), последняя написана в соавторстве с Леонидом Филатовым. Всего у автора вышло около десятка книг — эпиграммы, стихи, проза, пьесы.
Личная жизнь Валентина Гафта
Валентин Иосифович был трижды женат, но свою истинную любовь и вторую половинку встретил лишь в возрасте 60 лет.
Первой женой Гафта стала известная модель Елена Изергина. Она была так красива, что люди постоянно оборачивались на нее на улице. Молодые отлично ладили друг с другом, но до тех пор, пока их однушка не превратилась в приют для бездомных животных. Елена каждый день кого-то спасала — то раненых голубей, то пищащего котенка на улице. В квартире стоял неприятный запах, было полно шерсти и перьев, а также клопов и тараканов. И хотя Гафт с трудом выносил этот хаос, расстался с супругой он не из-за ее безумного пристрастия собирать и тащить домой любую живность. Женщина влюбилась в другого — она развелась и вышла замуж за киноведа Даля Орлова.
А вот свою любовь к животным Гафт воплощал по-другому: он много раз ратовал за принятие закона против жестокого обращения с животными и за введение поста уполномоченного по правам животных.
После развода у актера случился короткий роман с художницей Еленой Никитиной. Через три года он узнал, что Елена родила от него сына и уехала с ним на новое место жительства — в Бразилию. Встреча отца с сыном произошла лишь в 2014 году.
Свою вторую жену — Инну Елисееву он, того не подозревая, увел у драматурга Эдварда Радзинского — Гафт узнал об этом очень поздно. Своенравный и капризный характер Елисеевой оказался совсем не подходящим для брака, да и отношения с ее родителями тоже не заладились. В 1973 году у супругов родилась дочь Оля, а в начале 80-х пара развелась.
Дочь Оля была балериной, но девушка росла чувствительной и ранимой и очень страдала от строгой и властной матери. В 2002 году у Ольги случилась безответная любовь, мама вместо поддержки назвала ее неудачницей, и девушка покончила с собой. Гафт после этой трагедии долго винил себя, что его не было рядом, он три года тяжело болел после гибели дочки.
Третьей и последней женой Гафта стала актриса Ольга Остроумова. Впервые они встретились на съемках фильма «Гараж» Рязанова. Как рассказывал артист, он попал в фильм вместо Ширвиндта, который был занят в театре, и вспоминал о знакомстве так: «В этой картине снималась моя нынешняя жена Оля Остроумова, и она там была прекрасна, она везде прекрасна. Но тогда мы так и не познакомились, даже «здрасте» друг другу не сказали. Я в перерывах старался молчать, чтобы Рязанов не передумал».
К тому же оба были несвободны. А спустя 15 лет актер увидел телепередачу с участием Остроумовой, из которой понял, что актриса сейчас одинока, и тут же предпринял усилия, чтобы организовать с ней «случайную встречу» на одном из мероприятий. «Помню, чтобы ее заинтересовать, я не нашел ничего умнее, чем сказать: «Посмотрите, какие у меня мускулы!». Наверное, она подумала, что я идиот. Потом я ее провожал пешком, было прохладно, свой пиджак я накинул ей на плечи», — вспоминал Валентин Иосифович. В 61 год он стал счастливым мужем, для Ольги это был тоже третий и самый крепкий союз.
Момент регистрации брака состоялся в больнице, где Гафт находился после серьезной операции. Сразу после свадьбы счастливый «молодожен» пошел на быструю поправку. Жена настояла, чтобы он крестился, взяла на свои плечи весь быт, а он принял и полюбил двух ее детей, как своих, а потом и внуков.
О любви актер говорил возвышенно: «Любовь вырабатывает лучшие качества в человеке, очищает. Особенно это ясно, когда у тебя жизнь прошла, когда понимаешь больше и чувствуешь острее. Любовь сокращает дорогу к вере — как религия».
Артист скончался 12 декабря 2020 года в возрасте 85 лет от последствий пережитого годом ранее инсульта.
Ранее мы писали об актере Василии Ливанове, его знаменитом Шерлоке Холмсе и других ролях, о дружбе, любви и драмах знаменитого артиста.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».