http://Top.Mail.Ru
Умер Родион Щедрин: жизнь, творчество и любовь композитора | Ямал-Медиа
29 августа 2025, 09:46 (обновлено: 29 августа 2025, 10:21)

Вечная музыка: обыкновенный русский гений Родион Щедрин

29 августа 2025 года мировая музыкальная культура понесла невосполнимую утрату — не стало Родиона Константиновича Щедрина. Его гений на протяжении долгих лет формировал облик русской музыки и определял ее место в искусстве. «Ямал-Медиа» рассказывает о жизни и творчестве великого русского композитора.

Где умер композитор

Народный артист СССР Родион Константинович Щедрин умер в возрасте 92 лет. Печальную новость подтвердили представители Большого театра, с которым композитора связывали десятилетия плодотворного сотрудничества.

«Его оперы, балеты и симфонические сочинения многие десятилетия с огромным успехом исполняются на всех крупнейших сценах мира. Бесценное творческое наследие Щедрина неизменно находит отклик в сердцах публики», — говорится в официальном заявлении театра.

Точная причина смерти не указывается. Известно, что композитор умер в больнице в Германии, пишет ТАСС.

Родион Щедрин пережил свою супругу Майю Плисецкую на десять лет — знаменитая балерина скончалась от инфаркта в Мюнхене в мае 2015 года в возрасте 89 лет.

Где похоронят Родиона Щедрина

По завещанию Плисецкой, их тела должны быть кремированы, а прах соединен и развеян над Россией. Все эти годы урна с прахом балерины находилась в доме Щедрина.

Экспозиция выставки «Родион Щедрин. Семейный архив» в Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина. Фото: bakhrushinmuseum.ru
Экспозиция выставки «Родион Щедрин. Семейный архив» в Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина. Фото: bakhrushinmuseum.ru

После прощальной церемонии, которая, вероятно, состоится в Большом театре или Большом зале Московской консерватории, тело композитора кремируют и соединят его прах с прахом супруги для последующего развеивания. Вместо могилы супругам будет установлен кенотаф — символический памятник без захоронения.

Композитор Родион Щедрин: жизнь и творческий путь

Родион Константинович Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве в семье профессиональных музыкантов. Его дед был священником, а отец, Константин Михайлович — композитором и преподавателем теории музыки. Позже Щедрин вспоминал об отце: «У него от природы были гигантские музыкальные способности, потрясающая память. Все, что он слышал, мог воспроизвести — на любом инструменте, самодеятельно, не учась… Уж на что у меня память вроде бы неплохая, но рядом с отцом — ноль». Мама композитора, Конкордия Ивановна, была экономистом, но любила музыку, увлеченно играла на фортепиано популярные пьесы классиков. Как и супругу, ей нравилось творчество Александра Скрябина.

Щедрин окончил Московскую консерваторию, где учился одновременно по двум специальностям: в классе композиции у Юрия Шапорина и фортепиано у Якова Флиера. Его первым произведением крупной формы стал балет «Конек-Горбунок» (1960), сразу обозначивший его самобытный композиторский почерк.

На протяжении семи десятилетий творческой жизни Щедрин смог поработать практически во всех музыкальных жанрах. Его наследие включает семь опер, пять балетов, три симфонии, пять концертов для фортепиано с оркестром, концерты для других инструментов, многочисленные хоровые, камерные и фортепианные произведения, а также концерты на русские фольклорные темы.

С 1973 по 1989 год Щедрин руководил Союзом композиторов РСФСР. В 2000 году вместе с женой Майей Плисецкой он создал Международный фонд поддержки молодых композиторов и артистов балета.

Валерий Гергиев и Родион Щедрин. Фото: culture.gov.ru
Валерий Гергиев и Родион Щедрин. Фото: culture.gov.ru

«Занимаясь серьезными симфоническими произведениями, он мог параллельно написать такую песню, как «Не кочегары мы, не плотники», — его музыка к фильмам очень нравилась и публике, и музыкантам. Поэтому композиторы всех стилей считали его своим. И многим коллегам он помогал. В моей жизни он сыграл, можно сказать, решающую роль», — вспоминал композитор Алексей Рыбников.

До конца 2025 года в Алексине Тульской области откроется первый в России дом-музей Родиона Щедрина. Решение о создании музея было принято еще в 2024 году.

Музей разместится в доме № 46 на Радбужской улице, где проживала семья композитора и где он провел детство до эвакуации в 1941 году. Для реализации проекта Фонд Валерия Гергиева уже выкупил здание. Недавно был опубликован контракт на благоустройство территории на сумму более 4,1 млн рублей.

Сам композитор отмечал, что именно детство в Алексине позволило ему «напитаться духом русской глубинки», что впоследствии отразилось в его операх «Не только любовь», «Левша» и «Боярыня Морозова». В экспозиции будущего музея планируется представить материалы о жизни и творчестве композитора. Часть экспонатов передадут из музея-квартиры Майи Плисецкой, который открылся в Москве в 2022 году.

Союз двух гениев: Родион Щедрин и Майя Плисецкая

Их брак, заключенный в 1958 году, продлился 57 лет и стал одним из самых известных творческих союзов в истории русского искусства.

«Я восхищаюсь им всю жизнь. Он меня ни разу ни в чем не разочаровал», — говорила о муже Плисецкая в интервью. И добавляла: «Я его так люблю, что не ревную. Люблю больше жизни. Я не мыслю себе жизни без него. Мне она не нужна».

Балерина Майя Плисецкая и композитор Родион Щедрин. 1974 г. Фото: Борис Косарев/Семейный архив Марии Косаревой/russiainphoto.ru
Балерина Майя Плисецкая и композитор Родион Щедрин. 1974 г. Фото: Борис Косарев/Семейный архив Марии Косаревой/russiainphoto.ru

Для Майи Михайловны Щедрин создал несколько шедевров, ставших классикой мирового балета: «Кармен-сюиту», «Анну Каренину», «Чайку». После смерти Плисецкой в 2015 году композитор жил преимущественно в Германии, хотя регулярно приезжал в Россию.

«Россия — моя родина, мой дом. Быть русским композитором — моя данность, моя культура, мой язык, моя ментальность, мои родители, мои истоки. Это все вместе с кровью моей матери — мое! В Мюнхен меня привела жизнь, там издательство Sсhott, у меня с ними прекрасные отношения, в их каталоге — множество моих сочинений, на которые они имеют права по всему миру, но, подчеркиваю, что права на Россию остаются за мной», — рассказывал Родион Щедрин.

Музыкальный язык Щедрина

Щедрина отличал редкий дар — он умел объединять остросовременный музыкальный язык с русскими культурными традициями. Он совмещал в своих произведениях фольклорные мелодии с элементами авангарда, а церковные распевы — с джазовыми ритмами.

«Главное, по-моему, в точном ощущении потребностей и закономерностей восприятия своего современника, в умении почувствовать непередаваемый словами, но очень реальный, конкретный «воздух эпохи», — говорил о своем кредо сам композитор.

Родион Щедрин в Большом зале Московской государственной консерватории имени П. И.Чайковского. 4 мая 1975 г. Фото: Л.Е. Бергольцев/Главархив Москвы/mos.ru
Родион Щедрин в Большом зале Московской государственной консерватории имени П. И.Чайковского. 4 мая 1975 г. Фото: Л.Е. Бергольцев/Главархив Москвы/mos.ru

В творчестве Родиона Щедрина уникальным образом соединяются две эпохи: советская и постсоветская. Он вобрал традиции русской классической школы и смело переосмыслил их в контексте XX и XXI веков. Как отмечают музыковеды, в его музыке, с одной стороны, прослеживается диалог с наследием Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, Шостаковича, с другой — с самыми интересными авангардными композиторами, в том числе Эдисоном Денисовым и даже Софьей Губайдулиной, которая ушла из жизни в марте этого года. Хотя трудно себе представить двух творцов, более несхожих как по типу творчества, очевидно экстравертному у Щедрина и интровертному у Губайдулиной, так и по официальному положению в СССР.

Но Щедрин не боялся экспериментировать с жанрами и стилистикой. Он создал уникальные формы музыкальных произведений: русскую хоровую оперу («Боярыня Морозова»), концерт для поэта с оркестром («Поэтория»), русскую литургию для концертного исполнения («Запечатленный ангел»).

Пять вершин творчества Родиона Щедрина

«Кармен-сюита» (1967)

Одно из самых известных произведений композитора, созданное на основе музыки Жоржа Бизе для балета с участием Майи Плисецкой. Щедрин блестяще переработал музыкальный материал, создав оригинальную транскрипцию для струнных и ударных инструментов. Этот балет до сих пор идет на ведущих сценах мира.

Экспозиция выставки «Плисецкая. Полюс магии», организованной Государственным центральным театральным музеем имени А. А. Бахрушина. Фото: culture.gov.ru
Экспозиция выставки «Плисецкая. Полюс магии», организованной Государственным центральным театральным музеем имени А. А. Бахрушина. Фото: culture.gov.ru

Опера «Мертвые души» (1977)

Монументальное произведение по гоголевской поэме, над которым Щедрин работал около десяти лет. Композитор сам написал либретто, мастерски сумев передать гоголевскую сатиру и многослойность образов. Премьера в Большом театре стала культурным событием эпохи.

«Мертвые души» я считаю библией — библией русского человека, русского характера, русских метаний. Величайшая книга!», — говорил композитор.

В 2011 году Мариинский театр представлял новую интерпретацию «Мертвых душ». Главным элементом сценографии стала огромная чичиковская бричка, подчеркивающая важный для Гоголя и Щедрина образ бесконечной унылой русской дороги. Особенностью постановки были видеопроекции в окнах брички — современные съемки пейзажей, сделанные видеохудожниками, которые специально проехали по маршруту Чичикова от Москвы до Херсона.

«Стихира на 1000-летие Крещения Руси» (1988)

Произведение основано на древнерусской стихире праздника Владимирской иконы Богоматери путевого распева, приписываемой Ивану Грозному. Щедрин свободно переосмыслил музыкальный материал, используя современный симфонический оркестр для передачи мира древнерусской монодии, противоположного музыке XX века. Песнопения характеризуются спокойствием, умиротворенностью, плавными секундовыми ходами и непрерывным течением мелодии, что, по мысли композитора, отражает типичный русский равнинный пейзаж.

Концерт для виолончели с оркестром «Sotto voce» (1994)

Лирико-философское произведение, написанное специально для Мстислава Ростроповича. В этом концерте отразились размышления композитора о жизни и смерти. Произведение отличает особая глубина музыкального высказывания, тонкий звуковой колорит и медитативность.

Памятник Мстиславу Ростроповичу в Москве. Фото: Alex PakhoMovie/Shutterstock/Fotodom
Памятник Мстиславу Ростроповичу в Москве. Фото: Alex PakhoMovie/Shutterstock/Fotodom

Хоровая опера «Боярыня Морозова» (2006)

Одно из самых значительных поздних произведений композитора, посвященное драматичнейшему эпизоду русской истории — церковному расколу XVII века. Опера построена на редком сочетании старославянских текстов, знаменного распева и авангардных техник.

«Считаю, что в моей музыке есть и то, о чем каждый человек всегда думает, — то, что все не вечно, — рассказывал композитор. — Как в моей опере «Боярыня Морозова» по «Житию протопопа Аввакума» говорится: «Яко это человек, если он не видел смерть». Ну что делать. Это, конечно, бесконечно, неисправимо больно. Но это жизнь»...

Ранее в этом году скончался выдающийся российский и молдавский композитор Евгений Дога.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...