Вечнозеленые и скороспелые: как меняются тренды на профессии
Как меняется мода на профессии
В каждом вузе складывается своя ситуация. Единственное, что точно известно, — айтишники до сих пор остаются в тренде. В университетах есть много специальностей, которые связаны с компьютерными технологиями. Зачастую люди, которые изначально получили другое образование, например экологи, экономисты, юристы, переобучаются на дополнительных курсах на айтишников и уходят работать в IT-сферу, рассказала «Ямал-Медиа» филолог, руководитель онлайн-школы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ Вероника Смолер.
«Многие обучающиеся сегодня хотят поступать именно на специальности, связанные с высокими технологиями, потому что они сулят очень хорошие деньги. И для экономики важно иметь обученных таким технологиям специалистов, потому что за ними будущее», — пояснила эксперт.
Стабильно остается спрос на специальности, ориентированные на здоровье человека, в первую очередь врачебные, отметила Вероника Смолер. «Люди всегда будут болеть и испытывать какие-то трудности со здоровьем, поэтому медики — это «вечнозеленая профессия», которую никто никуда не убирал», — добавила она.
Более узкие тренды зависят от того, насколько дети сами заинтересованы в какой-то специальности. Есть те, кто хочет быть учителями, и они идут в педагогические вузы. Их тоже достаточно много.
«Нельзя сказать, что есть какая-то специальность, которая проседает, и никто не хочет на нее идти. Скорее всего, речь идет о процентном соотношении. Очевидно, что в Москве и других крупных городах очень многие специальности перегреты, и очень много людей хотят на них поступить, потому что это и какой-то топовый вуз, и это хорошая профессия. А какие-то специальности сейчас могут оставаться где-то за чертой популярности. Здесь нужно проводить какое-то глобальное всероссийское исследование и смотреть, какие специальности и где в процентном соотношении их выше».
Вероника Смолер
филолог, руководитель онлайн-школы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
При этом необходимо иметь в виду, что есть какие-то индивидуальные запросы, которые касаются того, что интересно самому ребенку. Например, не все хотят быть айтишниками. На филологию, разумеется, спрос будет меньше.
«Условно говоря, на IT-факультет будет поступать 300 человек на разные специальности, а на филологический — всего 50 человек, но даже среди этих 50 людей будет конкурс на место. Поэтому всё как бы уравновешивается», — считает Вероника Смолер.
Тренды на профессии задает социально-экономическая обстановка и идеи в обществе. Технологические, социальные или экономические запросы определяют функционал высших руководителей организации и направления развития бизнеса, рассказал «Ямал-Медиа» доктор социологических наук, директор, научный руководитель программы ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ Владимир Корнилович.
«В 90-х руководителями крупных корпораций становились финансисты. Со временем, когда появились новые технологии, в руководство начали попадать люди, которые умеют управлять проектами, могут ставить системные задачи, организовывать иерархическую или сетевую системы управления. Поэтому при получении образования в основе должна стоять не мода, а потребности экономики и научные разработки организация труда, способные помочь государству развивать отдельные отрасли и целые экономические кластеры».
Владимир Корнилович
доктор социологических наук, директор, научный руководитель программы ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ
Он уверен, что никакие специальности не должны уходить в прошлое. Модели профессиональных действий должны сохраняться. Чем выше дифференциация труда, чем глубже проникновение в профессию, тем выше солидарность общества.
«Мы зависим от результатов труда. Один из критериев оценки уровня достижений развитости культуры — различие профессий и используемых технологий. Разговоры о том, что часть профессий должна уйти, — несостоятельны. Профессии остаются, углубляются, усложняются. Общество должно идти не по пути забвения профессий, а по пути их углубления и углубления в них», — подчеркнул Владимир Корнилович.
Переподготовка специалистов: нужна ли она сегодня
Есть масса учебных заведений, которые предлагают профессиональную переподготовку, то есть получить второй диплом. Вопрос заключается лишь в том, что собой представляют эти образовательные заведения. К примеру, в государственном институте русского языка имени Пушкина, который специализируется на подготовке преподавателей русского языка и филологических дисциплин, есть базовый бакалавриат и магистратура по этим специальностям.
А есть еще программа профпереподготовки, когда любой человек в течение примерно 10 месяцев проходит ускоренную программу обучения, пишет дипломную работу, защищает ее и получает документ еще об одном образовании, рассказала Вероника Смолер. И в профильном вузе с высокой долей вероятности программы переподготовки будут хорошими.
«Но есть места, где готовят вообще, как угодно. Это не университет или институт, а какое-то учебное заведение, которое реализует на своей базе разные программы профпереподготовки, привлекая приглашенных специалистов и делая программы с их участием. При этом сам институт не является специализированным по этому профилю обучения. Здесь можно рассуждать о том, насколько качественным будет такое образование, потому что это какая-то отдельная программа, собранная собственными силам учебного заведения», — отметила Вероника Смолер.
По ее мнению, любая программа, которая преподается и кому-то предлагается в рамках получения второго диплома, должна быть завизирована надзорными органами, в том числе Минобрнауки.
«Я знаю разны учебные заведения, такие онлайн-университеты, которые готовят по психологии и гарантируют подготовку по ней. Но ты приходишь на лекции, а психолог тебе говорит то, что вообще не соответствует этическому кодексу психолога, хотя сам он вроде практикует. Это вызывает вопросы у студентов, которых учили, что нужно соблюдать этот кодекс. Но преподаватель на этой программе им заявляет, что всё это неважно».
Вероника Смолер
филолог, руководитель онлайн-школы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
Профподготовка всегда существовала и служила для поддержания высокого уровня профессионализма у специалистов разного уровня. К примеру, у госслужащего формируется определенная управленческая технология, которую он всегда может дополнять новыми инструментами и формами работы, данными из социологических и экономических исследований. Это позволяет ему всегда поддерживать понимание общей картины того, что происходит и сравнивать свою практику управления с теми процессами, которые происходят в обществе, считает Владимир Корнилович.
По его словам, профессиональная переподготовка в виде магистратуры либо дополнительных образовательных программ связана с изменением структуры рынка труда, с новыми функциями, которые возлагаются на специалиста. Если человек окончил бакалавриат по экономической специальности, ему будет вполне уместно дополнить свои знания дисциплинами по стратегическому управлению.
«Сейчас стоит политическая задача создать цифровую экономику, поскольку ее нужно перестраивать. Отдельно идет стратегическое выстраивание системы государственного управления. Также стоит задача по сохранению единства общества. Здесь в процесс долгосрочного развития страны включаются все специальности. Дополнительные знания помогут специалистам лучше выполнять свои функции», — пояснил Владимир Корнилович.
Он добавил, что качество образования в вузах, конечно, должен оценивать Рособрнадзор и предприятия, на которые потом приходят вчерашние студенты.
Переподготовка: как выбрать учебное заведение
Если вы собрались отправиться на профпереподготовку по какому-то предмету, то следует изучить историю учебного заведения, в котором вы намерены обучаться, советует Вероника Смолер.
Весомыми плюсами образования будет то, что выбранное вами направление базово преподают в этом вузе. Также обязательно стоит обратить внимание на преподавателей и на учебные планы. В открытом доступе должны публиковаться планы, учебные программы, которые проходят обучающиеся. Следует учесть, как предметы коррелируют с тем, чему вас будут учить. Например, если вас учат русскому как иностранному, то в программе должны быть дисциплины, которые связаны с педагогикой, лингвистикой, методиками обучения иностранных граждан.
«Изучайте учебный план, изучайте людей, которые вам преподают, смотрите, насколько экспертны преподаватели учебных курсов. Только тогда можно говорить о качественном образовании. К сожалению, иногда некоторые программы могут оказаться некачественными: их делают только ради того, чтобы внедрить у себя и набрать на нее слушателей, а дальше — как пойдет. Здесь никто не застрахован. Нужно понимать, что ответственность за выбор программы лежит на вас».
Вероника Смолер
филолог, руководитель онлайн-школы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
Останется ли в будущем журналистика
Журналистика связана со смыслами, которыми живет человек и которые ухватывает журналист, чтобы передать их другим. По мнению Владимира Корниловича, это особый жанр искусства.
«ИИ работает не со смыслами, а со словами. В текстах, которые готовит ИИ, нет мысли. Это набор слов, связанных в текст в отсутствие смысла. Если подходить к журналистике как к работе со смыслами, с населением, — это особый жанр искусства, так же, как и творчество, которое по-своему видит реальность и передает ее достаточно четко и чувственно. Если журналист понимает реальность, проникает в нее, — он никогда не уйдет в прошлое», — уверен Владимир Корнилович.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».