Век композитора Андрея Эшпая: десятки фильмов, сотни классических партитур и песня «Сережка с Малой Бронной»
Со дня рождения композитора Андрея Эшпая исполнилось 100 лет
В мире классической музыки юбилеи отмечают с особым трепетом. Но столетие Андрея Эшпая — случай особый. Композитор, чья жизнь охватила практически весь ХХ век, стал музыкальным летописцем эпохи, оставив нам звуковую дорожку к временам, которых больше нет. Его творчество — это джазовые ритмы и фольклорные мотивы, киномузыка и симфонии, военные песни и камерные произведения. «Ямал-Медиа» рассказывает о композиторе Андрее Эшпае, сумевшем сохранить творческую независимость в самые разные периоды нашей истории.
Биография Андрея Эшпая
Детство вундеркинда
Андрей Яковлевич Эшпай родился 15 мая 1925 года в городе Козьмодемьянске (Марийская АССР). Происхождение во многом определило его творческую судьбу: отец, Яков Эшпай, был известным марийским композитором и фольклористом. Именно он привил сыну любовь к народной музыке и помог сделать первые шаги в мире профессионального музыкального искусства. Мать, Валентина Константиновна, преподавала русский язык и литературу, но при этом прекрасно пела народные песни. Сама фамилия «Эшпай» переводится с марийского как «хороший друг» — символическое начало для будущего композитора, чья музыка действительно стала близким другом для миллионов.
Когда мальчику было всего два года, семья Эшпаев переехала в Москву, чтобы отец мог учиться в консерватории. Андрей с детства проявлял удивительные музыкальные способности — поступив в музыкальную школу имени Гнесиных, он поражал педагогов не только феноменальным слухом и редкой музыкальной интуицией, но и особым отношением к технике игры: «Зачем я буду учить гаммы, когда я чувствую их под пальцами с каждой клавиши в терцию, сексту, дециму», — говорил юный пианист.
Особое отношение к одаренному мальчику проявляли и сами сестры Гнесины — Елизавета, Елена и Ольга.
Позже Елизавета Фабиановна написала ему трогательное посвящение: «Милому, дорогому Андрюше Эшпаю, одному из моих единственных сыновей».
Эшпай в годы войны
Война перевернула жизнь 16-летнего музыканта. Эвакуация, желание попасть на фронт и защищать Родину — всё это отодвинуло любое творчество на второй план.
«Я много выступал в госпиталях, аккомпанировал певцам и, глядя на раненых, видел, как они рады нам, как моя музыка нужна им. Но рвался на фронт. В январе 1943-го поступил в Оренбургское военное училище, затем — курсы военных переводчиков. С 1944 года — на Первом Белорусском фронте», — вспоминал впоследствии Эшпай.
Юный лейтенант взвода разведки не просто доблестно сражался — он прошел через самые тяжелые бои. Освобождение Варшавы, штурм Померанского вала, бои на Одере и Балтийском побережье. А в апреле 1945 года Эшпай участвовал во взятии Берлина, не дойдя лишь 200 метров до Рейхстага — его часть сменила другая дивизия.
«Я был моложе всех. Мне было 19 лет, когда закончилась война. Мое правило на войне — не показывай страха. Не беги. Спрячешься за угол — пуля-дура достанет», — рассказывал композитор в интервью «Музыкальному обозрению».
Война забрала у него старшего брата Валентина, погибшего в первые месяцы боев, и двоих лучших друзей, павших в последние дни перед Победой. Орден Красной Звезды, медали «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» стали свидетельством личного мужества Эшпая, но не смогли заменить потерянных близких. После Победы Эшпай еще год служил в управлении информации в Берлине.
Между классикой, фольклором и джазом: становление музыкального почерка Андрея Эшпая
После демобилизации в 1946 году Эшпай наконец-то полностью посвятил себя музыке, поступив в училище при Московской консерватории. Учился сразу на двух факультетах: фортепианном и композиторском.
Такое двойное образование впоследствии сыграло важную роль в формировании его стиля, в котором мышление пианиста-виртуоза объединилось с симфоническим масштабом. В консерватории его педагогами стали Николай Мясковский и Евгений Голубев (композиция), Владимир Софроницкий (фортепиано), а в аспирантуре он занимался у самого Арама Хачатуряна. Это созвездие наставников сформировало уникальный композиторский почерк Эшпая — сочетание классической строгости формы с яркостью мелодического высказывания.
Еще до окончания консерватории, в 1952 году, Эшпая приняли в Союз композиторов СССР. И было за что. Уже студенческие опусы Эшпая продемонстрировали стремительное развитие его композиторского мастерства. В этот период он создает «Сонатину» для фортепиано, произведения для скрипки, кларнета, флейты, «Колыбельную» и «Танец» для двух роялей (1952), а также «Пассакалью» для органа, посвященную памяти Мясковского (1950). Спустя много лет, в 1977 году, Эшпай снова почтил память своего учителя — так появился Второй скрипичный концерт.
К значительным произведениям этого периода относятся и «Симфонические танцы на марийские темы» (1951). Из трех тем две были подлинно народными, а третья — оригинальная, но близка по духу национальному мелосу. Это произведение вошло в репертуар многих оркестров.
Общие музыкальные корни марийского и венгерского народов объясняют интерес композитора к венгерским мелодиям. В этой связи интересна история создания «Венгерских напевов» (1953), где в рапсодической форме объединены шесть разнохарактерных мелодий. Поначалу, выбрав несколько народных песен, Эшпай решил на их основе создать вокальный цикл для программы госэкзамена. Исполнителем должен был стать венгр Варга, стажировавшийся в Московской консерватории.
Но за два-три дня до экзамена Эшпай уже лихорадочно звонил другу, скрипачу Эдуарду Грачу: «Эдик, спасай! Варга заболел. Твоя скрипка будет звучать не хуже голоса!» Вместе они разобрали пьесы, после чего Эшпай заявил: «Это не песни! Это музыка для скрипки с оркестром. Я допишу еще три номера с развернутым tutti, и мы покажем весь цикл». Так и появились «Венгерские напевы» для скрипки с оркестром. В 1955 году произведение получило первую премию на конкурсе молодых композиторов V Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве.
Но настоящим откровением для музыкальной общественности стало появление Первого фортепианного концерта Андрея Эшпая (1954), где традиционные элементы симфонизма Мориса Равеля, которому было посвящено произведение, органично переплелись с пентатоникой марийских народных напевов и джазовыми интонациями.
«В свое время я увлекался джазом, — признавался композитор, — это была свобода, импровизация, особый ритм, свежесть гармоний. И когда я писал свой Первый фортепианный концерт, эти влияния, безусловно, проявились».
Джазовые интонации так или иначе сохранялись в творчестве Андрея Эшпая на протяжении всей его жизни. Он умело вплетал синкопированные ритмы и блюзовые гармонии в классические формы, создавая свой неповторимый стиль. Особенно ярко это проявилось в его Втором фортепианном концерте и симфонических поэмах.
Песни, ставшие историей
Начало карьеры совпало с периодом оттепели, что позволило молодому композитору и далее экспериментировать с формой и содержанием. Как отмечалось, ранние произведения Эшпая уже продемонстрировали его склонность к синтезу академических традиций с элементами джаза и народной музыки, особенно марийской: композитор никогда не скрывал своих корней и всегда с гордостью говорил о своем происхождении.
С 1965 по 1970 год Эшпай преподавал композицию в Московской консерватории, но организационная работа отвлекала его от главного — творчества. Как он сам признавался, «для того чтобы преподавать, надо знать в сто раз больше, чем ты знаешь для себя». После конфликта с коллегами из-за пропусков занятий (он много гастролировал и выступал) Эшпай ушел из консерватории.
Но широкой публике Андрей Эшпай известен прежде всего как автор популярных песен, звучавших по всему Советскому Союзу. «Песня — очень сложный жанр. Песня — три минуты, за которые ты либо успел сказать что-то важное, либо ничего не сказал», — отмечал композитор.
Песня «Москвичи» на стихи Евгения Винокурова, известная также как «Сережка с Малой Бронной», появилась в 1957 году и сразу стала одной из самых пронзительных песен о войне. Написать музыку к стихам поэта-фронтовика Эшпаю предложил Марк Бернес, первый исполнитель «Москвичей». Композитор был потрясен, насколько точно стихотворение отражало его собственную жизнь:
«Всё, о чем говорится в песне, было у меня в жизни. Я ушел на фронт с Бронной, хоть и не с Малой, а с Большой. Мой старший брат Валя не вернулся с войны. Мама все ждала и ждала его до последних своих дней... Этот «свет лампы воспаленной» в стихах Винокурова — я увидел свою маму, перечитывающую письма с фронта — мои и брата».
Другой знаковой песней стала «А снег идет» (на стихи Евгения Евтушенко) для фильма «Карьера Димы Горина», которую блистательно исполнила Майя Кристалинская. Проникновенная композиция стала одним из символов оттепели, несла ощущение чистоты и обновления.
Среди других известных песен Эшпая — «Два берега» («Мы с тобой два берега у одной реки...»), «Ах, Одесса моя» (первое исполнение — Леонид Утесов), «Улицы ждут пустые» (из фильма «Первый троллейбус»), «Песня о Родине» (из киноленты «Ночной патруль»), «Я сказал тебе не все слова» (для фильма «Исправленному верить»).
Киномузыка Андрея Эшпая
Кинематограф вообще занимал особое место в творчестве Эшпая. Композитор создал музыку более чем к 60 картинам, многие из которых стали классикой советского кино.
Среди знаковых работ — музыка к фильмам «Карьера Димы Горина», «Майор Вихрь», «Адъютант его превосходительства», «Трактир на Пятницкой», «Приходите завтра», «Повесть о первой любви», «Бабье царство», «Емельян Пугачев».
Именно в кинематографе сложились его плодотворные творческие союзы с режиссерами Александром Салтыковым, Евгением Ташковым, Виктором Жилиным, Владимиром Левиным. Благодаря кино Эшпай познакомился с выдающимися поэтами-песенниками: Евгением Евтушенко, Робертом Рождественским, Леонидом Дербеневым, Георгием Поженяном, в соавторстве с которыми родились его лучшие песни.
«Как-то сын-режиссер Андрюша говорит мне: «Напиши мне, пожалуйста, к новому фильму, чтобы было три флейты и ударные». А я был в больнице, под рукой даже нотной бумаги не было. Но я был свободен от стандарта. И написал… У Прокофьева так было», — признавался Эшпай.
Симфоническая вселенная Эшпая
Несмотря на популярность его песен и киномузыки, для самого Андрея Эшпая главным всегда оставалось симфоническое творчество. Девять симфоний, два десятка инструментальных концертов, балеты, сюиты, камерные произведения — это лишь часть его академического наследия.
В своих произведениях крупной формы Эшпай соединял глубокие философские размышления с яркой образностью, часто обращаясь к темам войны, памяти, национальных корней. Особенно значимыми стали его Третья симфония «Памяти отца», Четвертая симфония-балет, Пятая, посвященная Великой Отечественной войне, и Шестая «Литургическая».
Уникальным достижением композитора стала созданная им «золотая серия» концертов практически для всех инструментов симфонического оркестра — задача, за которую до него не решался взяться ни один композитор. Эшпай называл это выполнением «заветов Пауля Хиндемита» (немецкого композитора, 1895 — 1963), с которым успел познакомиться лично.
«Хиндемит мне сказал: «Каждый инструмент имеет свою душу. Напишите для каждого из них концерт, и вы увидите, насколько они разные». И я пообещал ему это сделать», — вспоминал Эшпай.
Среди его концертов особую известность получили Второй фортепианный концерт (удостоенный Государственной премии СССР в 1976 году), Концерт для гобоя с оркестром и симфоническая сюита «Песни горных и луговых мари» (отмеченные Ленинской премией в 1986 году).
За свою долгую творческую жизнь Андрей Эшпай также был удостоен множества других наград и званий. В 1981 году ему было присвоено звание народного артиста СССР, а в современной России он получил ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени и Дружбы.
«Композиторская работа, наверное, как и всякая другая, требует воли, очень большой воли. Когда себя за шиворот тащишь. Это одна из самых мужских профессий, потому что вы можете потратить два года на симфонию — и… ничего», — рассказывал композитор.
Семья Андрея Эшпая
О личной жизни Андрей Эшпай говорил мало, предпочитая, чтобы о нем рассказывала его музыка. Тем не менее оба его сына связали свою жизнь с искусством, продолжив семейную династию, хотя и не в музыке.
Старший сын Валентин (1953 — 2016), названный в честь погибшего брата композитора, стал киноведом, работал научным сотрудником в Институте кино. Младший сын Андрей (1956) избрал путь кинорежиссера. Он снял такие знаковые фильмы и сериалы, как «Шут», «Дети Арбата», «Многоточие», «Иван Грозный», «Куприн. Впотьмах», «Скажи правду», получил звание заслуженного деятеля искусств РФ.
Композитор был широко эрудированным человеком, интересовался литературой, философией, историей искусств. Он свободно владел немецким языком, что помогало ему и на войне, и в мирной жизни при общении с зарубежными коллегами.
По воспоминаниям друзей и знакомых, Андрей Яковлевич был человеком невероятного обаяния, юношеского задора, который он сохранил до глубокой старости, и тонкого чувства юмора. Он любил повторять: «Я никогда не буду стариком. Мне 75, и мне 19», подтверждая тем самым истину, что истинный талант неподвластен времени.
Смерть Андрея Эшпая
Андрей Эшпай скончался 8 ноября 2015 года в возрасте 90 лет от последствий инсульта. Его похоронили на престижном Новодевичьем кладбище — последнее признание заслуг выдающегося композитора.
«Всю жизнь мы пишем одно-единственное произведение. Произведение это — наша жизнь», — говорил Андрей Эшпай. И его собственная жизнь сама стала уникальной музыкальной партитурой, в которой слились воедино марийские народные мелодии, джазовые ритмы, симфонические структуры и песенные интонации.
Ранее мы рассказали о наследнике еще одной знаменитой фамилии — композиторе Максиме Дунаевском.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».