http://Top.Mail.Ru
Владимир Косма: биография и лучшие роли | Ямал-Медиа
11 апреля 2025, 07:44 (обновлено: 11 апреля 2025, 07:24)

Владимир Косма – главный композитор французских комедий и «второй после Моцарта»

Автору музыки к фильму «Игрушка» исполняется 85 лет

Известному автору музыки к легендарным комедиям с Пьером Ришаром и Жераром Депардье Владимиру Косма 13 апреля исполняется 85 лет.

Именно его мелодии стали украшением французского кинематографа, без его жизнерадостной, доброй и узнаваемой музыки уже невозможно представить ни «Игрушку», ни «Высокого блондина в чёрном ботинке», ни «Папаш»…

А ведь в юности Владимир Косма вполне мог стать и советским кинокомпозитором.

«Ямал-Медиа» расскажет о виражах судьбы маэстро, о том, почему его выгнали из консерватории и почему он думал учиться в СССР, но так и не доехал тогда до России, а также об успешном пути кинокомпозитора.

Начало истории румынского француза

По своему происхождению Владимир Косма (Vladimir Cosma) — румын. Он родился 13 апреля 1940 года в столице Румынии Бухаресте в семье профессиональных музыкантов.

Бабушка закончила бухарестскую консерваторию по классу фортепиано, была ученицей знаменитого австрийского пианиста и композитора Феруччо Бузони. Отец Теодор был пианистом и дирижером, а позже и руководителем Национального оркестра в Бухаресте, умер в возрасте 100 лет. Мама Владимира была композитором, дядя Эдгар — тоже композитор и дирижер.

Скрипка в руках будущего классика оказалась, когда ему было всего 4 года.

Но первые годы в сознании мальчика запомнились не прекрасными концертами, а ужасами войны — голодом, обстрелами и бомбежками города в выступившей на стороне гитлеровской Германии Румынии.

Когда после войны 6-летний малыш попал на симфонический концерт и услышал «Шехерезаду» Римского-Корсакова, он был потрясен и очарован. С тех пор началась его большая любовь к российской классической музыке.

Композитор признавался: «Я неизменно восторгаюсь великими Прокофьевым, Шостаковичем, Хачатуряном. Из новых — Альфредом Шнитке, Софией Губайдулиной. Мне близки и композиторы легкой музыки — Исаак Дунаевский, Соловьев-Седой».

Косма уверен, что русская музыка — гениальная и лучшая в мире: «Посмотрите, кого сегодня исполняют больше всего в мире, — по-прежнему Шостаковича и Прокофьева, до уровня которых поднялись совсем немногие из западных композиторов».

Фото: кадр из фильма «Игрушка» /Andrea Films/ EFVE/ Fideline Films/Renn Productions /Франсис Вебер
Фото: кадр из фильма «Игрушка» /Andrea Films/ EFVE/ Fideline Films/Renn Productions /Франсис Вебер

Выбор между Россией и Францией

Владимир пошел по стопам своих родных и поступил в Бухарестскую консерваторию, учился по классу скрипки и композиции. Но жителя соцстраны подвело увлечение модным на Западе джазом. Он начал сочинять мелодии, смело экспериментируя с джазом, соединяя его с народной и популярной музыкой. В соцлагере джазовая музыка вызывала крайнее неодобрение властей, считалась «аморальной» и весьма сомнительной. Вот и руководство музыкального учреждения обрушилось на джазового экспериментатора с жесткой критикой, обозвав его музыку «декадентской» и в конечном итоге исключив композитора из консерватории.

«Конечно же, после окончания учебы в Бухаресте моей мечтой было закончить обучение в Москве с такими великими профессорами, как Арам Хачатурян по классу композиции и Давид Ойстрах по классу скрипки. Но судьба распорядилась по-другому», — рассказывал в одном интервью Косма.

Его выбор пал на Францию, где талантливому студенту предложили стипендию, к тому же там обосновался и его родной дядя Эдгар, талантливый композитор и дирижер.

Владимир отправился в Париж с одной сумкой и скрипкой навстречу неизвестности. Он уезжал из родной Румынии с тяжелым сердцем, ведь он надеялся на карьеру музыканта в своей стране, а не на чужбине.

Фото: кадр из фильма «Инспектор-разиня» /France 3 (FR 3)/ Renn Productions/Клод Зиди
Фото: кадр из фильма «Инспектор-разиня» /France 3 (FR 3)/ Renn Productions/Клод Зиди

Король саундтреков

В Париж Косма приехал в 1963 году, обучался он в школе музыки легендарного педагога Нади Буланже. Один из ее самых успешных учеников — знаменитый композитор Мишель Легран — в 1966 году предложил молодому таланту аранжировать несколько своих мелодий для мюзикла «Девушки из Рошфора». Успешную работу молодого композитора отметил и режиссер комедий Ив Робер, который пригласил Косму поработать над саундтреком к фильму «Счастливчик Александр». С этого началось их сотрудничество длиной в четверть века. И вряд ли бы комедии Робера имели такой оглушительный успех, если бы их не сопровождала легкая, ироничная и светлая музыка Космы, такая чудесная и запоминающаяся. Зрители всего мира полюбили дилогию о «Высоком блондине в черном ботинке», фильм «Близнец» с неподражаемым Пьером Ришаром в главной роли.

Всего Косма написал более чем 300 саундтреков к художественным фильмам и сериалам. Он писал музыку к комедиям с участием первых звезд французского кино — Луи де Фюнесом, Пьером Ришаром, Жераром Депардьё, Жан-Полем Бельмондо, Софи Марсо и других. В списке картин с его музыкой — «Игрушка», «Папаши», «Высокий блондин в чёрном ботинке», «Укол зонтиком», «Приключения раввина Якова», «Инспектор-разиня», «Бум», «Рассеянный», «Астерикс против Цезаря»… Косма не забывал о связи с родными мотивами и часто включал румынскую народную музыку, ее обработки и национальные инструменты в свои композиции.

Но, пожалуй, самой запоминающейся и любимой из мелодий Космы всех времен стала главная тема к фильму «Игрушка» Франсиса Вебера все с тем же Ришаром в главной роли. Композитор очень гордится, что по одному из опросов о любимых произведениях россиян, его музыка к «Игрушке» заняла второе место сразу после Симфонии № 40 Моцарта (на третьем месте оказался Бетховен с Пятой симфонией).

«Я был польщен таким неожиданным результатом, и, хотя слегка разочарован вторым местом, склонил голову перед моим коллегой Моцартом, — шутил король саундтреков. — Когда на улице кто-то насвистывает мелодию из одного из моих фильмов — это высшее признание успеха».

О выступлениях в России с оркестром в качестве дирижера он отзывался с бесконечной благодарностью:

«Я выступал в Москве и в Санкт-Петербурге, где встречал полную энтузиазма публику — такой больше нет нигде в мире! Поездки произвели сильнейшее впечатление, прием мне оказывали исключительный — после концертов дарили иконки, цветы, игрушки и даже банки с вареньем. В концертную программу выступлений в России мне пришлось включить свою музыку к фильму «Игрушка», который пользовался в России колоссальным успехом».

Фото: кадр из фильма «Папаши» /DD Productions /EFVE/Fideline Films/Франсис Вебер
Фото: кадр из фильма «Папаши» /DD Productions /EFVE/Fideline Films/Франсис Вебер

Как рассказывал сам композитор, для вдохновения ему достаточно хорошо выспаться, а писать он может где угодно — в самолете, в поезде, в гостинице. «Музыка — это подарок с небес, мелодии приходят в голову стихийно», — открывал он секрет своего успеха.

Композитор пробовал свои силы не только в области комедий, но и в драматическом жанре. Среди таких фильмов — психологическая драма Андре Кайята «У каждого свой ад» с Анни Жирардо в главной роли, триллер Жан-Лу Юбера «В интересах государства» с Моникой Витти. Владимир Косма также написал оперу «Мариус и Фанни» по мотивам «Марсельской трилогии» Марселя Паньоля. Премьера состоялась 4 сентября 2007 года в Марсельском оперном театре.

Дважды музыка Космы была удостоена главного приза на Каннском кинофестивале, и так же дважды он получил премию «Сезар» за лучшую музыку к триллеру «Дива» Жан-Жака Бенекса (1982) и картине без слов «Бал» Этторе Сколы (1984).

У композитора есть и другие награды: он командор ордена искусств и литературы (Франция, 1986 год), офицер ордена «За заслуги перед культурой» (Румыния, 2003 год), кавалер ордена Почётного легиона (Франция, 2004 год), офицер ордена Почётного легиона (Франция, 2023 год).

Несмотря на солидный возраст, Владимр Кома в отличной творческой форме. Недавно маэстро выпустил книгу «Мои мемуары», где с теплотой вспоминал, как Румынию и всю Европу освобождали советские войска.

Сейчас Косма занят написанием симфонических сюит, но зрители будут обязательно ждать новые фильмы с его искрящейся радостью и юмором музыкой.

Ранее мы писали о судьбе и творчестве кинокомпозитора Исаака Дунаевского, которого на Западе именовали «красным Моцартом».

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...