Владимир Васильев: танец судьбы и свобода творчества
Артисту и балетмейстеру Владимиру Васильеву исполнилось 85 лет
Владимир Васильев: детство и юность
Путь к вершинам всемирной славы начался в московской коммуналке. Никакого художественного наследия и полезных связей — отец работал шофером, мать возглавляла отдел сбыта фабрики. В танцевальный кружок при Доме пионеров его привела соседка, случайно заметившая, как вихрастый мальчишка отплясывал во дворе между партиями в футбол.
Московское хореографическое училище встретило его прохладно. «У вас нет необходимых данных», — отрезала комиссия. Но упрямство оказалось сильнее обстоятельств — через год он вернулся и был принят. Вопреки скептическим прогнозам педагогов, этот «неперспективный» ученик уже на выпускном спектакле исполнил партию Базиля в «Дон Кихоте» — роль, которая впоследствии станет его визитной карточкой.
В Большой театр Васильев попал в 1958 году и сразу получил статус солиста — случай редчайший для новичка. Хореографы быстро разглядели в нем нечто, выходящее за рамки классического балетного канона: мощь атлета в сочетании с кошачьей пластикой, виртуозная техника и экспрессия, которую до него считали несовместимой с академическим балетом.
Поначалу Васильеву доверяли характерные роли: в «Русалке» артист исполнял цыганский танец, в «Демоне» — лезгинку. Но вскоре на начинающего танцора обратила внимание Галина Уланова, предложив молодому человеку партию в классической балетной постановке «Шопениана».
«Я не знаю ни одной танцовщицы и ни одного танцовщика из гениальных, которым бы Бог дал все. Таких нет! У одной нет подъема, у другой нет шага, у третьей нет вращения. Но они Великие! Так в чем причина? Видимо, в том, что дается свыше — нечто такое, чего нет у других. Вот этот самый важный и редкий дар — органика, когда в артисте, создающем образ, работает все вместе в естественном слиянии, которое невозможно разделить на компоненты. А иначе — есть много исполнителей, которые, например, быстро вертятся и делают много оборотов. Да, трюк хороший, но сколько раз ты захочешь его увидеть? Техничный танцовщик, который при этом еще и великий артист, — это чудо. Это редкость большая. Поэтому и знаем мы таких по именам, их единицы», — признавался Васильев.
Его Спартак в одноименном балете Хачатуряна потряс публику не только фантастическими прыжками, но и драматической глубиной образа героя. Критики писали, что это «не танец, а крик свободы». На фоне идеологических ограничений брежневской эпохи такой герой выглядел настоящим вызовом системе. За эту партию Васильев получил Ленинскую премию.
«Не скрою, выбор исполнителя на главную роль сделан был не без колебаний, но я поверил, что Васильев — это как раз тот артист, который сможет раскрыть самые дорогие мне в образе Спартака качества. В первую очередь это олицетворение высокого античного духа, стремление к свободе, интеллект. Васильев понял, почувствовал дух спектакля, он стал не просто исполнителем моих предложений, но и единомышленником, процесс постановочной работы с которым доставил мне большое удовлетворение», — говорил о нем позже хореограф Юрий Григорович.
Екатерина Максимова и Владимир Васильев — дуэт века
История балетной пары Васильев — Максимова могла бы стать сюжетом для серьезной кинодрамы. Екатерина Максимова, балерина с внешностью фарфоровой статуэтки, и мощный, взрывной Васильев составили не только идеальный сценический дуэт, но и прожили вместе 50 лет.
Они познакомились в хореографическом училище: ей было 10, а ему — 9. В первом спектакле танцевали вместе в 1957 году, а в 1961-м — поженились. Их первым балетмейстером стала без преувеличения сама жизнь: приходилось подстраиваться под разницу в росте (Васильев был выше почти на 30 сантиметров) и компенсировать различия в физике и стилистике танца.
«С Катей мы придумали собственный язык», — рассказывал Васильев в интервью. Этот язык состоял из микродвижений, взглядов и почти незаметных зрителю сигналов. Балет «Ромео и Джульетта» в их исполнении стал эталоном — даже те, кто холодно относится к классическому танцу, не могли сдержать слез во время сцены гибели героев. «Мы танцевали друг для друга. И друг в друге. Поэтому было это единство», — так описывал их неразрывный союз Васильев..
Этот идеальный на сцене союз был достаточно сложным в быту. Максимова признавалась, что характер у Васильева был непростой: «Вулкан, который мог взорваться в любую минуту». Но ругались они исключительно по творческим вопросам, а в остальном берегли друг друга как зеницу ока. «Володя всегда рядом, в любом радостном, горьком, смешном или трагическом событии. Жизнь, танец, Володя. Володя, танец, жизнь — всё неразрывно связано…», — признавалась Екатерина Максимова.
Балетмейстер Владимир Васильев
Карьеру танцовщика в балете редко удается продолжить после 40 лет. И Васильев стал балетмейстером. Первым оказался спектакль «Принцесса и Дровосек» для «Современника», а уже в 1971-м он поставил «Икара» для Большого театра.
Его хореографический почерк оказался столь же узнаваемым, как танцевальный. В отличие от многих постановщиков, пришедших из исполнителей, он не штамповал традиционные схемы, а искал новую танцевальную стилистику. Балет «Макбет» (1980) на музыку Кирилла Молчанова стал событием — Васильев превратил классическую шекспировскую историю в притчу о природе власти.
«Танец — прежде всего выражение чувств и эмоций через движение. Но если он адресован зрителю, важно понимать истоки — причину этих чувств и эмоций, из-за чего они возникли. Тогда зритель может сопереживать, разделить с исполнителем эти чувства, быть соучастным. И чем разнообразнее, красивее и богаче язык, который использует танцовщик в своем разговоре со зрителем, тем большим будет, на мой взгляд, воздействие на зрителя», — рассказывал Васильев в интервью журналу «Балет».
Еще одним неожиданным опытом стала постановка «Юноны и Авось» в Ленкоме — той самой, которая не сходит со сцены уже более 45 лет. А в 1982-м на телеэкраны вышел фильм-балет «Анюта» с зажигательной Екатериной Максимовой в заглавной партии и трагедийным Владимиром Васильевым в роли отца героини Петра Леонтьевича.
Фильм имел оглушительный успех во всем мире, его закупили для показа в 114 странах, а постановщик — Владимир Васильев — получил Государственную премию РСФСР. И только через несколько лет балет перенесли на сцену — сначала в Неаполе, потом — в Москве.
Но в 1989 году в Большом разразился громкий скандал. Известные артисты, в том числе и Васильев с Максимовой, написали письмо в «Правду», выражая недовольство состоянием русского балета и диктатом Юрия Григоровича, что привело к их увольнению. Спасением стали международные выступления: Парижская опера, «Ла-Скала», «Метрополитен-опера» и другие. При этом он отказывался от многочисленных предложений остаться за рубежом, где его ценили намного выше. «Я могу быть только русским артистом», — сказал он однажды журналистам.
Когда Васильеву исполнилось 50, он завершил карьеру танцовщика в «Жизели» в «Метрополитен-опера» и остался только балетмейстером. И в том же 1995-м его назначили художественным руководителем Большого театра. Однако период его руководства труппой оказался противоречивым. С одной стороны, Васильев пытался вдохнуть новую жизнь в закостеневший репертуар, в частности, отредактировал хореографию «Лебединого озера», с другой — столкнулся с интригами и сопротивлением системы. «Танцевать было проще, чем руководить театром», — признавался он позже. Спустя пять лет его должность упразднили, и Васильев покинул театр.
Владимир Васильев: жизнь после Кати
В 2009 году случилось то, чего Васильев боялся всю жизнь, — умерла Екатерина Максимова. Внезапно, когда он был на гастролях в Италии... Для него это стало не потерей жены, а почти потерей себя самого. «Я осиротел дважды — как человек и как художник», — рассказал он в случайном интервью после похорон.
Его спасением стало творчество. Васильев переключился на живопись — и не как дилетант, а как настоящий профессионал — он с детства любил рисовать, и еще в 1965-м его работы стали участвовать в выставках и вернисажах. Но на его картинах нет танцовщиков, нет балета. Почти всё — природа. И больше всего летних пейзажей — цветущих, жарких.
«Балет был в начале, но теперь мне это неинтересно. А в пейзажах такое разнообразие! Вы спросите: «А что, в людях нет разнообразия?» Есть, но я устаю от людей. А от природы — никогда. У меня есть и зимние пейзажи, но чаще я бываю в моей любимой Рыжевке летом. Это деревенька в восьми километрах от Щелыково, в Костромской области. На реке Мера, которая впадает в Волгу. Места Островского. Уединенное место, никого нет рядом. Мы с Катей ездили туда на протяжении пятидесяти лет, пока она была жива. Никакие контракты, никакие выгодные и заманчивые предложения не могли нам помешать в августе поехать в деревню. Теперь я продолжаю ездить в Рыжевку уже без нее. Август — по-прежнему для меня святой месяц, я всегда там. Рисую», — рассказывал Васильев о своей жизни после ухода супруги в беседе с изданием «Невское время».
Он продолжил ставить спектакли и проводить мастер-классы по всему миру. Примечательно, что даже в преклонном возрасте Васильев сохранил способность удивлять. Еще в 2001 году он выпустил первый сборник стихов «Цепочка дней», а в 2010-м вышли и его рассказы. Последняя книга Васильева — еще один поэтический сборник «До и После» — появился в 2020-м.
«Любая творческая работа для настоящего художника — это всегда муки радости. Она зависит от того, каким он видит себя самого как бы со стороны, представляя, как он мог бы в идеале создать то или иное произведение. Счастье от процесса творчества, неудовлетворенность результатом сделанного и бесконечное стремление к этому идеалу — путь истинного художника, на мой взгляд. Без трудных моментов творчества не бывает. И если бы трудными были только моменты?! Пока работаешь, часто кажется, что выйдет шедевр. Вот и работаешь с надеждой на это!», — так охарактеризовал творческий процесс Васильев в интервью порталу «Театрал».
Как Владимир Васильев отмечает юбилей
Когда его спрашивают о секрете долголетия, Васильев говорит: «Ответ простой — неуспокоенность и неудовлетворенность собственным творчеством. Непреходящее восхищение красотой и гармонией мира, природы, духа. И желание поделиться этим с окружающими». За этими словами скрывается философия настоящего творца, который, вопреки почтенному возрасту, сохранил главное — способность удивляться и создавать новое.
К своему 85-летию он поставил в театре оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани свою версию «Лебединого озера». Либретто спектакля создано самим Васильевым по мотивам сценария Владимира Бегичева, Василия Гельцера и Модеста Чайковского. Балетмейстер также выступил автором художественного решения нового спектакля. В основу сценографии легли его живописные работы, созданные специально для этой постановки.
Сразу после первых показов в Казани спектакль Владимира Васильева «Лебединое озеро» пройдет на исторической сцене Большого театра. 22 апреля. Это третий раз, когда Васильев обращается к бессмертному произведению Петра Ильича Чайковского. В преддверии этого события музей Большого театра открыл в Хоровом фойе исторического здания выставку, посвященную юбиляру.
В ночь с 20 на 21 апреля к 85-летию Владимира Васильева на Первом канале покажут документальный фильм «Всего одна жизнь». Народный артист СССР искренне ответит на сложные вопросы: почему не видел себя принцем, как пережил разрыв с Большим театром, кого считает гениями в балете, сложно ли артистам быть вместе круглосуточно и почему никогда не думал об эмиграции.
А 25 апреля по 25 мая в Российской академии художеств пройдет персональная выставка живописи «Владимир Васильев. Отражения».
Цитаты Владимира Васильева
- «Наверное, я романтик, как многие из моего поколения шестидесятников. И во всем люблю разнообразие».
- «У меня никогда не было кумиров. Никогда не хотел быть на кого-то похожим. Всегда был только один эталон — каким бы я мог быть в моем идеальном представлении о себе. Никогда бы не хотел быть «вторым Нижинским». Лучше быть первым Васильевым! Нет, даже не так: хотел бы быть лучше, чем я есть сейчас. Чем я есть сегодня».
- «Уверен, что зритель всегда ждет волнения, правды, сильных чувств. Чтобы только не равнодушие и не пустота остались после артиста».
- «Красота, форма, смысл, слитые воедино, рождающие радость и желание работать, работать и работать — вот мои главные критерии в творчестве!»
- «Творческий процесс для любого настоящего художника — это жизненная необходимость, воздух, без которого жизнь вообще невозможна. Это — состояние души, как бы банально не звучали эти слова. А гармоничное слияние содержания и формы — цель, к которой этот процесс направлен. Во всяком случае, для меня».
- «Художник не может быть собой доволен. Либо уж очень ограничен его горизонт. А я — чем ближе к своему горизонту подхожу, тем дальше он от меня уходит».
Ранее мы рассказали о гении скульптуры XX века — Эрнсте Неизвестном.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».