http://Top.Mail.Ru
Владимир Васильев, артист балета: биография, дуэт с Екатериной Максимовой, цитаты | Ямал-Медиа
18 апреля 2025, 02:07 (обновлено: 17 апреля 2025, 18:29)

Владимир Васильев: танец судьбы и свобода творчества

Артисту и балетмейстеру Владимиру Васильеву исполнилось 85 лет

Он изменил представление о том, каким должен быть мужчина в балете. В то время, когда танцовщики воспринимались как бледные тени прим-балерин, он вернул на сцену первобытную мощь и неприкрытую страсть. Сегодня, 18 апреля, Владимиру Васильеву исполнилось 85 лет.

Владимир Васильев: детство и юность

Путь к вершинам всемирной славы начался в московской коммуналке. Никакого художественного наследия и полезных связей — отец работал шофером, мать возглавляла отдел сбыта фабрики. В танцевальный кружок при Доме пионеров его привела соседка, случайно заметившая, как вихрастый мальчишка отплясывал во дворе между партиями в футбол.

Московское хореографическое училище встретило его прохладно. «У вас нет необходимых данных», — отрезала комиссия. Но упрямство оказалось сильнее обстоятельств — через год он вернулся и был принят. Вопреки скептическим прогнозам педагогов, этот «неперспективный» ученик уже на выпускном спектакле исполнил партию Базиля в «Дон Кихоте» — роль, которая впоследствии станет его визитной карточкой.

В Большой театр Васильев попал в 1958 году и сразу получил статус солиста — случай редчайший для новичка. Хореографы быстро разглядели в нем нечто, выходящее за рамки классического балетного канона: мощь атлета в сочетании с кошачьей пластикой, виртуозная техника и экспрессия, которую до него считали несовместимой с академическим балетом.

Владимир Васильев в балете «Лейли и Меджнун». 1964 г. Фото из архива артиста. Источник: 2011.bolshoi.ru
Владимир Васильев в балете «Лейли и Меджнун». 1964 г. Фото из архива артиста. Источник: 2011.bolshoi.ru

Поначалу Васильеву доверяли характерные роли: в «Русалке» артист исполнял цыганский танец, в «Демоне» — лезгинку. Но вскоре на начинающего танцора обратила внимание Галина Уланова, предложив молодому человеку партию в классической балетной постановке «Шопениана».

«Я не знаю ни одной танцовщицы и ни одного танцовщика из гениальных, которым бы Бог дал все. Таких нет! У одной нет подъема, у другой нет шага, у третьей нет вращения. Но они Великие! Так в чем причина? Видимо, в том, что дается свыше — нечто такое, чего нет у других. Вот этот самый важный и редкий дар — органика, когда в артисте, создающем образ, работает все вместе в естественном слиянии, которое невозможно разделить на компоненты. А иначе — есть много исполнителей, которые, например, быстро вертятся и делают много оборотов. Да, трюк хороший, но сколько раз ты захочешь его увидеть? Техничный танцовщик, который при этом еще и великий артист, — это чудо. Это редкость большая. Поэтому и знаем мы таких по именам, их единицы», — признавался Васильев.

Его Спартак в одноименном балете Хачатуряна потряс публику не только фантастическими прыжками, но и драматической глубиной образа героя. Критики писали, что это «не танец, а крик свободы». На фоне идеологических ограничений брежневской эпохи такой герой выглядел настоящим вызовом системе. За эту партию Васильев получил Ленинскую премию.

Владимир Васильев в 1972 году. Фото: Ханс Петерс/CCO
Владимир Васильев в 1972 году. Фото: Ханс Петерс/CCO

«Не скрою, выбор исполнителя на главную роль сделан был не без колебаний, но я поверил, что Васильев — это как раз тот артист, который сможет раскрыть самые дорогие мне в образе Спартака качества. В первую очередь это олицетворение высокого античного духа, стремление к свободе, интеллект. Васильев понял, почувствовал дух спектакля, он стал не просто исполнителем моих предложений, но и единомышленником, процесс постановочной работы с которым доставил мне большое удовлетворение», — говорил о нем позже хореограф Юрий Григорович.

Екатерина Максимова и Владимир Васильев — дуэт века

История балетной пары Васильев — Максимова могла бы стать сюжетом для серьезной кинодрамы. Екатерина Максимова, балерина с внешностью фарфоровой статуэтки, и мощный, взрывной Васильев составили не только идеальный сценический дуэт, но и прожили вместе 50 лет.

Солисты балета Большого театра Союза ССР Екатерина Максимова и Владимир Васильев. 1959—1960 гг. Фото: Владислав Микоша/МАММ/МДФ/museum-online.moscow
Солисты балета Большого театра Союза ССР Екатерина Максимова и Владимир Васильев. 1959—1960 гг. Фото: Владислав Микоша/МАММ/МДФ/museum-online.moscow

Они познакомились в хореографическом училище: ей было 10, а ему — 9. В первом спектакле танцевали вместе в 1957 году, а в 1961-м — поженились. Их первым балетмейстером стала без преувеличения сама жизнь: приходилось подстраиваться под разницу в росте (Васильев был выше почти на 30 сантиметров) и компенсировать различия в физике и стилистике танца.

«С Катей мы придумали собственный язык», — рассказывал Васильев в интервью. Этот язык состоял из микродвижений, взглядов и почти незаметных зрителю сигналов. Балет «Ромео и Джульетта» в их исполнении стал эталоном — даже те, кто холодно относится к классическому танцу, не могли сдержать слез во время сцены гибели героев. «Мы танцевали друг для друга. И друг в друге. Поэтому было это единство», — так описывал их неразрывный союз Васильев..

Екатерина Максимова на репетиции. 1966 г. Фото: Владислав Микоша/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Екатерина Максимова на репетиции. 1966 г. Фото: Владислав Микоша/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

Этот идеальный на сцене союз был достаточно сложным в быту. Максимова признавалась, что характер у Васильева был непростой: «Вулкан, который мог взорваться в любую минуту». Но ругались они исключительно по творческим вопросам, а в остальном берегли друг друга как зеницу ока. «Володя всегда рядом, в любом радостном, горьком, смешном или трагическом событии. Жизнь, танец, Володя. Володя, танец, жизнь — всё неразрывно связано…», — признавалась Екатерина Максимова.

Балетмейстер Владимир Васильев

Карьеру танцовщика в балете редко удается продолжить после 40 лет. И Васильев стал балетмейстером. Первым оказался спектакль «Принцесса и Дровосек» для «Современника», а уже в 1971-м он поставил «Икара» для Большого театра.

Его хореографический почерк оказался столь же узнаваемым, как танцевальный. В отличие от многих постановщиков, пришедших из исполнителей, он не штамповал традиционные схемы, а искал новую танцевальную стилистику. Балет «Макбет» (1980) на музыку Кирилла Молчанова стал событием — Васильев превратил классическую шекспировскую историю в притчу о природе власти.

Екатерина Максимова и Владимир Васильев в балете «Икар». Фото: 2011.bolshoi.ru
Екатерина Максимова и Владимир Васильев в балете «Икар». Фото: 2011.bolshoi.ru

«Танец — прежде всего выражение чувств и эмоций через движение. Но если он адресован зрителю, важно понимать истоки — причину этих чувств и эмоций, из-за чего они возникли. Тогда зритель может сопереживать, разделить с исполнителем эти чувства, быть соучастным. И чем разнообразнее, красивее и богаче язык, который использует танцовщик в своем разговоре со зрителем, тем большим будет, на мой взгляд, воздействие на зрителя», — рассказывал Васильев в интервью журналу «Балет».

Еще одним неожиданным опытом стала постановка «Юноны и Авось» в Ленкоме — той самой, которая не сходит со сцены уже более 45 лет. А в 1982-м на телеэкраны вышел фильм-балет «Анюта» с зажигательной Екатериной Максимовой в заглавной партии и трагедийным Владимиром Васильевым в роли отца героини Петра Леонтьевича.

Фильм имел оглушительный успех во всем мире, его закупили для показа в 114 странах, а постановщик — Владимир Васильев — получил Государственную премию РСФСР. И только через несколько лет балет перенесли на сцену — сначала в Неаполе, потом — в Москве.

Сцена из балета «Анюта» с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым. Фото: archive.bolshoi.ru
Сцена из балета «Анюта» с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым. Фото: archive.bolshoi.ru

Но в 1989 году в Большом разразился громкий скандал. Известные артисты, в том числе и Васильев с Максимовой, написали письмо в «Правду», выражая недовольство состоянием русского балета и диктатом Юрия Григоровича, что привело к их увольнению. Спасением стали международные выступления: Парижская опера, «Ла-Скала», «Метрополитен-опера» и другие. При этом он отказывался от многочисленных предложений остаться за рубежом, где его ценили намного выше. «Я могу быть только русским артистом», — сказал он однажды журналистам.

Когда Васильеву исполнилось 50, он завершил карьеру танцовщика в «Жизели» в «Метрополитен-опера» и остался только балетмейстером. И в том же 1995-м его назначили художественным руководителем Большого театра. Однако период его руководства труппой оказался противоречивым. С одной стороны, Васильев пытался вдохнуть новую жизнь в закостеневший репертуар, в частности, отредактировал хореографию «Лебединого озера», с другой — столкнулся с интригами и сопротивлением системы. «Танцевать было проще, чем руководить театром», — признавался он позже. Спустя пять лет его должность упразднили, и Васильев покинул театр.

Владимир Васильев: жизнь после Кати

В 2009 году случилось то, чего Васильев боялся всю жизнь, — умерла Екатерина Максимова. Внезапно, когда он был на гастролях в Италии... Для него это стало не потерей жены, а почти потерей себя самого. «Я осиротел дважды — как человек и как художник», — рассказал он в случайном интервью после похорон.

Екатерина Максимова и Владимир Васильев. 1974 г. Фото: Юрий Садовников/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Екатерина Максимова и Владимир Васильев. 1974 г. Фото: Юрий Садовников/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

Его спасением стало творчество. Васильев переключился на живопись — и не как дилетант, а как настоящий профессионал — он с детства любил рисовать, и еще в 1965-м его работы стали участвовать в выставках и вернисажах. Но на его картинах нет танцовщиков, нет балета. Почти всё — природа. И больше всего летних пейзажей — цветущих, жарких.

«Балет был в начале, но теперь мне это неинтересно. А в пейзажах такое разнообразие! Вы спросите: «А что, в людях нет разнообразия?» Есть, но я устаю от людей. А от природы — никогда. У меня есть и зимние пейзажи, но чаще я бываю в моей любимой Рыжевке летом. Это деревенька в восьми километрах от Щелыково, в Костромской области. На реке Мера, которая впадает в Волгу. Места Островского. Уединенное место, никого нет рядом. Мы с Катей ездили туда на протяжении пятидесяти лет, пока она была жива. Никакие контракты, никакие выгодные и заманчивые предложения не могли нам помешать в августе поехать в деревню. Теперь я продолжаю ездить в Рыжевку уже без нее. Август — по-прежнему для меня святой месяц, я всегда там. Рисую», — рассказывал Васильев о своей жизни после ухода супруги в беседе с изданием «Невское время».

Он продолжил ставить спектакли и проводить мастер-классы по всему миру. Примечательно, что даже в преклонном возрасте Васильев сохранил способность удивлять. Еще в 2001 году он выпустил первый сборник стихов «Цепочка дней», а в 2010-м вышли и его рассказы. Последняя книга Васильева — еще один поэтический сборник «До и После» — появился в 2020-м.

«Любая творческая работа для настоящего художника — это всегда муки радости. Она зависит от того, каким он видит себя самого как бы со стороны, представляя, как он мог бы в идеале создать то или иное произведение. Счастье от процесса творчества, неудовлетворенность результатом сделанного и бесконечное стремление к этому идеалу — путь истинного художника, на мой взгляд. Без трудных моментов творчества не бывает. И если бы трудными были только моменты?! Пока работаешь, часто кажется, что выйдет шедевр. Вот и работаешь с надеждой на это!», — так охарактеризовал творческий процесс Васильев в интервью порталу «Театрал».

Как Владимир Васильев отмечает юбилей

Когда его спрашивают о секрете долголетия, Васильев говорит: «Ответ простой — неуспокоенность и неудовлетворенность собственным творчеством. Непреходящее восхищение красотой и гармонией мира, природы, духа. И желание поделиться этим с окружающими». За этими словами скрывается философия настоящего творца, который, вопреки почтенному возрасту, сохранил главное — способность удивляться и создавать новое.

К своему 85-летию он поставил в театре оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани свою версию «Лебединого озера». Либретто спектакля создано самим Васильевым по мотивам сценария Владимира Бегичева, Василия Гельцера и Модеста Чайковского. Балетмейстер также выступил автором художественного решения нового спектакля. В основу сценографии легли его живописные работы, созданные специально для этой постановки.

Сразу после первых показов в Казани спектакль Владимира Васильева «Лебединое озеро» пройдет на исторической сцене Большого театра. 22 апреля. Это третий раз, когда Васильев обращается к бессмертному произведению Петра Ильича Чайковского. В преддверии этого события музей Большого театра открыл в Хоровом фойе исторического здания выставку, посвященную юбиляру.

Костюм Владимира Васильева и прима-балерин из балета «Спящая красавица». Фото: Olga Zinovskaya/Shutterstock/Fotodom
Костюм Владимира Васильева и прима-балерин из балета «Спящая красавица». Фото: Olga Zinovskaya/Shutterstock/Fotodom

В ночь с 20 на 21 апреля к 85-летию Владимира Васильева на Первом канале покажут документальный фильм «Всего одна жизнь». Народный артист СССР искренне ответит на сложные вопросы: почему не видел себя принцем, как пережил разрыв с Большим театром, кого считает гениями в балете, сложно ли артистам быть вместе круглосуточно и почему никогда не думал об эмиграции.

А 25 апреля по 25 мая в Российской академии художеств пройдет персональная выставка живописи «Владимир Васильев. Отражения».

Цитаты Владимира Васильева

  • «Наверное, я романтик, как многие из моего поколения шестидесятников. И во всем люблю разнообразие».
  • «У меня никогда не было кумиров. Никогда не хотел быть на кого-то похожим. Всегда был только один эталон — каким бы я мог быть в моем идеальном представлении о себе. Никогда бы не хотел быть «вторым Нижинским». Лучше быть первым Васильевым! Нет, даже не так: хотел бы быть лучше, чем я есть сейчас. Чем я есть сегодня».
  • «Уверен, что зритель всегда ждет волнения, правды, сильных чувств. Чтобы только не равнодушие и не пустота остались после артиста».
Владимир Васильев. 1980-е гг. Фото: Леонид Жданов/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Владимир Васильев. 1980-е гг. Фото: Леонид Жданов/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
  • «Красота, форма, смысл, слитые воедино, рождающие радость и желание работать, работать и работать — вот мои главные критерии в творчестве!»
  • «Творческий процесс для любого настоящего художника — это жизненная необходимость, воздух, без которого жизнь вообще невозможна. Это — состояние души, как бы банально не звучали эти слова. А гармоничное слияние содержания и формы — цель, к которой этот процесс направлен. Во всяком случае, для меня».
  • «Художник не может быть собой доволен. Либо уж очень ограничен его горизонт. А я — чем ближе к своему горизонту подхожу, тем дальше он от меня уходит».

Ранее мы рассказали о гении скульптуры XX века — Эрнсте Неизвестном.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...