Владимир Зельдин: верный сцене Дон Кихот и вечно молодой ее долгожитель
10 февраля отмечается 110-летие со дня рождения Владимира Зельдина
Владимир Михайлович мог на законном основании носить звание «вечно молодого» — столько радости, энергии и искреннего задора было в этом неувядающем артисте! Он был единственным в мире актером, выходившим на сцену, когда его возраст перевалил за целый век жизни.
«Ямал-Медиа» расскажет о вехах жизни удивительного человека, его творческом наследии, о его секретах долголетия и мудрых советах жизни в гармонии с собой и миром, оставленных нам этим харизматичным гением сцены.
Из музыкантов — в актеры
Владимир Зельдин родился в Российской империи при царе, жил и творил в Советском Союзе при социализме, умер уже в новой России в эпоху капитализма. И в столь разные времена он не подстраивался под строй, а сохранил удивительную целостность и человечность своего характера, чем и заслужил от небес долгую и яркую жизнь.
Родился будущий актер 10 февраля 1915 года в многодетной семье в городе Козлове (Мичуринск). Мать Анна была купеческого происхождения, отец Михаил работал музыкантом. В Твери, куда переехала семья в годы гражданской войны, Зельдин-старший открыл музыкальную школу и руководил оркестром, а также организовывал гастроли столичных артистов.
Все дети — два брата и три сестры — занимались музыкой. Володя умел играть на рояле, скрипке и трубе, обладал абсолютным слухом. Его отец мечтал, чтобы сын пошел по его стопам, но сына гораздо больше музицирования интересовали танцы.
Когда семья переехала жить в Москву, юный Зельдин пытался поступить на танцевальное отделение в училище при Большом театре, но отец схитрил, пытаясь помешать сыну, и сказал приемной комиссии, что у Владимира якобы больное сердце. Мальчику в приеме отказали. Тогда он стал студентом Гнесинки, поступив в класс скрипки.
Родители Зельдина рано покинули этот мир, юному студенту пришлось подрабатывать в оркестре, чтобы продолжать учиться. О поступлении в консерваторию из-за трудного материального положения и речи не шло. Будущий актер попытался поступить в военное училище, но был забракован медкомиссией, и пошел работать учеником токаря на завод.
В начале 30-х годов Зельдин откликнулся на объявление о наборе в актерские мастерские театра Московского областного совета профсоюзов и успешно прошел прослушивание. После учебы недолго прослужил в театре и вскоре получил первую роль в кино — всего-то эпизод в картине «Семья Оппенгейм».
После этого актер перешел в Театр транспорта, где его заметила ассистентка именитого кинорежиссера Ивана Пырьева. Так он получил приглашение сняться в фильме «Свинарка и пастух», в одночасье поднявшего его на вершину славы и всенародной любви.
Съемки между немецкими авианалетами
Музыкальность Зельдина сыграла немалую роль в выборе его на роль чабана Мусаиба, актеру пришлось много петь. Зрители остались в восторге и от его чарующего голоса, и от ослепительной открытой улыбки.
Картина еще не была до конца снята, когда съемочная группа переезжала 22 июня 1941 года в Москву для продолжения работы над фильмом. В этот трагический для страны день началась Великая Отечественная война, и многих артистов, включая Владимира Зельдина, мобилизовали. Но спустя три недели всех участников картины вернули на съемочную площадку. Искусство должно было служить делу Победы своими яркими средствами.
Сцены фильма на ВДНХ приходилось снимать между авианалетами вражеских самолетов. Съемки завершили в Алма-Ате, куда была эвакуирована киностудия. Яркий, праздничный, светлый фильм, вселявший в отчаявшихся и уставших от тяжелых событий людей надежду на скорое возвращение к мирной жизни, вышел на экраны в 1941 году.
«Учитель танцев» на долгие 40 лет
В 1943 году актер вернулся после жизни в Казахстане в Москву, в театр транспорта. А после окончания войны в Театре Красной армии режиссер Владимир Канцелев пригласил его на главную роль в спектакле «Учитель танцев» по пьесе Лопе де Веги. Хотя в спектакле не задумывалось много танцев, но режиссер, увидев, как великолепно танцует Зельдин, включил в постановку всю палитру народных танцев горячих испанцев — тарантелла, болеро, павана, фанданго...
Зельдин вспоминал о том времени: «Публика истосковалась по красоте, по музыке, по любви. И вдруг она приходит в театр. А если и существует в мире волшебство, то оно существует в театре».
Эту звездную пьесу играли 40 лет — с 1946 по 1987 год, всего около 2000 представлений, в половине которых играл Зельдин. В 1952 году с его участием сняли киноверсию спектакля.
В 1957 году в Театре армии Зельдин играл в комедии Эдуардо де Филиппо «Моя семья». Автор пьесы побывал на спектакле в СССР и не сдержал восторга: «Я поймал себя на том, что смотрю свою пьесу с захватывающим интересом. На какое-то время было забыто, что я автор и сам актер».
Звездные роли и «третья молодость» после 80 лет
В кино Зельдин сыграл 50 ролей. К самым известным ранним относятся роли в фильмах «Свинарка и пастух», «Сказание о земле Сибирской», «Учитель танцев». А своей любимой сам актер считал роль профессора Серебрякова в картине «Дядя Ваня».
Владимир Зельдин вспоминал в автобиографической книге «Моя профессия: Дон Кихот»: «После 80 лет у меня в кино началась вторая молодость. Нет, третья. Вторая пришла после Серебрякова».
В последние 30 лет своей жизни он снялся в 22 картинах. Лучшие его работы можно увидеть в фильмах «Десять негритят», «Вино из одуванчиков», «Марица».
А к своему 90-летию Владимир Зельдин сыграл две роли — Дон Кихота и Сервантеса — в русской версии мюзикла «Человек из Ламанчи» в постановке Юрия Гусмана в Театре армии. За своего Дон Кихота, рыцаря без страха и упрека, актер получил премию «Хрустальная Турандот».
Народный артист СССР Владимир Зельдин был обладателем Сталинской премии и Премии Правительства РФ, полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», имел в своем творческом багаже множество других наград.
Он был факелоносцем на Сочинской Олимпиаде, в 101 год выходил на сцену в роли любимого им Дон Кихота и вдохновлял своим вечным творческим горением всех, кому повезло работать рядом с ним.
Великого артиста не стало 31 октября 2016 года. Его жена Иветта Капралова, с которой они прожили в счастливом браке 52 года, пережила мужа лишь на три месяца. Детей у актера не было, единственный ребенок от первого брака умер еще в 1941 году в малолетнем возрасте.
Артист никогда не ценил материальные блага. Все, что осталось после него, — небольшая двухкомнатная квартира в Москве. Куда большим богатством он считал личное и сценическое счастье.
Секреты долголетия Владимира Зельдина
Журналисты всегда выпытывали, что помогает артисту жить в 100 лет такой насыщенной и полноценной жизнью. Им удалось выяснить, что Зельдин никогда не пил и не курил, каждый день гулял по полтора часа на свежем воздухе и ценил качественный отдых. «Нельзя быть загнанной лошадью, — подчеркивал актер. — Во всем надо знать меру. Единственный способ продлить творческий марафон — оставлять время на отдых».
Хотя сам он всегда ложился поздно, но вставал так же поздно, отдавая предпочтение полноценному сну.
Кто-то считал, что секрет его долгожительства в том, что Владимир Михайлович любил гречневую кашу. Однако жена опровергла эту версию. Просто актер в последние годы жизни ел очень маленькими порциями, но уж точно не одну гречку, так как любил вкусно поесть.
Настоящий секрет долголетия Владимира Михайловича крылся в его большой любви к миру, к людям, к искусству, в жажде жизни и светлом взгляде на нее.
Он жил под девизом своего благородного персонажа Дон Кихота: «Мечтать, пусть обманет мечта! Бороться, когда побежден! Искать непосильной задачи и жить до скончанья времен!».
Владимир Зельдин любил окружать себя молодежью, до последнего часа служил красивым женщинам и признавался, что всегда в них немного влюблялся. «Необходимо поддерживать в себе состояние влюбленности — в свою профессию, в людей, которые тебя окружают, в жизнь во всех ее проявлениях», — заповедовал мудрый долгожитель сцены.
Человек неконфликтный, гармоничный, он светился добротой изнутри. Никогда никому не завидовал, объясняя это так: «Я не завистлив, не страдаю от тщеславия, поэтому изнутри меня ничего не разъедает. Я стараюсь контролировать эмоции, прогонять негативные мысли. Нужно понимать, что всегда есть люди, которые талантливее и одареннее вас».
Владимир Михайлович отмечал, что никогда никому не делал гадостей и подлостей, всегда жил с чистой совестью. А еще он умел и в самом преклонном возрасте удивляться жизни, интересоваться всем новым. И жизнь отвечала ему взаимной любовью.
Был у него и секрет актерского мастерства, которым он с удовольствием делился с молодыми актерами: «Если ты хочешь, чтобы тысячи зрителей заплакали, ты сам в себе должен накопить тысячи слез. А если ты хочешь, чтобы они засмеялись, ты должен в себе накопить тысячи улыбок».
Ранее мы рассказали о байопике «Боб Дилан: Никому не известный».
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».