Влюбленный в народную песню. Как Митрофан Пятницкий спасал музыкальную летопись России
3 июля в России отмечают 160 лет со дня рождения основателя хора Пятницкого
Роковой песенник
Митрофан Пятницкий родился 3 июля 1864 года в селе Александровка Воронежской губернии. Он был девятым ребенком в семье дьячка Ефима Петровича. Петь ему нравилось с детства. В Воронежском духовном училище, куда Митрофана отправили родители, он остался верен своему увлечению. Вот только отец Иоанн, возглавлявший учебное заведение, не оценил стремлений воспитанника.
Скандал разразился, когда смотритель училища обнаружил у Митрофана сборник песен, который тот купил на рынке. Священник назвал их «кабацкими». К счастью, подходило время каникул, обошлось без отчисления, но отец «непослушника» получил грозное письмо от главы духовного училища.
Психика впечатлительного юноши оказалась не готова к таким испытаниям, но он сразу сказал родителям: в училище больше не вернусь. Отец не стал настаивать и отправил сына... пасти гусей.
Безумная любовь Митрофана Пятницкого
В последующие годы Митрофану довелось поработать слесарем, писарем, а затем экономом в том самом училище, которое он так и не окончил.
Но в один момент всё изменилось, тогда Пятницкому было уже 32 года. Он влюбился в девушку, поехал в Москву и прошел прослушивание в консерватории. Талантливого молодого человека готовы были взять даже несмотря на возраст. Но дома, в Воронеже, его ждало предательство: возлюбленная уехала со своим бывшим.
Пятницкого вновь подвела впечатлительность. Душевные муки не оставили ему сил бороться дальше. Он впал в тяжелую депрессию и не хотел никого видеть. Близкие уговорили его пройти лечение в психиатрической больнице при Московском университете (ныне Клиника психиатрии имени С. С. Корсакова). Режим в медицинском учреждении был новаторским — щадящим, без принуждения. Там Пятницкий восстанавливался около двух лет. После выписки он жил при больнице уже как сотрудник — был письмоводителем.
И снова провал
Пятницкий не оставлял попыток стать оперным певцом. Но каждый раз судьба говорила ему твердое «нет». Добиться второй раз прослушивания в консерватории ему не удалось — прежнего профессора уже не было, а новое руководство навстречу идти не захотело.
Настойчивый певец учился вокалу сам и по возможности брал уроки. Одно занятие стоило пять рублей, для Пятницкого это было затратным удовольствием. Он пытался пробиться на сцену и даже заручился поддержкой Федора Шаляпина, который оценил способности самобытного певца. Но и на этот раз его ждал провал.
Пятницкий по приглашению Шаляпина попал на званый вечер в высший свет. Там он должен был спеть. Но в самый ответственный момент его охватила паника, пропал голос, и он был вынужден с позором покинуть собрание.
Возвращение к корням
Возможно, всё могло закончиться новым приступом безумия. Но теперь врачи были рядом, а доброжелательный знакомый дал Пятницкому полезный совет — прекратить подражать итальянским певцам и сосредоточиться на народных песнях, которые удавались ему гораздо лучше. И он действительно увлекся фольклором, регулярно посещал заседания музыкально-этнографической комиссии при университетском Обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии.
Ученые оценили его знание народных песен и готовность исполнить их по первому требованию. Пятницкий сначала стал своеобразным «голосом комиссии», а в 1903 году — ее полноправным участником. Формальных прав это не давало, но членство в комиссии открывало двери в места, куда обычно писцов не допускали, и дало ему возможность вести научные исследования.
Митрофан Пятницкий сразу определил фольклорную песню как художественную летопись народной жизни. Но уже тогда, в начале XX века, был вынужден признать: «Деревня начинает забывать свои прекрасные песни…» И он поставил себе задачу их спасти.
Пятницкий начал ездить по деревням — в поисках песен. С собой брал фонограф. Всего за несколько лет ему удалось записать около 400 песен, причем он записывал не только голоса, но и аутентичный аккомпанемент на народных инструментах.
Результатом этнографической работы стал сборник из 12 русских народных песен, которые он записал в своем родном селе под Воронежем. Книга стала популярной, и благодаря ей Пятницкий получил заслуженное признание.
Хор Пятницкого
Помимо сбора песен, фольклорист звал талантливых крестьян на выступления в Москву. Но хор сложился не сразу: будущие звезды были обычными сельскими жителями, а не артистами, поэтому не все соглашались ехать и петь.
Но заветный час для Митрофана Ефимовича настал — его коллектив выступил в Москве в зале Благородного собрания, ныне Дом Союзов. Впервые в столичном зале зрители смогли услышать хоровые песни в сопровождении старинных инструментов, былины, причитания. Причем из первых уст.
Публика неоднозначно встретила вчерашних селян из Воронежской и Рязанской губерний. В газетах Пятницкого окрестили «пропагандистом архаики». Но Сергей Рахманинов, Иван Бунин и Федор Шаляпин были в восхищении от выступления народного хора.
Руководитель коллектива постепенно добился того, что большинство певцов перебралось в столицу. Как правило они шли работать на фабрики, а свободное время посвящали репетициям и выступлениям. А настоящий успех пришел к хористам вскоре после революции. На одном из концертов побывал сам Ленин. После выступления он встретился с Пятницким и заверил того в своей поддержке.
В 1925 году Митрофан Ефимович стал заслуженным артистом республики. Примерно в это же время он отошел от дел из-за болезни, а в 1927 году его не стало. С тех пор хор носит имя своего создателя.
В репертуаре коллектива постепенно стали появляться авторские песни и композиции, стилизованные под фольклор. Хор становился всё более профессиональным и всё менее народным. Удалось ли Пятницкому пронести музыку русского села сквозь столетия — решают зрители.
Ранее Денис Мацуев рассказал о композиции, которая у него ассоциируется с Ямалом.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».