http://Top.Mail.Ru
Митрофан Пятницкий и его хор: история роковых неудач и славы | Ямал-Медиа
02 июля 2024, 19:07 (обновлено: 03 июля 2024, 05:29)

Влюбленный в народную песню. Как Митрофан Пятницкий спасал музыкальную летопись России

3 июля в России отмечают 160 лет со дня рождения основателя хора Пятницкого

Митрофан Пятницкий мечтал спасти и сохранить русскую песню. Он ездил по деревням и записывал голоса крестьян, привозил лучших мастеров на концерты в Москву, а позже поселил в столице. Его мечта сбылась — на сцене выступали простые сельские жители. Они не учились в консерваториях и пели так, как чувствовали. Хор имени Пятницкого существует до сих пор, а «Ямал-Медиа» рассказывает о судьбе его создателя.

Роковой песенник

Митрофан Пятницкий родился 3 июля 1864 года в селе Александровка Воронежской губернии. Он был девятым ребенком в семье дьячка Ефима Петровича. Петь ему нравилось с детства. В Воронежском духовном училище, куда Митрофана отправили родители, он остался верен своему увлечению. Вот только отец Иоанн, возглавлявший учебное заведение, не оценил стремлений воспитанника.

Воронежское духовное училище. Фото до 1913 г. Источник: wikimedia.org
Воронежское духовное училище. Фото до 1913 г. Источник: wikimedia.org

Скандал разразился, когда смотритель училища обнаружил у Митрофана сборник песен, который тот купил на рынке. Священник назвал их «кабацкими». К счастью, подходило время каникул, обошлось без отчисления, но отец «непослушника» получил грозное письмо от главы духовного училища.

Психика впечатлительного юноши оказалась не готова к таким испытаниям, но он сразу сказал родителям: в училище больше не вернусь. Отец не стал настаивать и отправил сына... пасти гусей.

Безумная любовь Митрофана Пятницкого

В последующие годы Митрофану довелось поработать слесарем, писарем, а затем экономом в том самом училище, которое он так и не окончил.

Но в один момент всё изменилось, тогда Пятницкому было уже 32 года. Он влюбился в девушку, поехал в Москву и прошел прослушивание в консерватории. Талантливого молодого человека готовы были взять даже несмотря на возраст. Но дома, в Воронеже, его ждало предательство: возлюбленная уехала со своим бывшим.

Открытка с общим видом Воронежа в конце XIX века. Источник: wikimedia.org
Открытка с общим видом Воронежа в конце XIX века. Источник: wikimedia.org

Пятницкого вновь подвела впечатлительность. Душевные муки не оставили ему сил бороться дальше. Он впал в тяжелую депрессию и не хотел никого видеть. Близкие уговорили его пройти лечение в психиатрической больнице при Московском университете (ныне Клиника психиатрии имени С. С. Корсакова). Режим в медицинском учреждении был новаторским — щадящим, без принуждения. Там Пятницкий восстанавливался около двух лет. После выписки он жил при больнице уже как сотрудник — был письмоводителем.

И снова провал

Пятницкий не оставлял попыток стать оперным певцом. Но каждый раз судьба говорила ему твердое «нет». Добиться второй раз прослушивания в консерватории ему не удалось — прежнего профессора уже не было, а новое руководство навстречу идти не захотело.

Настойчивый певец учился вокалу сам и по возможности брал уроки. Одно занятие стоило пять рублей, для Пятницкого это было затратным удовольствием. Он пытался пробиться на сцену и даже заручился поддержкой Федора Шаляпина, который оценил способности самобытного певца. Но и на этот раз его ждал провал.

Федор Шаляпин в 1905 году. Источник: wikimedia.org
Федор Шаляпин в 1905 году. Источник: wikimedia.org

Пятницкий по приглашению Шаляпина попал на званый вечер в высший свет. Там он должен был спеть. Но в самый ответственный момент его охватила паника, пропал голос, и он был вынужден с позором покинуть собрание.

Возвращение к корням

Возможно, всё могло закончиться новым приступом безумия. Но теперь врачи были рядом, а доброжелательный знакомый дал Пятницкому полезный совет — прекратить подражать итальянским певцам и сосредоточиться на народных песнях, которые удавались ему гораздо лучше. И он действительно увлекся фольклором, регулярно посещал заседания музыкально-этнографической комиссии при университетском Обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии.

Ученые оценили его знание народных песен и готовность исполнить их по первому требованию. Пятницкий сначала стал своеобразным «голосом комиссии», а в 1903 году — ее полноправным участником. Формальных прав это не давало, но членство в комиссии открывало двери в места, куда обычно писцов не допускали, и дало ему возможность вести научные исследования.

Митрофан Пятницкий сразу определил фольклорную песню как художественную летопись народной жизни. Но уже тогда, в начале XX века, был вынужден признать: «Деревня начинает забывать свои прекрасные песни…» И он поставил себе задачу их спасти.

Пятницкий начал ездить по деревням — в поисках песен. С собой брал фонограф. Всего за несколько лет ему удалось записать около 400 песен, причем он записывал не только голоса, но и аутентичный аккомпанемент на народных инструментах.

Балалайка и гармонь — фрагмент памятника Митрофану Пятницкому в Воронеже. Фото: thekovtun/Shutterstock/Fotodom
Балалайка и гармонь — фрагмент памятника Митрофану Пятницкому в Воронеже. Фото: thekovtun/Shutterstock/Fotodom

Результатом этнографической работы стал сборник из 12 русских народных песен, которые он записал в своем родном селе под Воронежем. Книга стала популярной, и благодаря ей Пятницкий получил заслуженное признание.

Хор Пятницкого

Помимо сбора песен, фольклорист звал талантливых крестьян на выступления в Москву. Но хор сложился не сразу: будущие звезды были обычными сельскими жителями, а не артистами, поэтому не все соглашались ехать и петь.

Но заветный час для Митрофана Ефимовича настал — его коллектив выступил в Москве в зале Благородного собрания, ныне Дом Союзов. Впервые в столичном зале зрители смогли услышать хоровые песни в сопровождении старинных инструментов, былины, причитания. Причем из первых уст.

Публика неоднозначно встретила вчерашних селян из Воронежской и Рязанской губерний. В газетах Пятницкого окрестили «пропагандистом архаики». Но Сергей Рахманинов, Иван Бунин и Федор Шаляпин были в восхищении от выступления народного хора.

Народный хор Митрофана Ефимовича Пятницкого. Фото 1914—1917 г. Источник: МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Народный хор Митрофана Ефимовича Пятницкого. Фото 1914—1917 г. Источник: МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

Руководитель коллектива постепенно добился того, что большинство певцов перебралось в столицу. Как правило они шли работать на фабрики, а свободное время посвящали репетициям и выступлениям. А настоящий успех пришел к хористам вскоре после революции. На одном из концертов побывал сам Ленин. После выступления он встретился с Пятницким и заверил того в своей поддержке.

В 1925 году Митрофан Ефимович стал заслуженным артистом республики. Примерно в это же время он отошел от дел из-за болезни, а в 1927 году его не стало. С тех пор хор носит имя своего создателя.

В репертуаре коллектива постепенно стали появляться авторские песни и композиции, стилизованные под фольклор. Хор становился всё более профессиональным и всё менее народным. Удалось ли Пятницкому пронести музыку русского села сквозь столетия — решают зрители.

Ранее Денис Мацуев рассказал о композиции, которая у него ассоциируется с Ямалом.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...