Как отрегулировать зарплаты бюджетников без возвращения единой тарифной сетки
Проректор ФУППРФ Сафонов: тарифная сетка для бюджетников бессмысленна
С предложением вернуть в бюджетных организациях единую тарифную сетку выступил первый зампред комитета Госдумы по экономической политике Николай Арефьев. По его мнению, без этой системы руководители бюджетных учреждений манипулируют зарплатами, ущемляя простых сотрудников. Он уверен, что единая тарифная сетка должна справедливо распределить оплату труда.
«Единая тарифная сетка не допускала гигантского расслоения работников по зарплате, как это есть сегодня, когда ректор или директор получает три миллиона в месяц, а доктор наук — 60 тысяч рублей», — отметил парламентарий в беседе с «Известиями».
Что было не так с тарифной сеткой
Единая тарифная сетка существовала в России до 2008 года. Все виды работ бюджетников распределяли по разрядам, устанавливалась часовая тарифная ставка. Оклад первого обычно равнялся МРОТ, а ставка высшего разряда была больше низшей в 10 раз. Учитывали сложность, интенсивность работы, квалификационные требования, вредные условия труда.
Проблема такой системы заключалась в том, что она не позволяла проводить оперативную индексацию заработной платы сотрудников, рассказал «Ямал-Медиа» проректор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов. Как только доходы индексировали, зарплаты должны были увеличиться у всех бюджетников. Такой расклад не нравился Минфину из-за больших расходов, отметил эксперт.
«Второй момент (единой тарифной сетки — прим. ред.) был связан с тем, что <...> вы движетесь по иерархии должностей и получаете заработную плату в соответствии с вашей тарифной ставкой. При этом роль индивидуального вклада была минимальной».
Александр Сафонов
проректор Финансового университета при Правительстве РФ
Сафонов подчеркнул, что единая тарифная сетка была хороша только тем, что она гарантировала бюджетникам заработную плату, но при этом не требовала от них каких-то серьезных усилий.
Со временем ее заменили отраслевой системой оплаты труда. Это позволило определять зарплату сотрудников на местах. Сейчас система оплаты труда утверждается руководителями бюджетных учреждений.
Зампред профсоюза работников здравоохранения РФ Михаил Андрочников замечает, что, по сути, система оплаты труда поменялась не сильно. Например, оклад, который зависит от знаний, умений, квалификации работника и так далее, сохранился. Но добавилось некое ядро, на которое идут остальные выплаты.
«Другое дело, что вот это ядро стало разным у всех, как и дополнительные выплаты. И образовался диспаритет заработных плат, когда люди одной и той же квалификации, одного и того же образования, одних и тех же знаний и умений, но в разных территориях стали получать совершенно разные зарплаты», — пояснил специалист.
Сначала новая система действительно показала положительный эффект. Так, у медиков на 20–30% выросли зарплаты за счет доходов медучреждений от платных услуг. Но уже в 2012 году стало понятно, что проблемы усугубились: высокие заработные платы в крупных городах заставили многих бюджетников сменить место жительства, а регионы остались без кадров.
Если не тарифная сетка, то что?
Сафонов считает, что от внедрения тарифной сетки не будет толку. Правительству нужно зафиксировать базовую часть дохода в размере не менее 60% от общего уровня оплаты труда.
«Тогда мы сформируем нормальный подход, то есть мы будем понимать, что единая система оплаты труда существует по всей РФ, в любом сфере деятельности, будь то это здравоохранение, образование и так далее», — резюмировал он.
Оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова тоже выступила за увеличение базовой части зарплаты — до 90–95%. Средства должны идти на выплату окладов и компенсационных, а остальные 5–10% — на премии и стимулирующие.
«Таким образом, оплата труда будет намного более стабильной и будет меньше зависеть от личных симпатий директора», — подчеркнула специалист.
Самые актуальные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».