ВПР может стать итоговой контрольной работой: в Рособрнадзоре отреагировали на запросы и жалобы
Предложение о моратории на ВПР
Заместитель председателя Государственной думы Борис Чернышов (ЛДПР) на прошлой неделе предложил на время прекратить проведение всероссийских проверочных работ в общеобразовательных учреждениях. Соответствующее обращение он направил руководителю Рособрнадзора Анзору Музаеву, пишет РИА «Новости».
Цели моратория — выработка единых для всех школ правил учета итогов ВПР (учитывать результаты при выставлении итоговых отметок или нет), оптимизация временных рамок выполнения заданий либо изменение их количества. Кроме того, предлагается провести масштабное обсуждение нововведений с привлечением педагогов, родителей и экспертов. Появившееся время в учебном расписании авторы инициативы предлагают использовать для дополнительного изучения тех предметов, по которым проводятся ВПР.
ВПР — 2025: правила
В 2025 году всероссийские проверочные работы проходят с 11 апреля по 16 мая. В них примут участие свыше 8 миллионов детей из 40 тысяч школ по всей стране, это ученики 4—8-х и 10-х классов. Учебные заведения самостоятельно определяют даты для проведения тестирования в рамках установленного периода.
Ученикам предстоит написать ВПР по русскому языку и математике, а также по одному-двум дополнительным предметам, распределенным Рособрнадзором. В каждой работе одна или две части, каждую из них необходимо выполнить за 45 минут.
Ученик не может отказаться от ВПР. С другой стороны, если ребенок отсутствовал в школе по уважительной причине, специально работу писать не нужно. Это общие правила, однако в каждой образовательной организации их могут корректировать.
Зачем нужны ВПР
Всероссийские проверочные работы школьники пишут с 2015 года. Сначала они проходили как эксперимент, а затем на регулярной основе. Главная цель ВПР — проверка знаний учеников по школьным предметам.
Депутат Борис Чернышов видит ряд назревших проблем в системе проведения всероссийских проверочных работ и считает, что мораторий и пересмотр правил поспособствуют восстановлению доверия к ним.
На какие проблемы ВПР указал депутат Чернышов
Проверочные работы не предполагают дополнительную подготовку школьников, отмечается на портале «Объясняем.рф». Там же сказано: «Результаты ВПР обычно не учитывают при выставлении итоговых оценок. Но этот вопрос остается на усмотрение школы, его можно задать администрации заранее».
На этот момент как раз указывает Борис Чернышов. В направленном им обращении подчеркивается, что такой подход привел к неравным условиям для учеников: в одних школах результаты ВПР влияют на итоговые оценки, а в других нет. «Подобная несогласованность вызывает справедливое возмущение родителей и школьников, ставя под сомнение объективность и единые стандарты проведения ВПР», — отмечается в документе.
Депутат также обращает внимание на то, что время выполнения ВПР сократили с 90 до 45 минут для большинства предметов. Чернышов подчеркивает, что объем заданий при этом не уменьшился. По мнению парламентария, это создает избыточную психологическую нагрузку на школьников и может негативно сказаться на результатах ВПР.
Борис Чернышов выражает надежду, что предлагаемая им инициатива позволит восстановить доверие к системе ВПР. Депутат готов лично участвовать в поиске решений, позволяющих обеспечить и контроль качества образования, и защиту прав учащихся.
ВПР в школе: реакция Рособрнадзора
Спустя неделю Рособрнадзор предложил присвоить ВПР статус итоговой контрольной работы, пишет РИА «Новости».
«В целях исключения перегрузки детей дополнительными итоговыми контрольными работами Рособрнадзором в адрес Минпросвещения России были направлены предложения по введению ВПР в качестве итоговой контрольной работы», — говорится в сообщении.
В ведомстве отметили важность соблюдения норм по числу контрольных, которые не должны превышать 10% учебного времени по каждому предмету. Решение станет логичным шагом в развитии единой образовательной системы в России.
Что говорят учителя и ученики о ВПР
Мнениями школьников и педагогов о ВПР ранее поделилась директор Лиги безопасного интернета, член Общественной палаты России Екатерина Мизулина в своем телеграм-канале.
Дети отмечают высокую нагрузку, связанную с подготовкой к ВПР, и выражают обеспокоенность, что оценки отразятся на итоговой аттестации. «Учителя сказали, что будут выставлять оценки за ВПР, и они будут влиять на четвертные», — пишет ученик одной из школ Томской области. «На прошлой неделе озвучено, что оценки за ВПР пойдут как за АКР (то есть в пятый столбец в журнале), и тех, кто напишет на «2», будут вызывать на ковер к директору», — сообщает школьник из Сургута.
Педагоги, судя по сообщениям, страдают от ВПР не меньше учеников. «У нас много претензий и к составителям, и к тем, кто ее придумал. Никто не выделяет никаких средств на бумагу и краску, которую мы тратим, распечатывая сотни листов за раз и тысячи за один период проведения работ. В некоторых классах определенные предметы пишутся больше одного урока, причем дети должны находиться в оном помещении. Непонятно, как это все организовать так, чтобы не превратилось в балаган. Расписание приходится менять», — пишет учитель, называя происходящее «просто кошмаром» и «дополнительным стрессом» для детей и педагогов.
Судьба ВПР: мнение эксперта
Эксперт в сфере образования Инга Максимова увидела позитивный знак в предложении депутата: «Заслуживает одобрения тот факт, что мнение родителей о высокой нагрузке учащихся действительно учитывается при формировании образовательной политики. Значит, обратная связь есть». В беседе с «Ямал-Медиа» она рассказала о своих наблюдениях за процессом учебы своего сына, младшего школьника.
«Я вижу, насколько высока нагрузка как на учеников, так и на педагогов. Наш учитель, например, прикрепляет проверочную работу через приложение. Безусловно, это удобно для родителей, но для преподавателя создает дополнительную нагрузку».
Инга Максимова
эксперт в сфере образования
Ранее сенатор Андрей Клишас назвал авторов учебника по семьеведению для школ «мракобесами».
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».