Врачей освободят от непрофильных функций. Немедицинские работники и IT-программы возьмут их на себя
Депутат Соломатина: пора избавить врачей от непрофессиональных функций
Доступная медицина
Врачи за короткое время вынуждены не только выяснить, что беспокоит пациента, назначить лечение, но и записать все эти сведения в компьютер. Для детального разговора с больным у врача просто не хватает времени.
В Центральном НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава подготовили методички по повышению доступности первичной медико-санитарной помощи. Предполагается, что некоторые функции врачей передадут немедицинским работникам.
Как заявил глава Минздрава Михаил Мурашко во время рабочей поездки в Адыгею, немедицинскими процедурами должны заниматься колл-центры и информационные специалисты, сообщило РИА «Новости».
«Для того, чтобы медицина стала более доступной, не только увеличивается штатная численность, — но в том числе [происходит] и оптимизация определенных процессов, перевод непрофильной активности медработника другому персоналу. Это серьезный большой проект, который позволяет врачу больше уделять внимание пациенту», — пояснил министр здравоохранения.
Роли участников процесса
В рекомендациях НИИ отмечается, что в первичном звене здравоохранения ощущается нехватка кадров. Такое наблюдается во всех странах мира, включая Россию. Эксперты считают, что, если увеличить долю рабочего времени врачей для непосредственной медицинской деятельности, то это поможет в решении проблемы с дефицитом кадров.
Авторы методички подчеркнули важность определения ролей участников процесса: врача, фельдшера, медсестры, сотрудников без медобразования, а также распределения функций между ними с учетом их квалификации.
К примеру, работники регистратуры без медицинского образования могут узнать цель обращения пациента, записать его данные, после чего они направляют больного к специалисту. В их обязанности входят также оповещение пациентов об отмене записи на прием к врачу и последующая перезапись на другое время.
Медсестры и медбратья информируют пациентов об условиях и порядке получения медпомощи. Они проводят необходимые манипуляции, делают анализы, оформляют справки, направления, рецептурные бланки по назначению врача. Медработники также выдают выписки из медкарты клиентов, и вносят информацию о результатах исследований в заключения или карты пациентов.
В методичке подробно расписали и путь пациента в медицинском учреждении. Так, перед приемом врача немедицинский персонал помогает больному заполнить диагностические анкеты, иногда с привлечением среднего медицинского персонала. А медсестры спрашивают у пациента, на что он жалуется, они могут измерить его давление, температуру, вес и рост, а затем внести эти сведения в карту больного.
Далее на приеме у терапевта или фельдшера пациента осматривают, ставят ему диагноз и назначают лечение. При этом врач может привлечь немедицинский персонал для оформления больничного листа. В функции врача входит экспертиза временной нетрудоспособности больного, а также проверка и подписание бюллетеня, отметили авторы методички.
Технологии в помощь
В частных клиниках средние медработники заменены на менеджеров входной группы — людей с немедицинским образованием, но выучивших азы, чтобы правильно отвечать на вопросы пациентов, пояснила в беседе с «Парламентской газетой» зампредседателя Комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Соломатина.
В любых медицинских учреждениях работают сотрудники без профильного образования, они, как рассказала депутат, занимаются администрированием, логистикой, а также IT-технологиями. Она добавила, что врач мог бы записать голосовое сообщение о приеме, а кто-то другой из работников клиники мог бы перенести информацию в историю болезни пациента.
«Такое давно практикуют в других странах. К примеру, много лет назад в Германии я видела, как доктор идет и наговаривает на диктофон, а помощник перепечатывает эту информацию в историю болезни».
Татьяна Соломатина
зампредседателя Комитета Госдумы по охране здоровья
Работающие врачи сильно загружены. На помощь им могут прийти современные IT-программы, предположил член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, президент Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе Алексей Старченко.
Он отметил, что специальная программа могла бы преобразовать в текст слова самого пациента. Он призвал профильные институты заняться созданием такой программы. По словам Старченко, еще в 80-х годах протокол операций записывался на магнитофон, после чего машинистка распечатывала запись.
Татьяна Соломатина также выразила уверенность, что пора России переходить к неким техническим регламентам, чтобы освободить профессионалов от непрофессиональных обязанностей.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».