Вселенная Павла Бажова. Как уральский писатель создал самоцветный мир сказов
В России отмечают день рождения уральского писателя Павла Бажова
Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года. «Ямал-Медиа» расскажет, как писатель пришел к сказу и создал самоцветную вселенную уральского фольклора.
Сказы Бажова: ни с чем не перепутать
Из-под пера Павла Бажова вышли многочисленные публицистические и журналистские тексты, несколько художественных произведений. Но мировую известность писатель получил благодаря сборнику сказов «Малахитовая шкатулка».
Не детские сказки и не фантастика для взрослых, а именно сказы, в которых реальность переплетается с вымыслом. Повествование в них ведется так, будто старик-горняк рассказывает о реальных событиях, свидетелем которых он некогда был.
Если читатель не знаком с биографией Павла Бажова, может даже возникнуть впечатление, что сказы написаны не в XX веке, а гораздо раньше. Из-за такого «народного» языка произведения Бажова читать непривычно и непросто, а переводить — тем более. Тем не менее, книги писателя изданы на ста языках, среди которых, например, китайский и иврит.
Кстати, большинство произведений сборника рассчитано на взрослого читателя. И только «Голубую змейку», «Серебряное копытце» и «Огневушку-поскакушку» автор называл «сказами детского тона».
Детские годы Бажова
Павел был единственным сыном в семье заводского мастера Петра и рукодельницы Августы. Семья периодически переезжала из одного уральского городка в другой. Отец, имея непростой нрав и острый язык, не раз лишался работы. Но Петра ценили за мастерство, поэтому надолго без дела он не оставался.
Несмотря на скверный характер, сына он любил. Детство будущего писателя можно было назвать счастливым. Некоторые события того времени нашли отражение в автобиографической повести «Зеленая кобылка». Главные герои в ней — мальчишки с их увлечениями и непростыми взаимоотношениями.
Помимо обычных детских забав, Павлу нравилось слушать истории старых горняков. Особенным красноречием отличался Василий Хмелинин, он же дедушка Слышко. Впоследствии Бажов включил его в качестве действующего лица в свои сказы. Бывший горный мастер, состарившись, стал служить сторожем склада, и мальчишки часто забегали послушать его рассказы.
Уже в детские годы обнаружилась необыкновенная способность Павла — он обладал прекрасной памятью. Однажды библиотекарь пошутил, что второй том произведений Пушкина выдают только после того, как читатель выучит наизусть первый. Мальчик недолго думая так и сделал.
Вероятно, во многом благодаря уникальной памяти Бажову впоследствии удалось написать сказы на неповторимом, самобытном языке уральских мастеров.
Павел Бажов: от духовного училища до «Крестьянской газеты»
Павел до 10 лет учился в земском мужском училище в городе Сысерти. Подросшего сына родители отдали в Екатеринбургское духовное училище по простой причине — учеба там была дешевле, чем в гимназии. По окончании заведения будущий писатель поступил в Пермскую духовную семинарию.
Несмотря на блестящие результаты, с которыми Бажов окончил семинарию, он не стал продолжать духовное обучение, поскольку не планировал становиться священнослужителем. Более того, он испытывал даже некоторую неприязнь к религиозным деятелям, вероятно, насмотревшись на суровые порядки в семинарии.
Духовное учебное заведение Павел Бажов окончил в 1899 году, а уже в 1905-м попал на несколько недель в тюрьму за участие в маевках — собраниях революционеров на 1 мая. Позже он признавался, что в то время участвовал в «анархо-народнических группировках».
Переломный период в стране оказался тяжелым и для Бажова. Вступление в партию большевиков, подпольная деятельность, борьба с колчаковскими войсками.
На формирование уникального стиля писателя, конечно, повлияла и его журналистская деятельность. После гражданской войны Бажов периодически сотрудничал с редакциями газет. С 1923 по 1931 он проработал в «Крестьянской газете» в Екатеринбурге. Заведуя отделом писем, он читал многочисленные послания сельских жителей. Бажов восхищался живым крестьянским языком и позже отмечал, что именно эти письма и творчество Чехова оказали на него влияние в наибольшей степени.
«Малахитовый» мир Бажова
Павел Бажов приступил к написанию сказов в 1935 году, ему было уже 56 лет. А дело было так. Его знакомый краевед Владимир Бирюков получил задание создать сборник фольклора. С крестьянским творчеством проблем не возникло — материала было хоть отбавляй. А вот пролетарский фольклор Бирюкову раздобыть не удалось.
Бажов пришел на помощь товарищу — предоставил в качестве образца свой первый сказ «Дорогое имячко». Впрочем, редактор сборника произведение не пропустила, назвав его подделкой фольклора.
Тем временем Павел Бажов вошел во вкус. К 1939 году он написал уже 14 сказов, среди которых знаменитые «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка» и «Каменный цветок». В этом же году писатель отмечал 60-летие, и друзья сделали Бажову подарок: издали его сборник.
Бажов создавал свой сказочный мир в течение 10 лет — всего написал более 50 сказов. Главные герои — простые рабочие, сильные, гордые и мужественные. Обычные трудяги с чистой душой отважно противостоят козням нечистой силы. Драгоценности в этих сказах символизируют красоту человеческой души, которую сможет разглядеть только настоящий мастер.
Нельзя сказать, что Павел Бажов полностью выдумал сюжеты своих произведений. Народная основа в них, несомненно, присутствует. Писателю удалось обработать собранные им самородки, создав из них прекрасные драгоценности и уложив в «Малахитовую шкатулку». Кстати, в сказах Бажова встречается упоминание 25 различных минералов из недр Уральских гор.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».