http://Top.Mail.Ru
Эрнст Неизвестный, 100 лет скульптору: биография и лучшие работы | Ямал-Медиа
09 апреля 2025, 02:07 (обновлено: 09 апреля 2025, 02:06)

Всем известный Эрнст Неизвестный: символы эпохи и философия скульптуры

9 апреля 2025 года исполняется 100 лет со дня рождения Эрнста Неизвестного. Скульптор, график, мыслитель — его фигура уникальна не только для отечественной, но и для мировой культуры. Неизвестный создал свой собственный художественный язык, отражающий травматичный опыт XX века и неукротимую силу человеческого духа.

Биография скульптора: путь сквозь испытания

Эрнст Иосифович Неизвестный родился в 1925 году в Свердловске (ныне Екатеринбург) в интеллигентной семье. Его отец во время Гражданской войны был белогвардейским офицером, потом долгие годы работал детским хирургом, мать была поэтессой и художницей.

Детство будущего скульптора была относительно безмятежным обеспеченным, но юность пришлась на войну. В 17 лет он добровольцем ушел на фронт, служил в десантных войсках, был тяжело ранен в Австрии и признан погибшим — его даже внесли в списки убитых и посмертно наградили орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу»: в последнем бою он поднял солдат в атаку. Однако Неизвестный выжил, хотя и перенес клиническую смерть.

После войны он учился в Рижской академии художеств, затем — в Московском художественном институте имени. Сурикова, одновременно посещал философский факультет МГУ. Уже в студенческие годы его работы вызывали неоднозначную реакцию — для официального советского искусства они были слишком экспрессивны, слишком далеки от принципов социалистического реализма. Однако его дипломная работа, скульптура «Строитель Московского Кремля Федор Конь», была выдвинута на соискание Сталинской премии и приобретена Русским музеем.

Эрнст Неизвестный «Строитель Московского Кремля Федор Конь». 1954 г. Фото: rusmuseumvrm.ru
Эрнст Неизвестный «Строитель Московского Кремля Федор Конь». 1954 г. Фото: rusmuseumvrm.ru

В 1955 году Эрнст Неизвестный стал членом секции скульпторов московского отделения Союза художников СССР. В 1956 году ему присудили награду Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве за работу «Нет ядерной войне!». В 1959 году Неизвестный победил в конкурсе на создание памятника Победы в Великой Отечественной войне, однако проект так и не был реализован. В конце 1950-х и начале 1960-х годов скульптор создал такие произведения, как «Мертвый солдат», «Самоубийца», «Адам» и «Усилие».

Критический перелом в карьере Неизвестного произошел в 1962 году после знаменитого посещения Хрущевым выставки «30 лет МОСХ» в Манеже, где его работы подверглись резкой критике со стороны высшего руководства. В присутствии свидетелей состоялся скульптор вступил в полемику с Хрущевым, пытался защитить свои работы от разноса главы государства. Но после этого случая Неизвестный на некоторое время остался без заказов.

Это произошло почти в канун празднования 20-летия победы в Великой отечественной войне. И тут выяснилось, что Неизвестный во время войны был представлен к ордену Красной звезды за отвагу. И он ее, наконец, получил.

Выставка «30 лет МОСХа». Никита Хрущев у работ скульптора Эрнста Неизвестного. Центральный выставочный зал «Манеж». Фото: Александр Устинов/Архив Нинели Александровны Устиновой/russiainphoto.ru
Выставка «30 лет МОСХа». Никита Хрущев у работ скульптора Эрнста Неизвестного. Центральный выставочный зал «Манеж». Фото: Александр Устинов/Архив Нинели Александровны Устиновой/russiainphoto.ru

В 1976 году, устав от непрекращающегося давления со стороны властей, художник решил покинуть страну по причине «эстетических разногласий с режимом», как он выразился сам. Перед отъездом он зашел к своему другу, режиссеру Юрию Любимову в Театр на Таганке.

Сергей Довлатов писал об этом так: «Известно, что на стенах любимовского кабинета расписывались по традиции московские знаменитости. Любимов сказал Неизвестному: «Распишись и ты. А еще лучше — изобрази что-нибудь. Только на двери». «Почему же на двери?», — спросил скульптор. «Да потому, что театр могут закрыть. Стены могут разрушить. А дверь я всегда на себе унесу…», — ответил режиссер».

Неизвестный изобразил на двери руку. Эта рука, из глаз которой текут слезы, символизировала его вынужденную эмиграцию.

Юрий Любимов в своем кабинете в Театре на Таганке. 1980-е гг. Фото:  Виктор Великжанин/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Юрий Любимов в своем кабинете в Театре на Таганке. 1980-е гг. Фото: Виктор Великжанин/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

Скульптор эмигрировал сначала в Швейцарию, а затем в США. В Нью-Йорке он основал студию, преподавал в университетах, реализовал множество проектов. В 1980-х успешно выставлялся в Magna Gallery в Сан-Франциско. По заказу галереи он создал цикл Man through the Wall («Проходящий сквозь стену»), посвященный краху коммунизма.

С 1989 года художник часто посещал СССР, а после распада страны — Россию и другие страны СНГ. Он участвовал в выставках, давал интервью, воплощал новые проекты. Крупнейший из них — композиция «Маска Скорби», открытая в 1996 году в Магадане.

Музеи, посвященные его творчеству, открыты в шведском Уттерсберге («Древо жизни») и Екатеринбурге. В 1995 году Неизвестный получил Государственную премию РФ, в 1996 — орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, а в 2001 — Орден Почета.

Эрнст Неизвестный. Памятник «Исход и возвращение» в Элисте. 1996 г. Фото: Poteryaev Sergey/Shutterstock/Fotodom
Эрнст Неизвестный. Памятник «Исход и возвращение» в Элисте. 1996 г. Фото: Poteryaev Sergey/Shutterstock/Fotodom

Скончался Эрнст Неизвестный 9 августа 2016 года в Нью-Йорке в возрасте 91 года. Похоронен на острове Шелтер Айленд, близ своего дома-мастерской.

Известные работы Эрнста Неизвестного: выход за границы материи

Творческое наследие Неизвестного грандиозно по масштабу и многообразию. Его скульптуры, отличающиеся мощной пластикой и глубоким философским подтекстом, присутствуют в крупнейших музеях мира и общественных пространствах.

«Прометей и дети мира» в Артеке

Это одна из наиболее известных работ Неизвестного в СССР. 33-метровый декоративный барельеф, символизирующий дружбу детей мира, был изготовлен на рижском предприятии «Максла» Художественного фонда Латвийской ССР в 1966 году. Затем его перевезли по железной дороге в Симферополь и установили в «Артеке». Монтажом руководил московский архитектор Анатолий Полянский, глава проекта «Большой Артек», вместе с художниками Хаимом Рысиным и Джемсом Бодниексом.

Эрнст Неизвестный лично участвовал в выборе места установки, где барельеф органично вписывался бы в скалистый ландшафт. Такое решение отражало ключевую творческую концепцию мастера — природосообразность, сформированную детскими впечатлениями от крымских берегов и морских камней с причудливыми формами, напоминающими различные образы.

Памятник Никите Хрущеву на Новодевичьем кладбище

Работа имеет особенное значение в контексте биографии самого Неизвестного. Создание надгробия для человека, который публично унижал его искусство, стало актом примирения и демонстрацией профессиональной этики. Композиция представляет собой две контрастные части: белая и черная, символизирующие противоречивость личности Хрущева, в центре — скульптурный портрет почившего экс-руководителя страны.

Памятник Никите Хрущеву на Новодевичьем кладбище. Фото: Baturina Yuliya/Shutterstock/Fotodom
Памятник Никите Хрущеву на Новодевичьем кладбище. Фото: Baturina Yuliya/Shutterstock/Fotodom

Конфликт Неизвестного с Хрущевым произошел 1 декабря 1962 года, когда глава государства посетил выставку молодых художников в Манеже, где впервые увидел работы Неизвестного. Никиту Сергеевича возмутило отклонение от норм соцреализма, он обрушился на художников и скульпторов с бранью, назвал их искусство «дегенеративным», использовал и более крепкие выражения.

Неизвестный не смолчал. Он вступил в диалог с Хрущевым, отстаивая свое право на художественное самовыражение. По воспоминаниям очевидцев, скульптор сказал: «Вы первый секретарь, а я первый скульптор. Но вы меня не понимаете».

После этого инцидента Неизвестный попал в категорию неблагонадежных художников. Однако после смерти Хрущева его сын попросил именно его создать надгробие для могилы.

В своих воспоминаниях Неизвестный не демонизировал бывшего главу СССР, признавая его искреннее непонимание современного искусства, сформированное определенной культурной традицией. Скульптор всегда придерживался своих художественных принципов, но не позволял себе опускаться до личных обид.

«Кентавры»

Серию живописных и скульптурных работ «Кентавры» художник начал еще в СССР, продолжил в эмиграции. Идея возникла из интереса Неизвестного к двойственной природе человека. Эти работы визуализируют конфликт между животным и божественным началами в человеке. Кентавры Неизвестного — напряженные, динамичные фигуры, в которых тела лошадей и людей соединяются в мучительном и прекрасном симбиозе.

«Орфей»

У этому мотиву скульптор обращался неоднократно. В интерпретации Неизвестного легендарный музыкант стал символом искусства, преодолевающего смерть. «Орфей» (1962—1963) — одно из наиболее выразительных творений мастера.

Эрнст Неизвестный «Орфей». 1962—1963 гг. Фото: uole-museum.ru
Эрнст Неизвестный «Орфей». 1962—1963 гг. Фото: uole-museum.ru

Скульптура изображает коленопреклоненного мускулистого мужчину, прижимающего руку к запрокинутой голове в жесте глубокой скорби, другой рукой разрывающего собственную грудь. Произведение воплощает крайнее человеческое отчаяние через намеренную деформацию и гиперболизацию форм. Разорванная грудь символизирует крик одиночества и экзистенциальную тоску, невозможность жить без духовных опор. С 1995 года бронзовая статуэтка «Орфей» стала наградой для лауреатов российской телевизионной премии «ТЭФИ».

Мемориал «Маска скорби» в Магадане

Это памятник жертвам политических репрессий, созданный скульптором Эрнстом Неизвестным и архитектором Камилем Козаевым.

Композиция начинается с нижней площадки, арка которой символизирует разорванные судьбы. К 15-метровой скульптуре в форме человеческого лица ведут 100 ступеней, обрамленные 11 блоками с названиями колымских лагерей. Вокруг размещены валуны с символами различных религий.

Эрнст Неизвестный Мемориал «Маска скорби» в Магадане. 1996 г. Фото: Andrei Stepanov/Shutterstock/Fotodom
Эрнст Неизвестный Мемориал «Маска скорби» в Магадане. 1996 г. Фото: Andrei Stepanov/Shutterstock/Fotodom

Лицо монумента пересекает крест из «морщин». Правый глаз заменяет тюремное окно с номером «0937» и колоколом. Внутри памятника воссозданы барак и рабочие места заключенных. На обратной стороне — бронзовые фигуры плачущей женщины и распятого заключенного под желтой лампой, напоминающие разрушенный «храм души».

Монумент расположен на сопке Крутая, где ранее находился распределительный пункт «Транзитка». Лицо обращено к бухте Нагаева, куда прибывали заключенные. С верхней площадки открывается вид на город.

Памятник открыт 12 июня 1996 года на средства президента Ельцина, правительства России, администраций Магадана и Санкт-Петербурга, частных лиц и организаций, включая американский город-побратим Анкоридж.

Иллюстрации Эрнста Неизвестного к «Преступлению и наказанию»: философия визуального диалога

Истоки интереса Неизвестного к Достоевскому связаны с двумя ключевыми фигурами: литературоведом Юрием Карякиным, его давним другом, и философом Михаилом Бахтиным, чья книга «Проблемы поэтики Достоевского» оказала решающее влияние на художника. Концепция полифоничности, разработанная Бахтиным, стала теоретическим фундаментом для изобразительных экспериментов мастера.

Эрнст Неизвестный «Федор Достоевский». 1967 г. Фото: tg-m.ru
Эрнст Неизвестный «Федор Достоевский». 1967 г. Фото: tg-m.ru

Художник подчеркивал, что исследовал Достоевского «методом параллельного творчества», стремясь не просто проиллюстрировать сюжет, но визуализировать саму философию писателя. Ключевой темой для него стал внутренний диалог, столкновение разных голосов в сознании человека.

Серия офортов, изначально созданная в 1967 году для итальянского портфолио (12 композиций), затем была расширена до 18 иллюстраций для академического издания романа «Преступление и наказание» в СССР. Сам Бахтин, увидев эти работы, назвал их «эманацией духа писателя», подчеркнув, что Неизвестному удалось передать «незавершенность человека вообще».

В иллюстрациях Неизвестный использует ряд выразительных метафор.

  • Расколотое зеркало/лицо — визуализация внутреннего раскола Раскольникова
  • Образ руки — символ судьбы, защиты или смерти
  • Триединство человеческого облика лицо (физическое), лик (божественное) и личина (дьявольское)
  • Спорящие двойники — метафора внутреннего диалога «топора и креста»

Художник трактует «Преступление и наказание» как «бесконечный диалог» противоположностей: «есть Бог — нет Бога, можно убить — нельзя убить». При этом в его иллюстрациях прослеживается гуманистическая вера в способность человека преодолеть расщепленность сознания.

Эрнст Неизвестный «Мир Свидригайлова». 1967 г. Фото: tg-m.ru
Эрнст Неизвестный «Мир Свидригайлова». 1967 г. Фото: tg-m.ru

Публикация этих иллюстраций в академическом издании стала возможной только после упорной борьбы редакторов с цензурой. Однако их появление ознаменовало не только возвращение Достоевского в официальный канон русской литературы, но и новый, визуально-философский подход к прочтению классики.

Барельеф Эрнста Неизвестного в МИЭТе: история создания и мифы

В конце 1960-х годов министр электронной промышленности Александр Шокин пригласил опального скульптора Эрнста Неизвестного для художественного оформления главного корпуса МИЭТа.

Вокруг этой работы возникло много мифов. Один из них — что первоначально планировался грандиозный горельеф снаружи здания. Архитектор Феликс Новиков это опроверг: «Эрнст Неизвестный ничего не предлагал для фасада. Я пригласил его исполнить барельеф в композиции главного вестибюля».

А реальной неудачей стала история со скульптурой «Прометей», которую планировали установить на площади перед Научным центром. Уже был создан эскиз и заложен фундамент, но в преддверии 100-летия Ленина на подготовленное место установили памятник вождю. Сам «Прометей» был позже установлен на выставке «Электроника-72» в Сокольниках, но затем, к сожалению, уничтожен.

Барельеф в МИЭТе стал воплощением идей скульптора из его проекта «Площадь Мысли», изначально предназначавшегося для Новосибирского Академгородка.

Фрагмент барельефа работы Эрнста Неизвестного «Становление человека разумного», опоясывающего библиотеку МИЭА. Фото: miet.ru
Фрагмент барельефа работы Эрнста Неизвестного «Становление человека разумного», опоясывающего библиотеку МИЭА. Фото: miet.ru

Работа проходила в сложных условиях. Осенью 1971 года Неизвестный и его помощница Елена Елагина создавали композицию на лесах под открытым небом, часто в дождь и снег. Общая площадь барельефа составила 960 квадратных метров.

Несмотря на значимость работы, имя скульптора долгое время замалчивалось. В статье о рельефе в газете «Правда» от 12 ноября 1972 года были упомянуты архитекторы, но не автор композиции. Даже в первом фильме о Зеленограде имя скульптора не было произнесено.

Кроме основного рельефа, Неизвестный создал для библиотеки МИЭТа серию портретов великих ученых из дерева и латуни. Один из этих портретов до сих пор не идентифицирован.

Сам скульптор позже писал, что сопротивление «среднего звена» художественной и идеологической бюрократии при создании барельефа стало одной из причин его эмиграции из СССР в 1976 году. «Казалось бы, за моей спиной стояли министры, но как саботировался этот рельеф!» — сетовал он.

«Древо жизни»

В 1956 году Эрнсту Неизвестному приснилось «Древо жизни» в форме сердца из семи витков. Тогда он временно перебрался в родной Свердловск, работал литейщиком на заводе «Металлист», а по ночам отливал скульптуры. Но после этого сна Неизвестный определил свою главную творческую цель — все его работы должны были стать частью этого монументального сооружения.

«Древо жизни» — это «прославление души человека и человеческого знания», символ единства духовного и логического начал, симбиоз веры и знания. «Произведение представляет собой внутренний мир человека и образ одухотворенной Вселенной», — так рассказывал о своей работе автор.

Эрнст Неизвестный «Древо жизни». Скульптура в вестибюле пешеходного моста «Багратион» в Москве. 1956—2004. Фото: Elena Koromyslova/Shutterstock/Fotodom
Эрнст Неизвестный «Древо жизни». Скульптура в вестибюле пешеходного моста «Багратион» в Москве. 1956—2004. Фото: Elena Koromyslova/Shutterstock/Fotodom

В 1960-е годы он создал множество эскизов «Древа жизни», первоначально задуманного как грандиозная 150-метровая конструкция в форме сердца из лент Мёбиуса. Семь витков символизировали семь смертных грехов. Неизвестный мечтал установить монумент в центре Москвы на Арбате.

С 1969 по 1976 год скульптор работал над бронзовой моделью «Древо жизни I». Он также создал семь лент-альбомов с эскизами общей длиной 28 метров.

После эмиграции в 1976 году Неизвестный продолжил работу над проектом в США. В 1988 году он завершил макет «Древо жизни II», уменьшенная версия которого была установлена в штаб-квартире ООН в 1995 году.

В 1990-е годы скульптор отказался от идеи 150-метрового сооружения и сосредоточился на создании семиметровой модели, над которой работал вручную на острове Шелтер Айленд. «Это такая работа, над которой я не могу остановиться. Мне приснится что-нибудь ночью, я срезаю что мне не нравится и вставляю то, что мне сейчас нравится. Это бесконечно. Я сейчас себя готов связать. Сейчас должны снимать форму, и я думаю, надо бы срезать, и останавливаю себя», — рассказывал Неизвестный.

В 2004 году бронзовый монумент, в составе которого около 800 фигур, был установлен в вестибюле пешеходного моста «Багратион» в Москве. «Это рукотворная работа. В труде, сохраняющем тепло рук человека, конечно, высшая магия искусства, какой не добиться индустриальным и коллективным производством», — так охарактеризовал свое произведение мастер.

Личная жизнь Эрнста Неизвестного

Личная жизнь скульптора редко становилась предметом общественного внимания — скульптор предпочитал говорить о своем творчестве, а не о себе. Известно, что он был дважды женат. Первый брак с Диной Мухиной, племянницей известного скульптора Веры Мухиной, был заключен еще в молодости и продлился недолго.

Скульптор Эрнст Неизвестный. 1960—1965 гг. Фото: Сигизмунд Кропивницкий/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru
Скульптор Эрнст Неизвестный. 1960—1965 гг. Фото: Сигизмунд Кропивницкий/МАММ/МДФ/russiainphoto.ru

Второй брак с Анной Грэм, американкой, был заключен уже в эмиграции. Анна стала не только супругой, но и деловым партнером Неизвестного, помогала ему с организацией выставок и продажей работ. У скульптора была дочь Ольга от первого брака, которая также переехала в США.

Близкие друзья отмечали контраст между публичным образом Неизвестного — бунтаря, готового противостоять системе, и его частной жизнью, в которой он проявлял заботу о близких, был внимательным собеседником. В быту скульптор отличался аскетизмом и дисциплиной, работал по 12—14 часов ежедневно даже в преклонном возрасте.

Ранее мы рассказали о самом неудобном гении итальянского Возрождения — скульпторе, художнике и поэте Микеланджело Буонаротти.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...
Мы используем файлы cookie.
Продолжая пользоваться сайтом, Вы автоматически соглашаетесь с использованием файлов cookie. Вы можете отказаться от использования cookies, отключив самостоятельно эту опцию в настройках браузера. Сохраненные файлы cookie можно удалить в любое время.