Буллинг в школах начнут выявлять с помощью опросов. Избавит ли это детей от насилия со стороны сверстников
Психолог Наумова поддержала идею ввести анонимные опросы о буллинге в школах
Индекс дружелюбия
С предложением проводить анонимный опрос для выявления буллинга среди школьников выступила член комитета Госдумы по просвещению Анна Скрозникова. По ее словам, полученные данные лягут в основу «индекса дружелюбия» образовательных организаций. Это позволит вычислять самые «проблемные» школы и направлять туда педагогов-психологов для профилактики насилия среди учеников, сообщили «Известия».
Наличие буллинга в школах подтверждают многочисленные опросы. Например, недавно российская соцсеть Сhips заявила, что 75% ее пользователей сталкивались с буллингом в школе, из них 35% были жертвами. А по данным ВЦИОМ, насилие, агрессия и жестокость со стороны сверстников входят в топ-3 угроз, от которых нужно защищать детей.
Детский психолог, детский нейропсиолог и психотерапевт Наталья Наумова в беседе с «Ямал-Медиа» подтвердила серьезность проблемы. Она рассказала, что чаще всего с травлей сталкиваются ученики с третьего по шестой класс.
Буллинг, по ее словам, зарождается в начальной школе, когда классный руководитель выделяет для себя любимчиков, невольно принижая остальных. Дети, которых хвалит учитель, объединяются и начинают издеваться над отстающими в учебе сверстниками.
«Дети видят, что они могут быть сильными за счет того, что они объединяются против другого человека. Поэтому здесь важно профилактику проводить среди учителей, подготавливать психологически, чтобы они не настраивали класс против нескольких детей, которые как-то хуже учатся. <…> Надо искать сильные стороны каждого ребенка. И тогда дети увидят, что можно по-другому взаимодействовать», — добавила Наумова.
Эффективны ли опросы
Психолог уверена, что инициатива позволит контролировать распространение буллинга среди учеников. Но важно, подчеркнула она, чтобы опросы были анонимными, регулярными и изучались специалистами.
Поддержала идею и директор Центра толерантности Еврейского музея, эксперт федерального антибуллингового проекта «Каждый важен» Анна Макарчук. Но проблема в том, что многие дети, уверена она, скрывают факт травли, поскольку считают признание в этом унижением. Поэтому важно с помощью опросов оценивать опыт не только потенциальных жертв буллинга, но и свидетелей — «со стороны действительно виднее», сказала Макарчук.
Кроме того, анкетирование должно не только фиксировать случаи травли, но и оценивать ее риск, чтобы школа могла принять меры до того, как дети пострадают, считает специалист.
«Как правило, ребенку, который травит, тоже нужна помощь. Если ребенок травит, значит, его в семье как-то зажимают, обижают, и он в семье чувствует себя неуютно. Ему в школе нужно почувствовать принятие. Тут проблема глубокая, поэтому нужно помочь не только тем, кого обижают, но и тем детям, которые обижают».
Наталья Наумова
психолог
Советы психолога
Сложнее всего признаться, что в школе они подвергаются буллингу, именно мальчикам, отметила Наумова. Всему виной — советское воспитание, которое уже давно пора оставить в прошлом.
Если ребенок внезапно изменил свое поведение, например, замкнулся в себе или, наоборот, стал вспыльчивым, родителям необходимо поговорить с ним. Когда он расскажет о своих переживаниях и признается в том, что над ним издеваются в школе, важно не наказывать ребенка и не советовать давать сдачу, подчеркнула психолог.
«Если ребенок обратился к родителям за помощью, важно, чтобы родитель не дал осуждения, а дал поддержку. Далее родителю необходимо поговорить с ребенком и добиться того, чтобы он согласился на то, что требуется защита, и что это нужно остановить. Только после согласия ребенка нужно сообщить классному руководителю о ситуации. По необходимости [можно обратиться] к администрации, если классный руководитель не справляется, и к школьному психологу для того, чтобы ситуация начала как-то разрешаться», — заключила специалист.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».