Жизнь как творческий эксперимент: 75 лет со дня рождения Александра Градского
3 ноября исполнилось бы 75 лет музыканту Александру Градскому
Детство и юность Александра Градского
Александр Борисович Градский (Фрадкин) родился 3 ноября 1949 года в городе Копейске Челябинской области. Отец, Борис Абрамович Фрадкин, был инженером-механиком, мать, Тамара Павловна Градская, — актрисой и певицей.
В 1957-м семья переехала в Москву. Александр поступил в детскую музыкальную школу имени Дунаевского по классу скрипки. Жили бедно, в коммуналке, в комнатушке на восемь квадратных метров. Когда ему исполнилось 14, скоропостижно умерла мать — тогда в память о ней он и взял фамилию Градский. Его забрала к себе подмосковная бабушка.
С юных лет Градский был увлечен западной музыкой, особенно Элвисом Пресли, Эллой Фицджеральд и Луи Армстронгом. Уже в школьные годы он начал выступать на сцене, в 13 стал сочинять стихи и песни. В 1964-м его сразу и на всю жизнь покорили The Beatles, да он и сам мечтал о подобной всемирной славе, подражая Джону Леннону не только в имидже, но и манерой исполнения. Вскоре он стал одним из основателей группы «Славяне», а в 1966-м вместе с ударником Владимиром Полонским и клавишником Александром Буйновым создал группу «Скоморохи».
Изначально в группе не было бас-гитариста, но вскоре к трио присоединился Юрий Шахназаров. В отличие от многих советских рок-групп, исполнявших западные хиты, «Скоморохи» создавали и свои композиции.
Со временем интерес к группе рос, ее начали приглашать на танцы и концерты. «Скоморохи» выступали не только в Москве, но и в других городах, однако из-за нехватки средств иногда приостанавливали свою деятельность.
В 1968-м Градский присоединился к ВИА «Электрон», а в 1970-м — к «Веселым ребятам», где получил первый опыт профессиональных выступлений. До того, в 1969-м, он поступил на вокальный факультет музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Дорога в Гнесинку была долгой: его зачислили на курс только с четвертой попытки.
В 1971 году Градский вновь собрал «Скоморохов» для участия во Всесоюзном фестивале «Серебряные струны», где группа завоевала шесть из восьми призов. Это было значительное достижение для коллектива с любительским статусом. Однако рост популярности Градского и нестабильность состава привели к тому, что «Скоморохи» из самостоятельного коллектива стали его аккомпанирующей группой.
«Романс о влюбленных»: Градский в кино
В начале 1970-х Градский начал сочинять музыку для кинематографа. Первой известной работой стал саундтрек к фильму Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных». Градский тогда был студентом четвертого курса Гнесинки и готовился к оперной карьере, однако сомневался в своем выборе. Предложение Кончаловского стало для него возможностью проверить свои силы в новом направлении.
В то время приглашение рокера для написания музыки к фильму было чрезвычайно смелым шагом: он играл «вражеские» песни, не состоял в Союзе композиторов, жил непонятно на что. Права на ошибку не было. Работа заняла около года, музыкальное сопровождение «Романса о влюбленных» получилось одухотворенным и лиричным, став частью сюжета кинокартины.
После выхода фильма Градский стал всесоюзной знаменитостью. Всего за свою карьеру он написал музыку к паре десятков фильмов различных режиссеров, в том числе «Поговорим, брат...», «Камертон», «Узник замка Иф» и «В августе 44-го», но долгосрочного сотрудничества с кем-либо у него не сложилось. Вокал Градского можно услышать в кинолентах «Свой среди чужих, чужой среди своих», «О спорт, ты — мир!», «С любимыми не расставайтесь», а также в мультфильмах «Голубой щенок», «Принцесса и Людоед», «Перевал».
«Как молоды мы были»: история песни
Песня «Как молоды мы были» впервые прозвучала в 1976 году в фильме «Моя любовь на третьем курсе», снятом Юрием Борецким по пьесе Михаила Шатрова «Лошадь Пржевальского». Кинолента рассказывала о студенческой бригаде, строившей школу в целинном совхозе.
Градский вспоминал, что песня изначально была предназначена для женского вокала. При встрече с Пахмутовой в музыкальной редакции «Мосфильма» он попросил разрешения посмотреть партитуру, а потом предложил спеть ее сам, причем третий куплет — на октаву выше. Пахмутова сначала сомневалась, но в итоге согласилась. Так песня для проходного фильма стал всепоколенческой философской притчей, объединившей в себе ностальгию, оптимизм и горькую иронию.
Для молодого певца возможность исполнить потенциальный хит от всевластного творческого дуэта Пахмутовой и Добронравова была сродни выигрышу в лотерею. А после оглушительного успеха композиции на фестивале «Песня-77» всей стране стали известны не только его имя, но почти скандальный для советской эстрады имидж — длинные волосы и «нездешние» очки-градиенты.
С тех пор «Как молоды мы были» воспринималась и воспринимается как маркер вокального мастерства. Песню в разные годы исполняли Людмила Гурченко, Эдита Пьеха, Тамара Гвердцители, Иосиф Кобзон, Дмитрий Хворостовский и другие. Но именно версия Градского считается канонической.
Экспериментатор Александр Градский
В 1974 году уже признанный рок-музыкант Александр Градский, в 20 лет поступивший в институт имени Гнесиных, получил, наконец, диплом оперного певца и исполнителя камерной музыки. Позже он обучался еще и в Московской консерватории по классу композиции у самого Тихона Хренникова. Впрочем, за почти 60 лет творческой деятельности Градский перепробовал в музыке буквально всё и в общей сложности выпустил более сорока альбомов.
Амбиции Александра Градского ясно просматривались через его произведения. Начав с группы «Скоморохи» и песен на стихи Бёрнса и Вознесенского, в дальнейшем он создавал целые рок-сюиты на тексты Элюара, Саши Черного, Рубцова, Шелли и Набокова, записывая их на «Мелодии», где получил карт-бланш после «Романса о влюбленных» и «Как молоды мы были».
На «Русские песни», первый советский полноформатный рок-альбом, записанный в 1976–1978 годах и выпущенный в 1980-м, часто не обращают должного внимания. Пластинка, обозначенная композитором как «сюита на темы русских песен», стала своеобразным мостом между роком и «Большой Музыкой», к которой стремился Градский.
Исследуя народные напевы в фольклорных экспедициях по Рязанской и Брянской областям, он открыл для себя всю глубину русской песни, как некогда открыли ее для мира Мусоргский и Чайковский. Уникальный вокальный стиль Градского, сочетающий техническое совершенство с импровизацией, передавал бурю страстей, скрытую за внешним лиризмом мелодий.
«Рок — это не какие-то риффы в унисон бас-гитары с гитарой. Рок — это, прежде всего, идеология. Идеология и эмоциональность! Резкая смена крайне лирического и крайне трагического — это рок. Я бы даже сказал, что рок — это признак современности, признак остроты произведения. Есть произведения для хора и оркестра симфонического, но написанные вот с такой мощной сменой настроений, сменой каких-то образов… На мой взгляд, 15-я симфония Шостаковича — это тоже рок-музыка по своей идеологии».
Александр Градский
музыкант, композитор
В 1985 году Градский выпустил рок-оперу «Стадион», посвященную трагической судьбе чилийского поэта и гитариста Виктора Хары. Работа заняла более десяти лет. В записи произведения участвовали многие известные исполнители, включая Пугачеву и Кобзона. Критики тогда писали, что рок-опера Градского «стала важным музыкально-политическим событием, подтверждающим значимость советского искусства в отражении актуальных проблем». На самом деле композитор в своей рок-опере исследовал совершенно другую проблему: его интересовала природа предательства и вопрос выбора. Об этом он рассказал в 2009 году в интервью Владимиру Познеру.
В конце 1980-х, почувствовав себя преемником Высоцкого, Градский стал исполнять под гитару песни на острые социально-политические темы, хотя, по его словам, высказываться напрямик по этим вопросам не собирался. «Если приобрел с годами какой-то авторитет, незачем кому-то давать шанс им воспользоваться в своих целях. Всё равно получаешь обвинения в отсутствии так называемой гражданской позиции, но у меня-то она точно есть. Слушай музыку мою, читай стихи… Понимающий поймет, а с непонимающим и говорить незачем — он же не понимает ни черта…», — так говорил музыкант в интервью.
«Да, мы не ждали перемен!
И вам их тоже не дождаться,
Но надо, братцы, удержаться
От пустословия арен!
И просто самовыражаться,
Не ожидая перемен!»
Александр Градский
музыкант, композитор
В 1988 году Градский дебютировал в Большом театре, исполнив роль Звездочета в опере «Золотой петушок» Римского-Корсакова. Несмотря на первоначальные сомнения коллег, его выступление было триумфальным, на премьере он получил 25 минут оваций.
А настоящие поклонники Градского всегда верили в его талант. Его считали способным спеть как по нотам даже передовицу газеты «Правда» и переложить на музыку телефонный справочник.
Целых тридцать лет Градский посвятил созданию еще одной рок-оперы — «Мастер и Маргарита», где сам исполнил партии Мастера-Иешуа, Воланда и кота Бегемота. Музыкант часто признавался, что без конкретных сроков ему сложно завершать свои произведения. Например, над первой рок-оперой «Муха-Цокотуха» он трудился два года, а над балетом «Человек» — три.
Александр Градский на программе «Голос»
В последние годы Градский был наставником на шоу «Голос» на Первом канале, помогая молодым талантам. Под его руководством победителями первых трех сезонов стали Дина Гарипова, Сергей Волчков и Александра Воробьева. В четвертом сезоне его подопечный Михаил Озеров занял второе место.
После перерыва Градский вернулся на шоу, его ученик Селим Алахяров победил в шестом сезоне.
В 2021 году Градский вновь стал наставником в юбилейном сезоне «Голоса», но не смог завершить работу из-за ухудшения состояния здоровья. На последние съемочные дни его доставляли на носилках, что вызвало слухи о жестком контракте, однако выяснилось, что он сам хотел довести своих подопечных до финала.
Градский запомнился участникам «Голоса» как строгий, но справедливый наставник. Он тщательно отбирал вокалистов в свою команду и настаивал на самоотдаче. В 2014-м на слепые прослушивания пришел его старший сын Даниил, однако Градский к нему не повернулся, посчитав это неэтичным. Даниил согласился с отцом и отказался от участия в шоу.
Единственный раз музыкант дал волю эмоциям в 2013-м, когда на сцену вышла незрячая певица Патриция Курганова с песней Run to You. К ней повернулся только Градский, остальным наставникам не понравилось неровное исполнение композиции, душевности они не расслышали. После участия в проекте Патриция успешно продолжила карьеру, вышла замуж и стала матерью.
Смерть Александра Градского
В последние месяцы жизни Градский неоднократно вызывал скорую помощь, жаловался на низкое давление, пользовался кислородным концентратором. Его здоровье было ослаблено перенесенным за два месяца до того коронавирусом, после которого он его мучили боли в ногах и угнетала слабость.
Музыканта госпитализировали в нейрореанимацию 26 ноября 2021 года с подозрением на инсульт.
Градский умер в московской больнице в ночь на 28 ноября 2021 года от инсульта. Ему было 72 года.
Прощание прошло 1 декабря в театре «Градский Холл». Александр Градский похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. В октябре 2024-го на его могиле поставили памятник работы Вадима Церковникова.
В августе 2024-го стало известно, что «Градский Холл» интегрируют в Театр Алексея Рыбникова с новым названием — «Центр исполнительских искусств на Добрынинской».
Наследники Александра Градского
Музыкант был женат четыре раза. Первый брак с Натальей Градской он называл ошибкой молодости. С актрисой Анастасией Вертинской он прожил полтора года, а развелись двумя годами позже. В третьем браке с Ольгой Градской (Фартышевой) у музыканта родились сын Даниил и дочь Мария.
Последние 17 лет Градский жил с Мариной Градской (Коташенко), родились два сына — Александр и Иван. За две недели до смерти супруги официально оформили отношения.
Завещания Градский не оставил. Его имущество оценивалось более чем в 1 млрд рублей, пишет «Газета.ру».
В собственности была недвижимость стоимостью около 780 миллионов рублей, в том числе коммерческое помещение в Козицком переулке, квартира на Никитском бульваре, небольшое помещение у станции метро «Кутузовская», два дома в Наро-Фоминском районе, а также несколько земельных участков, автомобилей и личные сбережения.
При жизни Градский обеспечил старших детей элитным жильем. Мария получила квартиру на Тверской улице, а Даниил — в ЖК «Дом на Мосфильмовской», а также долю в квартире на Малой Дмитровке.
Большая часть наследства досталась вдове Марине, которая воспитывает двоих несовершеннолетних детей. Она получила квартиры, дом, земельные участки и сбережения. В 2022 году Марину ограбили, похитители забрали у нее 100 миллионов рублей.
Старшие дети Градского, Даниил и Мария, получили в наследство старый дом в Подмосковье. Они выразили недовольство и пытались отсудить у Марины хотя бы недвижимость в Козицком переулке. Бывшая жена Градского, Ольга Фартышева, поддержала детей и тоже заявляла свои права на наследство, но суд ей отказал.
В 2024-м суд также разделил между наследниками автомобили: Марина получила один из них, Марии и Даниилу достались три машины. Борьба за наследство продолжалась почти два года.
Ранее мы рассказали о Сэм Браун — певице, которая не хотела быть звездой.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».