Золотая голова и мятежное сердце: жизнь и поэзия Сергея Есенина
3 октября исполняется 130 лет со дня рождения поэта Сергея Есенина
Биография Сергея Есенина
Сергей Есенин родился 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895 года в рязанском селе Константиново в крестьянской семье. Отец, Александр Никитич, часто уезжал на заработки в город. Мать, Татьяна Федоровна, тоже постоянно была занята — трудилась то прислугой, то работницей на фабрике.
Значительное влияние на формирование характера будущего поэта оказал дед по материнской линии Федор Титов. Духовное становление Есенина проходило под влиянием двух набожных бабушек. Именно от них он услышал библейские истории и жития святых, что пробудило в нем первые поэтические образы. Эти детские впечатления позже нашли отражение в его творчестве, где религиозные мотивы переплетаются с народной поэзией.
Несмотря на религиозное окружение, Сергей рос активным и озорным мальчиком, был заводилой среди сверстников. Его сестра вспоминала, что он постоянно возвращался домой с ссадинами и синяками.
Становление поэта
Есенин поступил в Константиновское земское училище в 1904 году. Его первым учителем стал строгий и взыскательный педагог П. И. Иванов. Хотя Сергей учился неровно и даже дважды оставался на второй год в третьем классе, он смог окончить училище с похвальным листом.
В 1909 году Есенин поступил в Учительскую церковно-приходскую школу в Спас-Клепиках, готовившую сельских учителей. Учитель литературы Е. М. Хитров поощрял Сергея к написанию стихотворений, увидев в нем талант. В этот период 16-летний поэт серьезно увлекся толстовством, некоторое время даже не ел мяса и рыбы и отказывался носить кожаную одежду.
Окончив школу в 1912 году с отличными оценками по большинству предметов, Есенин получил специальность учителя грамоты. Однако его уже тогда манило литературное творчество, а не педагогическая деятельность.
Переезд в Москву
В августе 1912 года Есенин перебрался в Москву, где должен был поступить в Московский учительский институт. Однако, наперекор семейным планам, он не стал этого делать, а пошел работать. В письме другу Григорию Панфилову поэт писал: «Теперь решено. Я один. Жить теперь буду без посторонней помощи».
Первое время одному в незнакомом огромном городе юноше пришлось тяжело. Стихи не публиковались. Сначала он работал в мясной лавке, затем устроился в типографию Сытина экспедитором, позже стал помощником корректора. Несмотря на материальные трудности, Есенин сохранял твердость характера, отмечая в письмах: «Особенно душило меня безденежье, но я все-таки твердо вынес удар роковой судьбы, ни к кому не обращался и ни перед кем не заискивал».
В 1913 году он стал вольнослушателем историко-философского цикла в Московском городском народном университете имени Шанявского, совмещая учебу с работой. Параллельно Есенин сблизился с Суриковским литературным кружком, объединявшим писателей из народа.
Творчество Сергея Есенина
В 1915 году поэт, чувствуя провинциальность Москвы, отважился на переезд в Петроград. Его главной целью была встреча с Александром Блоком, который, выслушав молодого поэта, признал его несомненный талант.
Блок познакомил рязанского самородка со столичной литературной элитой — Городецким, Ремизовым, Клюевым. С этого момента популярность Есенина стремительно росла: столичные журналы, еще вчера игнорировавшие его послания, наперебой публиковали его стихи. Уже в феврале 1916 года свет увидел первый сборник «Радуница». Критики отмечали свежесть образов, идущих от народной речи, и пронзительный лиризм, воспевающий «избяную» Русь.
В разгар Первой мировой войны, в апреле 1916 года, Есенина призвали на службу. Судьба уберегла его от окопов благодаря покровительству полковника Дмитрия Ломана. Поэт стал санитаром Царскосельского поезда, на котором эвакуировали раненых.
Ломан, меценат и ценитель искусства, рассчитывал сделать из талантливого крестьянского поэта придворного стихотворца. Однако расчет не оправдался. Вольнолюбивый Есенин отказался писать верноподданнические стихи, и его хотели перевести на фронт в дисциплинарный батальон. Спасла поэта Февральская революция, отменившая все решения старого режима.
Сначала Есенин встретил революцию с воодушевлением, увидев в ней спасение для крестьян. В этот период он создал цикл небольших поэм («Товарищ», «Певущий зов»), где революция предстает в образе очищающей бури. Однако очень скоро восторг сменился горьким разочарованием. Поэт понял, что желанное преображение жизни оборачивается кровавой ломкой всего привычного уклада. Эти настроения отражены в поэме «Сорокоуст» (1920), где трагический конфликт между «железным гостем» (городом) и хрупким «жеребенком» (деревней) становится центральным.
В поисках нового языка для выражения смятения в 1918 году Есенин вместе с Анатолием Мариенгофом и Вадимом Шершеневичем провозглашает новое течение — имажинизм (от французского image, что значит «образ»). Они утверждают, что главное в поэзии не смысл, а самодостаточный, часто шокирующий образ.
Тогда же Есенин написал книгу «Ключи Марии», в которой отразил основные идеи имажинистов. Но постепенно поэт понял, что идеи главенства образа ему не близки. Спустя несколько лет он отошел от этого литературного направления, заявив: «Я не крестьянский поэт и не имажинист, я просто поэт».
Период с 1919 по 1923 год стал для Сергея Есенина временем тяжелого душевного кризиса, который он сам называл «кабацким». Разлад с эпохой, личные неурядицы и творческие метания вылились в цикл «Москва кабацкая», где лирический герой — потерянный, опустошенный гуляка, пытающийся заглушить отчаяние в вине.
Попыткой вырваться из этого порочного круга стало большое путешествие. Сначала Есенин отправился в поездку по пугачевским местам России, результатом которой стало создание драматической поэмы «Пугачев». Затем, в 1922—1923 годах, он путешествовал по Европе и Америке со своей возлюбленной Айседорой Дункан.
За границей поэт начал тосковать по Родине. Брак с Айседорой продлился около полутора лет. Вершиной позднего творчества Есенина и своеобразной поэтической исповедью стала поэма «Черный человек» (1925), в котором подведен горький итог всей его жизни. Эта работа стала одним из последних и самых сильных произведений поэта, исчерпавшего свои душевные силы в противостоянии с эпохой и самим собой.
Стихи Сергея Есенина
«С добрым утром!» (1914)
В 1914 году стихи Есенина впервые начали публиковаться. В детском журнале «Мирок» вышло несколько стихотворений поэта, в числе которых «Береза», «Пороша», «Село», «С добрым утром!» и другие.
«Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Сергей Есенин
«Гой ты, Русь, моя родная» (1914)
Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» было создано Сергеем Есениным в 1914 году и вошло в его дебютный сборник «Радуница» (1916). Произведение отражает ключевую для раннего творчества поэта тему — восторженное и почти религиозное восприятие крестьянской Руси.
«Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не чадо рая,
Дайте родину мою».
Сергей Есенин
«Я покинул родимый дом» (1918)
Стихотворение «Я покинул родимый дом» Сергей Есенин написал в 1918 году, в период ломки старого патриархального уклада. В нем поэт выразил щемящее чувство тоски, олицетворением которой стали образы родителей и родной природы.
«Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож».
Сергей Есенин
«Не жалею, не зову, не плачу» (1921)
Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу», вошедшее в цикл «Москва кабацкая», ознаменовало переход к философской лирике, где центральной темой становится осмысление пройденного жизненного пути и примирение с неизбежностью ухода.
«Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть».
Сергей Есенин
«Мне осталась одна забава» (1923)
Есенин написал стихотворение «Мне осталась одна забава» в 1923 году, когда был за границей. Произведение отражает глубокий душевный кризис поэта, где перекликаются мотивы тоски по Родине и экзистенциального отчаяния.
«Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот — и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.
Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.
Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.
Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.
Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной, —
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать».
Сергей Есенин
«Шаганэ ты моя, Шаганэ!» (1924)
«Шаганэ ты моя, Шаганэ!» поэт написал во время путешествия по Кавказу и Закавказью. Через описание чужеземной культуры он раскрывает свою неизменную духовную связь с Россией.
«Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.
Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи —
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…
Шаганэ ты моя, Шаганэ».
Сергей Есенин
«Клен ты мой опавший» (28 ноября 1925)
Есенин написал это стихотворение ровно за месяц до смерти. В конце ноября он лег в психиатрическую клинику по настоянию родных. Комната, куда поместили поэта, была на втором этаже, а под окнами рос клен. 28 ноября как раз была метель.
«Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.
Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.
И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку».
Сергей Есенин
Политическая жизнь поэта
В московский период Есенин активно увлекся социал-демократическими идеями, распространял политические листовки и выступал перед рабочими. 23 сентября 1913 года он участвовал в общемосковской забастовке против гонений на пролетарскую печать, остро переживая аресты демонстрантов и полицейские репрессии.
Поначалу он восторженно принял Октябрьскую революцию, но дальнейшие события — насилие, разрушение крестьянского мира — привели его к глубокому разочарованию.
Личная жизнь Есенина
Первой гражданской женой Сергея Есенина стала Анна Изряднова, с которой он познакомился в 1913 году в типографии Сытина. В 1914 году у них родился сын Юрий, но вскоре после этого поэт оставил семью. Судьба Юрия сложилась трагически — он был расстрелян в 1937 году по ложному обвинению.
В 1917 году Есенин официально женился на Зинаиде Райх, секретаре-машинистке газеты «Дело народа». В браке родились двое детей — дочь Татьяна (1918) и сын Константин (1920). Несмотря на глубокие чувства, этот союз распался, и в 1921 году супруги развелись. Татьяна стала журналисткой, а Константин — известным футбольным статистиком и историком спорта.
Осенью 1921 года поэт познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, которая была старше его на 17 лет. Их страстный союз, сопровождавшийся скандалами, продлился полтора года.
В 1924 году от связи с Надеждой Вольпин у поэта родился сын Александр, ставший впоследствии известным математиком и диссидентом. Последней женой Есенина в 1925 году стала Софья Толстая, внучка Льва Толстого. Но и этот брак, продлившийся всего несколько месяцев, не принес супругам счастья.
Причина смерти Сергея Есенина
К концу 1925 года душевный кризис поэта достиг пика. Его мучили депрессия, бессонница и мысли о самоубийстве. В ноябре по настоянию жены он лег в московскую психоневрологическую клинику, где продолжал работать, создавая цикл «Стихи о которой...». Однако лечение не приносило результата.
21 декабря 1925 года Есенин самовольно покинул клинику, снял все деньги со сберкнижки и уехал в Ленинград, где поселился в гостинице «Англетер». Здесь он надеялся начать новую жизнь, но вместо этого погрузился в очередной запой. Его постоянно посещали старые знакомые, что лишь мешало найти душевный покой.
В ночь на 28 декабря 1925 года поэт был найден мертвым в своем номере. Согласно официальной версии, он покончил с собой, о чем свидетельствовало прощальное стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья...», написанное кровью. Несмотря на существующие теории об убийстве, весомых доказательств этому нет.
Прощание с поэтом проходило в обеих столицах. 29 декабря 1925 года тысячи людей пришли проститься с Есениным в Ленинграде в Доме писателей на Фонтанке. На следующий день, 30 декабря, церемония состоялась в Москве в Доме печати на Тверском бульваре, куда гроб с телом поэта был доставлен в специальном прицепном вагоне. 31 декабря Сергея Есенина похоронили на Ваганьковском кладбище Москвы.
Ранее мы рассказали о том, как епархия выступила против Венедикта Ерофеева и его метафоры поиска рая.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».