Звезда «Ланфрен-ланфра»: судьба и роли актрисы Татьяны Лютаевой
Звезде фильма «Гардемарины, вперед!» Татьяне Лютаевой исполнилось 60 лет
Детство и юность Татьяны Лютаевой
Будущая звезда «Гардемаринов» родилась 12 марта 1965 года в Новой Каховке, вскоре семья переехала в Одессу. Родители Татьяны не имели отношения к актерской профессии: отец работал геологом, мать — психиатром-логопедом.
Татьяна Лютаева вспоминает, что в детстве и юности была совсем не похожа на будущую звезду: худенькая, застенчивая, с тихим голосом. Помимо учебы в музыкальной школе по классу скрипки она увлекалась прыжками в высоту и даже получила спортивный разряд. А еще мечтала стать… дрессировщиком пантер. Но после восьмого класса ее перевели в класс с театральным уклоном, что и помогло ей определиться с будущей профессией.
Вскоре в ее родной город приехал Алексей Баталов, искавший юные таланты. Ее заметили: Лютаева обладала тем самым «экранным магнетизмом», который невозможно получить даже в лучших актерских школах. Татьяна смогла выдержать огромный конкурс — 700 человек на место — и поступить во ВГИК на курс к Баталову, который окончила в 1986 году. Но вскоре после переезда Татьяны в Москву ее родители развелись.
Татьяна Лютаева в фильме о гардемаринах
Лютаева привлекла внимание Светланы Дружининой на выпускном спектакле «Тень» по пьесе Шварца. По совету сына режиссер пришла оценить актрису, которую он назвал… «подходящей мочалкой». Впечатлившись игрой Татьяны, Дружинина пригласила ее на кастинг фильма «Гардемарины, вперед!».
Фильм вышел на телеэкраны в 1987 году и мгновенно стал культовым. В одночасье вся страна влюбилась в трех отважных юношей и коварную красавицу Анастасию. Дебютантка Лютаева в роли Ягужинской продемонстрировала такой актерский диапазон, что сразу поставила критиков перед фактом: в советском кино появилась новая звезда. Хотя сама Татьяна скромно признавалась: «Гардемарины» — да, это моя гордость. Правда, тогда я делала то, что мне показывала Светлана Дружинина».
Работа с такими гигантами, как Владислав Стржельчик, Александр Абдулов, Евгений Евстигнеев и, конечно, Михаил Боярский, стала и честью, и вызовом. «Химия» между ее героиней и шевалье де Брильи была настолько убедительной, что зрители долго были уверены: у Лютаевой и Боярского роман и за пределами съемочной площадки.
«На самом деле, мы с Михаилом Сергеевичем просто хорошо сработались, — рассказывала позднее Татьяна. — Он очень профессиональный партнер, который умеет создать на площадке именно те отношения, которые нужны по сценарию. Никакого романа не было, но дружба и взаимное уважение остались на долгие годы».
Съемки проходили в непростых условиях: массовые сцены, исторические костюмы, сложные трюки. Лютаевой приходилось часами не просто ходить, а активно действовать в тяжелых корсетах и париках, осваивать верховую езду и многое другое. Однако все трудности окупились с лихвой: после выхода фильма Татьяна проснулась знаменитой.
Нестоличная штучка
Продолжение саги — «Виват, гардемарины!» (1991) закрепил успех Лютаевой, но к тому времени… она решила отказаться от столичной карьеры. Актриса сделала выбор в пользу семьи. Вместе с мужем, актером и бардом Олегасом Дитковскисом, литовцем по национальности, Татьяна перебралась на его родину, которая тогда еще входила в состав Союза.
«В то время мы все жили в едином государстве, поэтому у меня не возникало ощущения, что я что-то теряю, уезжая из Москвы, — вспоминала Татьяна Лютаева. — Мы существовали в общем пространстве, и достаточно было заплатить пятнадцать рублей, чтобы легко перемещаться между столицей и Прибалтикой».
Более полутора десятилетий она отдала сцене Вильнюсского русского драматического театра (ныне известного как Вильнюсский старый театр) — того самого, где некогда начинала свой творческий путь Элина Быстрицкая, Аксинья из экранизации «Тихого Дона».
По мнению коллег, решение Лютаевой граничило с безрассудством — ведь ее творческая судьба в столице складывалась как нельзя лучше. Однако сама актриса, по ее словам, не страдала звездной болезнью и довольно быстро обосновалась в литовском театре, где вскоре стала примой.
К счастью, режиссеры, покоренные созданным ею образом Анастасии Ягужинской, о ней не забывали и регулярно приглашали ее на съемки. С конца 1980-х до середины нулевых она сыграла в двух десятках кинолент, среди которых фильмы Дмитрия Месхиева «Над темной водой» и «Женская собственность» и, разумеется, продолжение полюбившейся публике саги — «Виват, гардемарины!».
Лучшие кинороли Лютаевой после «Гардемаринов»
Интенсивная работа в кино возобновилась после возвращения Лютаевой в российскую столицу. Давний приятель Александр Балуев тогда настойчиво убеждал ее прекратить свое «добровольное изгнание» и вернуться на родину, а режиссер Константин Худяков незамедлительно предложил ей роль в мелодраме «Другая женщина, другой мужчина». Именно в этот период зрительская аудитория запомнила и другие ее яркие образы: в телесериалах «Есенин», «Охота на изюбря» и «Обручальное кольцо». Новые роли показали, что актриса способна не только на романтические и авантюрные воплощения, но и на серьезную драматическую игру.
В 2009–2010 годах актриса порадовала поклонников участием в комедийных проектах «Самый лучший фильм 2» и «Выкрутасы». В 2014-м ознаменовался ее яркой работой в сериале «Гетеры майора Соколова», в тот же год она предстала перед зрителями в авторском проекте «Овечка Долли была злая и рано умерла».
В 2015 году актрисе представилась возможность воплотить образ советской кинодивы Тамары Макаровой в биографическом проекте «Людмила Гурченко». Следующий год принес ей участие в драматическом фильме «Герой», где ее партнером по съемочной площадке стал известный музыкант и начинающий актер Дима Билан.
В 2018-м на телеэкраны вышел сериал «Одна жизнь на двоих», снятый по роману Анны и Сергея Литвиновых, где актриса на время перевоплотилась в жену генерала — властную и надменную особу. При подготовке к этой роли она обратилась к собственным воспоминаниям — в Литве по соседству с ней проживала тетя Нора, супруга боевого генерала, рассказывала Лютаева.
Актриса Татьяна Лютаева сейчас
Теперь ей все чаще предлагают воплощать на экране образы не героинь-любовниц, а аристократок или высокопоставленных дам. Так, в детективном сериале «Завещание принцессы» она сыграла королеву вымышленного миниатюрного государства Сент-Люмьер, которому грозило поглощение со стороны Франции. А в масштабном сериале Карена Шахназарова «Анна Каренина» ей довелось сыграть графиню Вронскую. Еще одним значимым проектом в ее фильмографии стал 20-серийный телепроект «Русские горки».
Как признается сама актриса, многоплановые образы с оттенком трагичности привлекают ее больше, чем старое романтичное амплуа. Правда, ее перевоплощение в «элитную» заключенную со склонностью к горячительным напиткам в комедийном сериале «Исправление и наказание» (2021–2024) стало довольно неожиданным как для зрителей, так и для самой актрисы. Зато непривычный характерный образ позволил Татьяне показать, что она не прочь поиронизировать над своим уже сложившимся «аристократическим» амплуа.
В 2023 году Лютаева сыграла мать главного героя в шпионском сериале «ГДР». И еще один образ матери, но теперь уже центральной героини, она воплотила в самом начале 2024-го в семейной комедии «Не скажу» по пьесе Александра Цыпкина.
Татьяна Лютаева в кресле режиссера
В 2021 году публика увидела первую режиссерскую работу Татьяны Лютаевой — драматическую картину «Камень, ножницы, бумага». Полуторачасовой фильм, с выходом которого помог лидер группы «Любэ» Николай Расторгуев, рассказывает историю взаимоотношений двух актрис — матери и дочери. Главные роли в проекте исполнили сама Лютаева и ее дочь Агния Дитковските, в картине также дебютировал сын Татьяны — Доминик Раманаускас.
Семейный состав и сюжетная линия невольно наталкивают зрителей на мысль об автобиографичности произведения, однако сама постановщица решительно опровергает такие предположения. «Сюжет и решения моей героини Анастасии совершенно не имеют отношения к моей собственной жизни, — подчеркивает Татьяна. — Я выстраиваю свою жизнь по-другому. Для меня независимость, чувство юмора и собственное достоинство гораздо важнее, чем погружение в иллюзорную любовь, ненастоящую профессию или мнимый успех, которые выбирает мой персонаж».
Идея создания подобной картины зрела у Лютаевой долгое время, но плотный рабочий график не позволял приступить к реализации замысла. Судьба распорядилась иначе — после травмы ноги темп жизни актрисы значительно снизился, что позволило ей наконец заняться написанием сценария. В этой работе ей оказала поддержку Галина Копелиович, известная по фильму «Источник».
Николай Расторгуев, ставший продюсером проекта, был впечатлен энтузиазмом Татьяны: «Меня поразила ее искренняя страсть к созданию собственного кинопроизведения. Она даже шутила, что готова снимать на мобильный телефон. Ознакомившись со сценарием, я сказал, что такие жертвы ни к чему, и предложил ресурсы своей компании — как финансовые, так и производственные. После этого процесс быстро запустился», — рассказывал музыкант.
Интересно, что в режиссерском дебюте Татьяны ее героиня стремится порвать с актерской профессией, которая стала для нее навязчивой идеей. По удивительному совпадению, в реальной жизни сама Лютаева также постепенно смещает акценты в своей деятельности — ее появления в кино как актрисы становятся все более редкими. В работе у нее сейчас еще один проект — «Единица Монтевидео».
Личная жизнь Татьяны Лютаевой
Если профессиональная жизнь Татьяны сложилась весьма успешно, то в личной были и взлеты, и падения. Первым мужем актрисы стал актер Олегас Дитковскис. Они познакомились еще во время учебы во ВГИКе, и вскоре после выпуска сыграли свадьбу. В 1988 году у пары родилась дочь Агния.
Брак с Дитковскисом продлился около семи лет, но в итоге распался. Вторым мужем Лютаевой стал режиссер Рокас Раманаускас. В этом союзе у актрисы родился сын Доминик. Однако и эти отношения не выдержали испытания временем — супруги разошлись. После развода Татьяна с дочерью некоторое время жили в Литве, но в 2004-м вернулись в Москву, где карьерные перспективы были значительно шире.
В третий раз актриса вышла замуж за оператора Дмитрия Мишина, но сейчас ее сердце снова свободно.
«Мне кажется, я слишком требовательна к партнерам, — признавалась актриса в одном из интервью. — Возможно, сказывается профессия: когда ты привыкаешь играть сильных и независимых женщин, то и в жизни невольно ожидаешь от мужчины чего-то особенного. А обычные отношения с компромиссами даются непросто».
Татьяна гордится своими детьми. Дочь Агния Дитковските пошла по стопам матери и стала успешной актрисой. Сын Доминик последовал примеру старшей сестры. А еще Татьяна Лютаева — счастливая бабушка: у Агнии трое детей — Федор, Ника и Аура.
Ранее мы рассказали об еще одной кинодиве на все времена — легенде итальянского кино Орнелле Мути.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».