http://Top.Mail.Ru
Фильм «Звезда пленительного счастья»: на какие хитрости пришлось пойти режиссеру Владимиру Мотылю | Ямал-Медиа
09 ноября 2025, 12:42 (обновлено: 09 ноября 2025, 16:01)

Фильм «Звезда пленительного счастья»: история, политика и любовь

Со дня выхода исторической драмы «Звезда пленительного счастья» прошло 50 лет

В 1975 году на экраны вышел фильм «Звезда пленительного счастья». В нем снялась целая плеяда ведущих советских актеров. Однако картина вызвала неоднозначные отзывы. В частности, режиссера упрекали в исторических неточностях. Но зритель полюбил этот фильм: в год проката в СССР его посмотрели 22 миллиона человек.

История появления фильма «Звезда пленительного счастья»

Идея фильма о женах декабристов принадлежала Владимиру Мотылю. В канун 150-летия восстания на Сенатской площади он написал заявку на фильм «Комета — судьба моя» по мемуарам Полины Гёбль (в замужестве Прасковьи Анненковой). Но съемки не были одобрены из-за того, что героиней была француженка.

Позднее режиссер рассказывал: это был единственный случай, когда он прислушался к мнению редакторов и объединил три истории: Екатерины Трубецкой, Марии Волконской и Прасковьи Анненковой. Однако на «Мосфильме» и этот сценарий не приняли, и режиссер предложил его киностудии «Ленфильм». Там съемки разрешили, но вдвое сократили бюджет: с трех миллионов рублей до полутора.

Фото: Fer Gregory/Shutterstock/Fotodom
Фото: Fer Gregory/Shutterstock/Fotodom

Тонкую душевную музыку и песни к фильму написал Исаак Шварц на стихи Булата Окуджавы. Актерскую работу критики и зрители оценили высоко. Наверное, по-другому и быть не могло, ведь в картине снялись Алексей Баталов с Ириной Купченко, Олег Стриженов с Наталией Бондарчук, Игорь Костолевский с Эвой Шикульской, а небольшие роли достались Иннокентию Смоктуновскому, Василию Ливанову, Татьяне Панковой, Олегу Янковскому и Олегу Далю.

Мотыль отмечал, что при создании фильма о декабристах и их женах он часто вспоминал собственное детство. Его отец был репрессирован, а мать отправилась к нему в пересыльный лагерь, взяв маленького сына с собой. Для Мотыля навсегда осталось в памяти долгое путешествие и рассказ матери о том, как она не успела попрощаться с отцом — он выбежал к поезду, но она его не увидела. Эти личные переживания режиссер отразил в фильме: в сцене, где Полина бежит под дождем по грязи за повозкой с Анненковым, который не замечает ее из-за дождя.

Еще в юности Мотыля заинтересовала история декабристов. Он всегда рассматривал ее в связи с судьбами невинно осужденных и страданиями их близких — жен, матерей, детей. В качестве названия фильма была взята строка из стихотворения Пушкина «К Чаадаеву».

Жены декабристов. Финал фильма «Звезда пленительного счастья»/«Ленфильм»/Второе творческое объединение/kinopoisk.ru
Жены декабристов. Финал фильма «Звезда пленительного счастья»/«Ленфильм»/Второе творческое объединение/kinopoisk.ru

Партийное руководство было против пессимистичного финала. Но режиссеру удалось спасти горький конец при помощи небольшой хитрости. Когда комиссия Госкино принимала окончательную редакцию, он нарушил просмотр финала. Мотыль распахнул дверь и начал возмущаться, почему его не пригласили на просмотр. А в это время на экране шел тот самый пессимистический финал. Все отвернулись от экрана. Так в картине осталcя самый последний кадр — глухой частокол острога и солдат на его фоне.

Сюжет фильма

Картина начинается с посвящения женщинам России. Огромное место в ней уделено подвигу жен декабристов, отправившихся в ссылку за своими мужьями.

Центральная сюжетная линия — судьба декабриста Ивана Анненкова и его возлюбленной, француженки-модистки Полины Гёбль. Мадемуазель Полин не имеет титула и состояния, она служит в модном магазине в Москве. До восстания декабристов ее брак с Анненковым был практически невозможным. После того, как возлюбленного заключили в крепость, осудили и отправили в ссылку, она проявила настойчивость и решила следовать за Иваном в Сибирь. Этому не смогли противостоять ни властная мать Анненкова, ни император Николай I.

Одновременно с Полиной в центре сюжета находится Екатерина Трубецкая. Дочь француза-эмигранта Лаваля вышла замуж за Трубецкого по сильной взаимной любви.

Ирина Купченко в роли княгини Екатерины Ивановны Трубецкой в фильме «Звезда пленительного счастья». Фото: «Ленфильм»/Второе творческое объединение/kinopoisk.ru
Ирина Купченко в роли княгини Екатерины Ивановны Трубецкой в фильме «Звезда пленительного счастья». Фото: «Ленфильм»/Второе творческое объединение/kinopoisk.ru

Еще одна героиня — Мария Волконская, дочь генерала Раевского, вступила в брак с практически незнакомым ей Сергеем Волконским по решению отца, который хотел выдать ее за богатого и знатного мужчину. После восстания родные стремятся стереть мужа из памяти Марии, но она также, как и Екатерина, борется за право выехать в Сибирь.

Большое место в фильме отведено сценам восстания декабристов, следствию по их делу, казни пятерых декабристов. Через лирические воспоминания раскрываются истории из жизни главных героев и героинь.

Как проходили съемки «Звезды пленительного счастья»

В Ленинграде, несмотря на запрет, съемочную группу пускали в Зимний дворец и Петродворец. По воспоминаниям режиссера, жители Ленинграда эту тему приняли близко к сердцу, как свою, и проигнорировали табу чиновников.

Исполнитель роли Николая I Василий Ливанов рассказывал, что часть съемок проходила в Эрмитаже: директор Борис Пиотровский разрешил работать только с восьми до десяти утра. Но одну сцену снять не успели. И тогда Мотыль отправился к Пиотровскому, взяв с собой Ливанова, который прибыл туда в мундире императора. В ответ на просьбы режиссера директор музея ответил, что не может ничем помочь, он и так пошел на преступление, разрешив съемочной группе работать два часа. Но потом посмотрел на Ливанова и добавил, что не может отказать государю в его доме.

Василий Ливанов в роли Николая I. Кадр из трейлера фильма «Звезда пленительного счастья»/Ленфильм/Второе творческое объединение/kinopoisk.ru
Василий Ливанов в роли Николая I. Кадр из трейлера фильма «Звезда пленительного счастья»/Ленфильм/Второе творческое объединение/kinopoisk.ru

Сибиряки, снявшиеся в массовке, отказывались от оплаты, а острог по распоряжению местных органов власти был отстроен в натуральную величину из фондового дерева по рисункам декабриста Николая Бестужева.

Костолевского забыли в кандалах с зубной болью, Баталова поранили шпагой

Высшее руководство полагало, что в такой исторической драме должны сниматься только известные актеры. Мотылю было поставлено условие: никаких дебютов, но он пригласил на роль Ивана Анненкова никому не известного молодого актера театра имени Маяковского Игоря Костолевского, который был внешне похож на главного героя.

«Да это какой-то недоросль, размазня, маменькин сынок, а не герой-декабрист!», — заявили в Госкино после отсмотра проб, пишет «АиФ». Костолевского категорически запретили снимать. К тому же он и сам неоднократно попадал в нелепые ситуации. Придя домой к Мотылю, актер уронил вешалку в прихожей и опрокинул кофе, а на пробных съемках демонстрировал беспомощность увальня в роли блестящего кавалергарда, будто подтверждая начальственное мнение о себе. Тогда Мотыль отправил Костолевского на пару месяцев со съемочной площадки в конноспортивную школу. 

Игорь Костолевский в роли декабриста Ивана Анненкова. Фото: Ленфильм/Второе творческое объединение/kinopoisk.ru
Игорь Костолевский в роли декабриста Ивана Анненкова. Фото: Ленфильм/Второе творческое объединение/kinopoisk.ru

Режиссер вызвал актера в последний момент — и сразу на съемки конной прогулки. И вот тут Костолевский всех удивил. Он красиво вскочил в седло, прогарцевал перед съемочной группой и отрапортовал Мотылю: «Артист к съемке готов!». Но казусы актера сопровождали и позже. Однажды на съемке в Петропавловской крепости артиста забыли часа на три на морозе у стены, причем закованного в кандалы. В тот момент он страдал от зубной боли. Однако все испытания того стоили: после выхода фильма Костолевский проснулся знаменитым.

На роль Полины Гёбль пригласили польскую актрису Эву Шикульску. Ее выбрали из-за знания русского языка, но поскольку она не говорила по-французски, с ней занимался преподаватель.

Княгиню Марию Волконскую в фильме сыграла Наталья Бондарчук. Этот образ был ее любимым женским образом с детства.

Алексей Баталов исполнил роль князя Сергея Трубецкого. В картине кровь, которая течет по лицу актера, настоящая. Дело в том, что он пострадал время съемок: шпага, сломанная над головой Баталова в сцене гражданской казни, его поранила. В картину взяли именно этот дубль. 

Алексей Баталов в роли Сергея Трубецкого. Фото: Ленфильм/Второе творческое объединение/kinopoisk.ru
Алексей Баталов в роли Сергея Трубецкого. Фото: Ленфильм/Второе творческое объединение/kinopoisk.ru

Как рассказывал потом сам Алексей Баталов, после съемок консультанты-историки говорили о поразительной точности этого эпизода. Оказывается, сохранились свидетельства, согласно которым 150 лет назад во время гражданской казни Трубецкого произошло буквально то же самое, и точно так же из рассеченной головы текла кровь.

«Не обещайте деве юной...»

Романс «Не обещайте деве юной...»(«Кавалергарда век недолог...» или просто «Песенка кавалергарда»), звучащий в картине, написали Исаак Шварц и Булат Окуджава. Исполнил его актер и бард Владимир Качан, которому этот романс достался случайно.

Эва Шикульска в роли Полины Гёбль. Фото: Ленфильм/Второе творческое объединение/kinopoisk.ru
Эва Шикульска в роли Полины Гёбль. Фото: Ленфильм/Второе творческое объединение/kinopoisk.ru

У Мотыля уже была готова фонограмма с другим певцом, но он изменил свое решение, когда услышал, как Качан исполняет песни Окуджавы. «Режиссер хотел иного исполнения, более домашнего, что ли. Так что песенка Анненкова досталась мне», — рассказывал потом актер.

Исторические неточности в «Звезде пленительного счастья»

Историк Натан Эйдельман отнес сцену с Трубецкой и Цейдлером к числу «высочайших достижений кино». Но в своей статье «Чувство истории» он отметил несколько исторических неточностей. Он писал, что и режиссер, и сценарист, и консультант прекрасно знают, что декабрист Сергей Трубецкой не сидел на коне во время событий 14 декабря, а декабрист, сам явившийся во дворец сдаваться (Александр Бестужев), не подвергался оскорблениям Николая I (оскорбляли Якушкина). Кроме того, никто из них не обзывал царя «свиньей», а также не было грубой кулачной расправы во время свадьбы Анненкова на каторге.

Ранее мы писали о том, как в России принято отмечать День кино.

Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».


Загрузка...