Фильм «Звезда пленительного счастья»: история, политика и любовь
Со дня выхода исторической драмы «Звезда пленительного счастья» прошло 50 лет
История появления фильма «Звезда пленительного счастья»
Идея фильма о женах декабристов принадлежала Владимиру Мотылю. В канун 150-летия восстания на Сенатской площади он написал заявку на фильм «Комета — судьба моя» по мемуарам Полины Гёбль (в замужестве Прасковьи Анненковой). Но съемки не были одобрены из-за того, что героиней была француженка.
Позднее режиссер рассказывал: это был единственный случай, когда он прислушался к мнению редакторов и объединил три истории: Екатерины Трубецкой, Марии Волконской и Прасковьи Анненковой. Однако на «Мосфильме» и этот сценарий не приняли, и режиссер предложил его киностудии «Ленфильм». Там съемки разрешили, но вдвое сократили бюджет: с трех миллионов рублей до полутора.
Тонкую душевную музыку и песни к фильму написал Исаак Шварц на стихи Булата Окуджавы. Актерскую работу критики и зрители оценили высоко. Наверное, по-другому и быть не могло, ведь в картине снялись Алексей Баталов с Ириной Купченко, Олег Стриженов с Наталией Бондарчук, Игорь Костолевский с Эвой Шикульской, а небольшие роли достались Иннокентию Смоктуновскому, Василию Ливанову, Татьяне Панковой, Олегу Янковскому и Олегу Далю.
Мотыль отмечал, что при создании фильма о декабристах и их женах он часто вспоминал собственное детство. Его отец был репрессирован, а мать отправилась к нему в пересыльный лагерь, взяв маленького сына с собой. Для Мотыля навсегда осталось в памяти долгое путешествие и рассказ матери о том, как она не успела попрощаться с отцом — он выбежал к поезду, но она его не увидела. Эти личные переживания режиссер отразил в фильме: в сцене, где Полина бежит под дождем по грязи за повозкой с Анненковым, который не замечает ее из-за дождя.
Еще в юности Мотыля заинтересовала история декабристов. Он всегда рассматривал ее в связи с судьбами невинно осужденных и страданиями их близких — жен, матерей, детей. В качестве названия фильма была взята строка из стихотворения Пушкина «К Чаадаеву».
Партийное руководство было против пессимистичного финала. Но режиссеру удалось спасти горький конец при помощи небольшой хитрости. Когда комиссия Госкино принимала окончательную редакцию, он нарушил просмотр финала. Мотыль распахнул дверь и начал возмущаться, почему его не пригласили на просмотр. А в это время на экране шел тот самый пессимистический финал. Все отвернулись от экрана. Так в картине осталcя самый последний кадр — глухой частокол острога и солдат на его фоне.
Сюжет фильма
Картина начинается с посвящения женщинам России. Огромное место в ней уделено подвигу жен декабристов, отправившихся в ссылку за своими мужьями.
Центральная сюжетная линия — судьба декабриста Ивана Анненкова и его возлюбленной, француженки-модистки Полины Гёбль. Мадемуазель Полин не имеет титула и состояния, она служит в модном магазине в Москве. До восстания декабристов ее брак с Анненковым был практически невозможным. После того, как возлюбленного заключили в крепость, осудили и отправили в ссылку, она проявила настойчивость и решила следовать за Иваном в Сибирь. Этому не смогли противостоять ни властная мать Анненкова, ни император Николай I.
Одновременно с Полиной в центре сюжета находится Екатерина Трубецкая. Дочь француза-эмигранта Лаваля вышла замуж за Трубецкого по сильной взаимной любви.
Еще одна героиня — Мария Волконская, дочь генерала Раевского, вступила в брак с практически незнакомым ей Сергеем Волконским по решению отца, который хотел выдать ее за богатого и знатного мужчину. После восстания родные стремятся стереть мужа из памяти Марии, но она также, как и Екатерина, борется за право выехать в Сибирь.
Большое место в фильме отведено сценам восстания декабристов, следствию по их делу, казни пятерых декабристов. Через лирические воспоминания раскрываются истории из жизни главных героев и героинь.
Как проходили съемки «Звезды пленительного счастья»
В Ленинграде, несмотря на запрет, съемочную группу пускали в Зимний дворец и Петродворец. По воспоминаниям режиссера, жители Ленинграда эту тему приняли близко к сердцу, как свою, и проигнорировали табу чиновников.
Исполнитель роли Николая I Василий Ливанов рассказывал, что часть съемок проходила в Эрмитаже: директор Борис Пиотровский разрешил работать только с восьми до десяти утра. Но одну сцену снять не успели. И тогда Мотыль отправился к Пиотровскому, взяв с собой Ливанова, который прибыл туда в мундире императора. В ответ на просьбы режиссера директор музея ответил, что не может ничем помочь, он и так пошел на преступление, разрешив съемочной группе работать два часа. Но потом посмотрел на Ливанова и добавил, что не может отказать государю в его доме.
Сибиряки, снявшиеся в массовке, отказывались от оплаты, а острог по распоряжению местных органов власти был отстроен в натуральную величину из фондового дерева по рисункам декабриста Николая Бестужева.
Костолевского забыли в кандалах с зубной болью, Баталова поранили шпагой
Высшее руководство полагало, что в такой исторической драме должны сниматься только известные актеры. Мотылю было поставлено условие: никаких дебютов, но он пригласил на роль Ивана Анненкова никому не известного молодого актера театра имени Маяковского Игоря Костолевского, который был внешне похож на главного героя.
«Да это какой-то недоросль, размазня, маменькин сынок, а не герой-декабрист!», — заявили в Госкино после отсмотра проб, пишет «АиФ». Костолевского категорически запретили снимать. К тому же он и сам неоднократно попадал в нелепые ситуации. Придя домой к Мотылю, актер уронил вешалку в прихожей и опрокинул кофе, а на пробных съемках демонстрировал беспомощность увальня в роли блестящего кавалергарда, будто подтверждая начальственное мнение о себе. Тогда Мотыль отправил Костолевского на пару месяцев со съемочной площадки в конноспортивную школу.
Режиссер вызвал актера в последний момент — и сразу на съемки конной прогулки. И вот тут Костолевский всех удивил. Он красиво вскочил в седло, прогарцевал перед съемочной группой и отрапортовал Мотылю: «Артист к съемке готов!». Но казусы актера сопровождали и позже. Однажды на съемке в Петропавловской крепости артиста забыли часа на три на морозе у стены, причем закованного в кандалы. В тот момент он страдал от зубной боли. Однако все испытания того стоили: после выхода фильма Костолевский проснулся знаменитым.
На роль Полины Гёбль пригласили польскую актрису Эву Шикульску. Ее выбрали из-за знания русского языка, но поскольку она не говорила по-французски, с ней занимался преподаватель.
Княгиню Марию Волконскую в фильме сыграла Наталья Бондарчук. Этот образ был ее любимым женским образом с детства.
Алексей Баталов исполнил роль князя Сергея Трубецкого. В картине кровь, которая течет по лицу актера, настоящая. Дело в том, что он пострадал время съемок: шпага, сломанная над головой Баталова в сцене гражданской казни, его поранила. В картину взяли именно этот дубль.
Как рассказывал потом сам Алексей Баталов, после съемок консультанты-историки говорили о поразительной точности этого эпизода. Оказывается, сохранились свидетельства, согласно которым 150 лет назад во время гражданской казни Трубецкого произошло буквально то же самое, и точно так же из рассеченной головы текла кровь.
«Не обещайте деве юной...»
Романс «Не обещайте деве юной...»(«Кавалергарда век недолог...» или просто «Песенка кавалергарда»), звучащий в картине, написали Исаак Шварц и Булат Окуджава. Исполнил его актер и бард Владимир Качан, которому этот романс достался случайно.
У Мотыля уже была готова фонограмма с другим певцом, но он изменил свое решение, когда услышал, как Качан исполняет песни Окуджавы. «Режиссер хотел иного исполнения, более домашнего, что ли. Так что песенка Анненкова досталась мне», — рассказывал потом актер.
Исторические неточности в «Звезде пленительного счастья»
Историк Натан Эйдельман отнес сцену с Трубецкой и Цейдлером к числу «высочайших достижений кино». Но в своей статье «Чувство истории» он отметил несколько исторических неточностей. Он писал, что и режиссер, и сценарист, и консультант прекрасно знают, что декабрист Сергей Трубецкой не сидел на коне во время событий 14 декабря, а декабрист, сам явившийся во дворец сдаваться (Александр Бестужев), не подвергался оскорблениям Николая I (оскорбляли Якушкина). Кроме того, никто из них не обзывал царя «свиньей», а также не было грубой кулачной расправы во время свадьбы Анненкова на каторге.
Ранее мы писали о том, как в России принято отмечать День кино.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».