Звезда советского экрана Валентина Теличкина: жизнь в кадре и за его пределами
10 января народная артистка РФ Валентина Теличкина отмечает 80-летие
Детство и юность актрисы Теличкиной
Валентина Ивановна Теличкина родилась 10 января 1945 года в селе Красном (в то время Горьковская область, сейчас — Нижегородская). В семье она была седьмым и поздним ребенком. Ее отец Иван Теличкин в молодости был зажиточным крестьянином и мастером по валянию валенок, но в 1930-е годы его раскулачили и арестовали. Чтобы уберечь семью от репрессий, он развелся с женой, а после освобождения начал жизнь с нуля: стал слесарем, а мать актрисы работала продавщицей.
По словам самой Теличкиной, она всю жизнь чувствует незримую связь с отцом: именно он научил ее переживать чужую боль как свою, что помогло ей в работе над ролями. «Я себя помню с папой, — рассказывала Валентина Ивановна. — Он занимался всем. Он меня даже шить на машинке научил! Он ждал меня из школы. Мы готовили с ним вместе... И это счастье, конечно, что я была с ним, потому что он удивительный человек... Это была просто любовь, просто ощущение защищенности, ощущение очень прочной стены».
С детства Валентина проявляла выдающиеся артистические способности. Благодаря своему умению с азартом и озорством петь частушки она была звездой утренников в детском саду. В школьные годы она активно участвовала в самодеятельности, устраивала концерты для родственников. Со временем к ее песням добавились и народные танцы.
Решив стать настоящей артисткой и оправдать надежды близких, после школы Валентина уехала в Москву и без труда поступила во ВГИК на курс Владимира Белокурова. С ней училась еще одна будущая звезда отечественного кинематографа — Екатерина Васильева.
Валентина Теличкина: первые успехи в кино
Дебютом Валентины Теличкиной в кино стала роль в фильме «Таежный десант» (1965) Владимира Краснопольского и Валерия Ускова. Однако настоящую известность ей принесла роль в картине «Журналист» (1967) Сергея Герасимова, где она сыграла мечтающую стать журналисткой секретаршу Валю Королькову. По воспоминанием актрисы, мэтр Герасимов не хотел ее брать, но его уговорила его блистательная супруга — Тамара Макарова. С тех пор Теличкина называла Макарову своей «второй крестной матерью»: эта работа открыла ей двери в большое кино.
Вдохновился и Герасимов — и уже не смог расстаться с актрисой и ее персонажем. А потом совершил незаурядный шаг для советского кино: переместил Валю Королькову в другой фильм, «повысив» ее до корреспондента: так Теличкина сыграла в картине «У озера» (1969).
«Актерская судьба во многом зависит от случая. Мне повезло стартовать в фильме Герасимова «Журналист». Дело в том, что Сергей Аполлинариевич в основном снимает своих учеников и приглашает актеров со стороны крайне редко. Это как раз был мой случай. Герасимов считается своеобразным талисманом: даже если ты у него сыграешь не очень удачно, дальше твоя актерская судьба «обречена» на успех. Главное — уметь воспользоваться такой удачей», — признавалась Теличкина.
Валентина Теличкина: лучшие роли в кино
Именитый режиссер подарил молодой актрисе не только известность, но и риск остаться в одном амплуа. К счастью, Теличкиной удалось избежать «застревания» в одном образе.
В 1970 году она снялась в культовом фильме «Начало» Глеба Панфилова с Инной Чуриковой в главной роли; впоследствии они встретились снова на съемках горьковской драмы «Васса» (1982). Эти работы закрепили за Теличкиной статус актрисы, способной мастерски передавать сложные характеры — как глубоко любящих и страдающих, так и веселых и непосредственных женщин.
Она часто снималась в ролях второго плана и у других ведущих советских режиссеров: Эльдара Рязанова («Зигзаг удачи», 1968), Леонида Гайдая («Не может быть!», 1975), Григория Чухрая («Трясина», 1978), Никиты Михалкова («Пять вечеров», 1978), Карена Шахназарова («Добряки», 1979). Вспоминая свой творческий путь, Теличкина иронизировала: «Гайдай настаивал, что я комедийная актриса, кто-то — что я трагическая, кто-то — что я бытовая. Эти режиссеры полемизировали между собой, а я извлекала только дивиденды».
Но в любом образе она оставалась заметной, узнаваемой, ее даже называли «иконой стиля». Знаковыми ролями для актрисы стали работы в фильмах «Стоянка поезда — две минуты» (1972), «Встретимся у фонтана» (1976), «Портрет жены художника» (1981) и «Где находится нофелет?» (1987). Всего в ее фильмографии более 70 киноролей, из которых около двух десятков — главные.
Личная жизнь Валентины Теличкиной
В интервью Борису Корчевникову актриса признавалась, что до замужества она встречалась с «мужчиной-манипулятором». Разорвать непростые отношения ей помог отец.
С будущим супругом, архитектором Владимиром Гудковым, Теличкина познакомилась на праздничном вечере в клубе советско-болгарской дружбы. В 1979 году у них родился сын Иван, а через год влюбленные заключили официальный союз. Пара прожила вместе более сорока лет до смерти Владимира в 2021 году.
Сын Теличкиной тоже хотел стать актером, но мама его отговорила. «Я сказала ему, что на съемках фильмов стоят такие световые приборы, которые для глаз очень вредны — мол, он может ослепнуть и не сможет читать. И это так на него подействовало! Я же просто очень не хотела, чтобы он становился актером — это несамостоятельная, зависимая профессия», — объяснила Валентина Ивановна. В конце концов Иван выбрал карьеру юриста, окончил МГИМО, работает в ведущей газовой компании. В 2014 году актриса впервые стала бабушкой; сейчас у нее трое внуков.
Валентина Теличкина воцерковлена; она считает, что вера помогает ей справляться с жизненными трудностями. Актриса не жалеет о выбранной профессии. Она о ней мечтала и осуществила свою мечту. «В жизни часто чувствую себя не в своей тарелке, а на сцене или в кадре — я как рыба в воде!» — подчеркивает она.
Актриса Валентина Теличкина сейчас
Еще в 1990-х, на фоне кризиса в кино, у актрисы развилась депрессия. Врачи порекомендовали ей заняться арт-терапией: так Валентина Теличкина начала рисовать. Увлечение помогло ей справиться с болезнью — и внезапно стало вторым призванием. С тех пор актриса делится своими картинами не только с близкими, но и с поклонниками — как на творческих встречах, так и на персональных выставках. Сюжеты картин — простые семейные и бытовые сцены, пейзажи и натюрморты.
В 2022 году Валентина сыграла главную роль в фильме «Огород» Ларисы Садиловой — мелодраме о российской провинции и поздней любви. В конце 2024-го года на телеэкраны вышла многосерийная драма Павла Руминова «Семья по правилам и без», где Теличкина мастерски воплотила светлый и трагичный образ страдающей деменцией матери главной героини.
Цитаты Валентины Теличкиной
- «Для любого артиста очень важно признание — и жестокость профессии заключается в том, что никому не докажешь, какой ты артист, когда тебя никто не видит. Вот кто-то говорит: «Да я собирала стадионы!» А сейчас собираешь? Тогда забудь».
- «Всё, что связано с фейерверками, мне не очень нравится. Но признание тех людей, мнение которых для меня важно, греет душу. И это было всегда. Мне хотелось радовать, удивлять».
- «Я не люблю коллекционировать фильмы, как бусы нанизывать. Отказывалась я всегда много, даже когда была вообще без работы. Не нужно мне «лишь бы что-то».
- «К комплиментам о внешности я отношусь спокойно. Мне гораздо приятнее, если отмечают какие-то мои человеческие черты, находят, что я не дура».
- «Теперь я каждый день молюсь, что мне Господь Бог вложил кисть в руки и я рисую то, чего мне недостает в жизни. И если не хватает ярких картин, так я сама их нарисую».
- «Каждый Божий день воспринимаю как чудо. Этому не научишь. Жизнь сама по себе чудо».
Ранее мы рассказали об идеалах и разочарованиях актрисы Евгении Добровольской.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».