Угрозы распространения сибирской язвы нет. Зона риска под контролем
Работа в зоне карантина в Ямальском районе ведется ударными темпами. Около четырехсот павших оленей уже уничтожено. Активную помощь военным оказывают гражданские летчики и коренное население. С инфекцией борются сообща. С места событий наш корреспондент Илья Дерюшев.
Бочки с хлорной известью и другие дезинфицирующие вещества перевозят поближе к взлетной площадке. Здесь же складируют автомобильные покрышки. Их используют для утилизации павших оленей. Почти десять тонн старых колес прислало Министерство обороны, остальные собирали по Салехарду и Лабытнанги.
Илья Дерюшев – корреспондент: «Резиновые покрышки, горючую смесь и тару с химическим веществом без промедления грузят на вертолеты. Каждый такой груз в обязательном порядке сопровождают специалисты войск радиационной, химической и биологической защиты. Сегодня нашей съёмочной группе разрешили полететь вместе с ними. Сейчас своими глазами увидим, как идет дезинфекция в зоне карантина».
От военной базы, карантинная зона находится больше чем в пятидесяти километрах. Это примерно полчаса полета. Задача летчиков доставить груз и попутно обследовать местность. Всего в операции задействовано семь вертолетов.
Рушан Галиев - военный летчик-штурман: «Мы летаем на предельно малой высоте - сто метров. От пятидесяти до ста метров достаточно чтобы обнаружить тела павших животных».
Спустя тридцать минут в иллюминаторах видно, как над тундрой поднимается дым от многочисленных костров. В карантинной зоне работают только контрактники. Специалисты войск радиационной, химической и биологической защиты. Всего около восьмидесяти человек. Чтобы сэкономить их время и максимально ускорить работу, порезанные на части покрышки даже не выгружают, а за секунды выбрасывают с борта вертолета. Только сегодня летчикам нужно успеть облететь семь таких точек.
В команде военных лучшие из лучших. Еще бы, ведь нагрузка нешуточная. Дезинфекцию проводят в герметичных защитных костюмах, их не снимают по несколько часов. Но результат, говорят, того стоит.
Валерий Васильев - генерал-майор, начальник войск РХБЗ ЦВО: «На сегодняшний день выработана технология уничтожения павших животных, проводится двойным методом -первый метод сжигание высокотемпературным полем, что уже гарантированно убивает сибирскую язву. Второй метод - после сжигания трупов павших животных мы проводим дезинфекцию с помощью хлорной извести, т. е. делаем второй удар по сибирской язве. И соответственно гарантированно убиваем её».
Больше четырехсот туш оленей уже уничтожили. С каждым днем военные наращивают темпы. Посильную помощь оказывают и коренные жители.
После введенного карантина тундровики самостоятельно организовали несколько захоронений. Их координаты уже передали специалистам. Захоронений мы насчитали где-то семь. В каждой яме в приделах ста оленей больше.
По словам специалистов - зона риска под их пристальным контролем. Угрозы распространения инфекции нет. На границе чистой и карантинной местности устанавливают предупреждающие знаки. На территории Ямальского района их будет больше сорока тысяч. Безопасность превыше всего - для работающих с инфекцией военных это не просто слова, а руководство к действию.
Каждый, кто работает в зоне карантина проходит обязательную санобработку. Здесь применяют комплексный подход. Сначала обеззараживают защитные костюмы, затем поверхность собственного тела и уже в конце обработке подвергается техника. На этих кадрах видно, как дезинфицируют один из военных вертолетов.
Военный: «Мы обрабатываем, у нас перекись водорода с уксусной кислотой смесь. С добавлением СФ-2У. Это дает сто процентную гарантию, что не вынесешь отсюда ничего».
По последним данным инфекция погубила больше двух тысяч оленей. Сейчас тундровики постепенно возвращаются к привычной жизни. В так называемой чистой зоне каслают десятки оленеводов.
Оленевод: «У меня просто вопрос, вот сейчас у нас после вакцинации у нас чисто, я за ними наблюдаю. У меня вопрос, что наши чума тоже будут сжигать? Ну ладно там вещи, в которых мы сейчас идем, каслаем, согласны сожжем. Но есть же вещи, которые вообще не прикасались и не трогались вообще. Это же у нас чистая территория, мы сюда и не будем заходить, мы будем работать только на грязной».
Сейчас военные обрабатывают места массового падежа оленей, сразу после этого преступят к дезинфекции одиночных целей. Главное, по словам специалистов, не терять контакт с местным населением. Общими усилиями заразу обязательно победят. И в этом нет ни капли сомнений.