Сегодня губернатор Ямала и глава РЖД обсуждали проект Арктического транспортного коридора
Без железной дороги в современной Арктике - никуда. Сегодня губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин и глава РЖД Олег Белозёров обсуждали реализацию проекта по открытию Арктического транспортного коридора, в том числе окончания строительства одной из его главных частей - Северного широтного хода. Один из ключевых вопросов - проект соглашения, в котором будут прописаны права и обязанности сторон, темпы и особенности строительства Севширхода на всех его участках. Напомню, один из его ключевых объектов, мост через реку Обь, в марте этого года включён в перечень крупных проектов с государственным участием. Подготовка бюджетных проектировок должна начаться уже в следующем году. К строительству железных дорог в Арктике мы вернёмся чуть позже, а пока к другим темам.
И возвращаемся к одной из главных тем выпуска, реализации проекта по открытию Арктического транспортного коридора. Напомню, ключевые вопросы сотрудничества сегодня в Москве обсуждали губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин и глава РЖД Олег Белозёров. Между тем, самая северная из действующих железных дорог в России не снижает грузопоток. Ветка Обская-Бованенково продолжает стабильно выполнять задачи по развитию Арктики. Дмитрию Усову удалось выяснить перспективы Арктического транспортного коридора. Специальный репортаж выпуска.
Арктическая магистраль, выход к океану, тысячи тонн грузов, драйвер экономики. Все дороги ведут на север, край земли в 21 веке становится её центром. Центром промышленности, инвестирования, передовых технологий. Сегодня он как никогда нуждается в транспортной инфраструктуре.
Впервые проложить здесь рельсы попытались во второй половине 40-х годов прошлого века, довести дело до конца помешала война.
Вновь к проекту вернулись в конце 20-го века. К этому времени стало очевидно, осваивать нефтегазовые площади без стальной магистрали просто невозможно.
Сегодня эта железнодорожная ветка самая северная в стране. Она полностью, на протяжении 570 километров проходит в зоне вечной мерзлоты от станции Обская до Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения. И грузопоток с каждым годом только растет.
Александр Маленчук - директор ямальского филиала транспортной компании: «Это первая железная дорога в Советском союзе, в России, которая была построена не по окончании строительства месторождения, а именно в начальной стадии его строительства. В дальнейшем она будет играть важную роль не только в обустройстве Бованенковского месторождения, но и для обустройства всего полуострова Ямал. Это тот стержень железнодорожный, металлический стержень который обеспечил надежное транспортное сообщение круглогодичное, круглосуточное».
Сегодня по дороге идут не только грузы. В комфортных вагонах на северные месторождения едет очередная вахта.
Весной, из-за распутицы, именно по железной дороге эвакуировали блокированных половодьем водителей. В этом году дорога 'Обская - Бованенково' сыграла решающую роль в переброске сил для ликвидации вспышки сибирской язвы в Ямальском районе. Еще один весомый аргумент, в пользу развития инфраструктуры в Арктике.
Дмитрий Кобылкин - губернатор ЯНАО: «Кстати о железной дороге хотел сказать… лишний раз убежден в этой военной операции… без железной дороги Обская - Бованенково мы с этой бедой могли не справиться. Переброску войск осуществили только по железной дороге. Это мне лишний раз говорит о том, что до порта Сабетта нам необходимо железную дорогу построить, просто хотя бы в целях безопасности полуострова Ямал, в государственных целях… об этом обязательно буду докладывать президенту!»
За все время ЧС по железной дороге до 15 разъезда перевезли более 100 единиц военной техники, переправили многочисленный личный состав, не считая оборудования и сопутствующих материалов. На железнодорожном разъезде организовали полноценный военный лагерь и обеспечили бесперебойную подачу энергии и все это за 330 км от цивилизации.
На северо-востоке Ямала - в Сабетте - сегодня создается мощный центр по сжижению газа и портовый терминал для транспортировки продукции по Севморпути.
Сюда можно направить и сырье с Бованенково, но до Сабетты около 200 километров. Так что участок от Бованенкого до морского порта ещё предстоит проложить, о чем не раз говорил глава региона.
Старт проекту строительства самой северной ветки Арктического транспортного коридора уже дан. Соглашение с компанией подрядчиком подписано. Объём инвестиций превышает 113 млрд рублей.
Ирина Соколова - вице-губернатор ЯНАО: «Железнодорожный участок Бованенково - Сабетта обеспечит выход Северного широтного хода на Северный морской путь. Как сказал губернатор Дмитрий Николаевич Кобылкин, этим проектом мы прорубаем окно в мировой океан».
Александр Маленчук - директор ямальского филиала транспортной компании: «Основные энергетические ресурсы находятся в арктическом регионе... Ломоносов еще об этом говорил; богатство России будет прирастать Сибирью... его слова сбываются! На сегодняшний день много энергоресурсов которые находятся в разработки, открытия и готовы к дальнейшей эксплуатации».
То, что магистраль органично впишется в условия Арктики у руководства региона нет никаких сомнений. Из всех видов транспорта, железнодорожный самый экологичный. А линия Бованенково - Сабетта станет завершающим звеном будущего транспортного коридора, сухопутного выхода на Севморпуть.