“Лидер” проложит путь в арктическое будущее России
Льды Арктики стремительно тают. Почти сорок лет назад площадь ледяного покрова была 7 миллионов квадратных километров, сегодня - 4. Это означает, что Севморпуть вскоре может превратиться в оживленную судоходную магистраль. И к ней присматриваются не только приарктические страны. Россия в последние годы активно обновляет ледокольный флот.
Так, в разгаре проектные работы над будущим флагманом атомного флота. Проекту дали говорящее имя «Лидер». О новом поколении ледоколов у конструкторов узнал подробности наш корреспондент в северной столице Владимир Копцев.
На экране монитора новый ледокол «Лидер» сразу бросается в глаза своим «космическим» дизайном. Выглядит он действительно футуристично. И разительно отличается внешним видом от всех своих предшественников. В этот раз работу над проектом начал не инженер, как обычно, а дизайнер.
Александр Рыжков - генеральный директор ЦКБ «Айсберг»: «Дизайнеры нарисовали сначала такую достаточно красивую картинку, которая имела отношение к судостроению, но не очень так реальное… Мы увидели, что это не просто картинка, которая была нарисована художником с точки зрения красивой художественной мысли… в настоящий момент эта красивая картинка уже воплощается в реальные чертежи».
Но зачем вообще тратят миллиарды рублей на обновление ледокольного флота России? Все просто: большинство действующих атомных борцов со льдами практически доживает свой век.
Юрий Чижков - руководитель Северо-Западного отделения Международной академии транспорта: «С атомными ледоколами за исключением последнего ледокола 50 Лет Победы остальные должны быть выведены из эксплуатации в течении ближайших 10 лет. Поэтому сегодня мы обязаны думать об обновлении ледокольного флота в Арктике».
Такое обновление в виде третьего поколения атомных ледоколов предвидится уже в обозримом будущем. 16 июня на воду спущена Арктика, на ней сейчас идет финальный этап работ. На стапелях активно строится Сибирь, а месяц назад на Балтийском заводе торжественно заложили Урал. Планируется, что они значительно расширят возможности своих предшественников.
Александр Рыжков - генеральный директор ЦКБ «Айсберг»: «Все ледоколы, которые в настоящее время имеются и строятся в том числе проекта 22220, они предназначены в основном для работы в западном районе Арктики. Это Баренцево, Карское моря. Здесь они способны работать круглогодично. Однако в восточный регион, Море Лаптевых и дальше на восток, ледоколы способны проходить и работать только в наиболее легкий летний осенний период. А вот в зимний-весенний период у них уже там возникают определенные сложности. И в том числе со скоростью движения».
Необходимость обеспечить бесперебойную круглогодичную проводку танкеров по всему Северному морскому пути поставила перед конструкторами задачу спроектировать ледокол уже 4-го поколения.
Владимир Воробьев - гл.конструктор проектов ЦКБ «Айсберг»: «Максимальная ледопроходимость у него настолько большая, что таких льдов нет. Нам нужно именно не максимальную ледопроходимость, мы добивались, а добивались движения в наиболее вероятном льду движения с определенной скоростью, а вообще ледопроходимость у него полученная - 4,3 метра. Ну так на секунду если представить - это высота 2-этажного дома».
Испытания в ледовом бассейне уже показали, что для «Лидера» по сути не будет недоступных районов в Арктике, причем круглогодично. Еще одна цель конструкторов - обеспечить максимальное импортозамещение оборудования.
Владимир Воробьев - гл.конструктор проектов ЦКБ «Айсберг»: «Мы уже заявили о том, что практически если не всё, то 90 % оборудования и материалов - это будут отечественные. Это тот редкий случай, когда заграница нам помочь даже не может, если бы и хотела».
На данный момент проектные работы в разгаре: уже готов эскизный проект, чертеж обводов корпуса, разрабатывается принципиально новая реакторная установка, которая обеспечит ледоколу мощность 120 МВт. Это позволит ледоколу поддерживать коммерческую скорость в 12-14 узлов по любым льдам. Кроме того, за счёт увеличенной ширины он сможет проводить танкера грузоподъемностью в 2 раза больше, чем сегодня.
Александр Рыжков - генеральный директор ЦКБ «Айсберг»: «По сути ледокол Лидер - это первый шаг к тому, чтобы превратить Северный морской путь в постоянно действующую транспортную магистраль с обеспечение движения судов по графику, по расписанию, что до этого момента пока не удавалось».
По предварительным прогнозам Лидер введут в эксплуатацию в 2025 году.