Забойная кампания 2016. На Ямале идёт обсуждение проблем оленеводства
На Ямале разрабатывается ряд мер, которые помогут разгрузить ямальские пастбища и при этом сохранить оленеводство. О проблеме перевыпаса в округе говорят уже 15 лет. Но ситуация с сибирской язвой показала, тянуть больше нельзя. Разрабатывается 'дорожная карта' по уменьшению поголовья оленей. Она предполагает строительство новых убойных комплексов и увеличение объема убоя уже в этом году. Как к этому относятся сами оленеводы, и какие пути еще возможны для решения проблемы - об этом в следующем сюжете.
Коммерческую тайну о своем стаде в Байдарацкой губе Петр Худи не раскрывает. Но бизнес на продукции оленеводства предприниматель делает неплохой. Он первый экспортер пантов в Китай, где они широко используются в медицине. В Бурятию отправляет лапы оленей для пошива обуви. О проблеме перевыпаса знает не понаслышке. К сокращению поголовья относится скептически. Решение проблемы говорит - это четкое распределение пастбищ, определение путей миграции и кочевок. Но в увеличении убоя проблемы не видит. Цена - 180 рублей за килограмм оленеводов вполне устраивает.
Петр Худи – оленевод-предприниматель: «Те хозяйства, у которых есть что забить, конечно, им выгодно. Ну, и небольшие хозяйства нуждаются, потому что на сегодняшний день им нужно купить продукты, необходимые вещи, технику. И цена их устраивает. Я думаю, что это хорошая цена».
Даже учитывая разницу с магазинной ценой. В ней заложено все - и работа убойного комплекса, и дороговизна электроэнергии. Основная забойная кампания стартует в округе только в ноябре. Будут задействованы все 6 убойных комплексов. А вот время работы растянется с 2, как это было раньше, до 4 месяцев. Так увеличат объемы. В Приуральском районе, из-за особенностей путей миграции, убойный комплекс уже работает. В этом году тундровиков с оленями на всех комплексах ждут как никогда.
Андрей Ревнивых - начальник отдела департамента АПК, торговли и продовольствия ЯНАО: «Вот именно, что в эту кампанию мы готовы закупать от оленеводов-частников больше. Тем самым стимулируя их и сдать побольше, и объемы нарастить».
Забойная кампания 2016 позволит частично сократить поголовья и разгрузить пастбища, но проблему в одночасье не решит. У зампредседателя окружного Заксобрания Сергея Харючи на этот счет свое мнение. Он не исключает, что оленеводам придется перебраться с юга ямальского полуострова на север, чтобы спасти свои стада. Такие примеры уже есть. Да и цифры говорят о многом. Если в Яр-Сале важенка, которую пригнали на забойный пункт весит от силы 30 кило, то на севере ее вес превышает 40 килограммов.
Сергей Харючи - заместитель председателя Законодательного собрания ЯНАО: «Вот этот показатель как раз и говорит, на севере полуострова не надо сокращать. Там достаточно корма и хорошие пастбища. А здесь уже обеднели пастбища. Это может привести к еще более сложному явлению, к мору – массовому падежу животных».
Между тем, депутат Госдумы от Ямала Григорий Ледков уверен, урегулировать вопрос перевыпаса помогут и гарантированные для кочевников коридоры - удобные маршруты, прописанные в специальном документе. Этот договор нужен всем - и ветеринарам, и властям, и самим оленеводам. Исключить недопонимание поможет личное общение, убежден депутат.
Григорий Ледков - депутат Государственной Думы РФ: «Я готов после выработки каких-то предложений двигаться сам в тундру. Мы должны дойти до каждого оленевода, переговорить с каждым. И совместными действиями принять определенные решения, как нам упорядочить маршрут каслания. Как нам определить нормы сдачи мяса. Какая будет цена, чтобы люди были заинтересованы в этом».
Григорий Ледков убежден, только сообща можно решить проблему и избежать возникновения таких опасных заболеваний, как сибирская язва. И даже если для кочевника большое стадо - это признак достатка, то предел его вполне может укладываться в три сотни голов, подтверждает оленевод Петр Худи.
Между тем, на Ямале инициировано общественное обсуждение перспектив развития оленеводческой отрасли. Инициатором выступил окружной департамент АПК. На странице департамента в социальной сети «В контакте» представлен перечень вопросов, ответы на которые призваны определить будущее ямальского оленеводства.