Под Петербургом прошли испытания подводного беспилотника
Беспилотники подо льдом - это больше не кошмар авиалюбителя, а концепция автономного подводного аппарата, который может стать глазами и ушами арктических исследователей. За тем, как новинку испытывали под Петербургом, наблюдала наша съемочная группа.
На пляже озера в Ленинградской области необычное для конца октября оживление. Здесь проводят испытание глайдера - подводного беспилотника. Это совместная работа Научно-производственного предприятия и Морского технического университета в Петербурге. Конкретно этот аппарат называют ходовым стендом для отработки различных методик управления. Главная сложность состоит в том, как сочетать противоречивые качества - будто в одном соединили самолет и подводную лодку. Самое интересное - у него нет гребного винта.
Филипп Драгомощенко - программист-разработчик: «Управление сейчас ручное, то есть, например, мы можем двигать груз, который отвечает за крен аппарат. Видите: влево 90 градусов, вправо 90 градусов. Так груз, который двигается внутри корпуса в нос либо в корму - он отвечает за дифферент. То есть опять же можно его стабилизировать. Если он слишком наклонился - груз назад».
Сам принцип был предложен в конце 80-х годов по аналогии с тем как плавают киты. Бесшумный аппарат как будто скользит вниз и вверх в слоях воды.
Борис Гайкович - заместитель ген. директора научно-производственного предприятия: «Энергию мы расходуем только в точках перегиба, когда мы передвигаем балласт, либо осушаем, либо заполняем наши механизмы изменения плавучести. Все остальное время никакой энергии мы не тратим, то есть мы движемся под действием сил тяжести, сил поддержания и гидродинамических сил».
Программа перемещения задается еще до запуска. Путешествовать подводный планер способен неделями. Это озеро небольшое, глубины всего до 12 метров, а для такой технологии лучше подходит океанский размах.
Виталий Зуев – корреспондент: «Сейчас видно как глайдер переходит в режим связи, он становится, как говорится, на поп, и при помощи антенны передает полученные данные».
Предполагается, что использовать аппараты можно для исследований океана, причем нон-стоп. Например, собирать сведения о температуре и солености воды.
Всплывать так легко в Арктике не получится - лед. В этом случае предлагается передавать информацию гидроакустической или лазерной связью. Зато автономность глайдеров - для Арктики огромное преимущество, да и как еще заглянуть под лед?
Борис Гайкович: «Идея в том, что таких аппаратов должно быть много. Они способны создавать систему, некую сеть, перемещающихся плавучих мобильных станций освещения подводной обстановки. В целях, так сказать, метеорологических, в целях, так сказать, гидрологических, в целях военных, если на то пошло».
Эти системы могут использоваться в военной сфере, например, для поиска так называемых термоклиньев - резко отличающихся по температуре слоев воды. Это явление часто используется для маскировки подводных лодок. Как сообщалось ранее, глайдеры должны поступить в военно-морской флот в следующем году.