Вопреки прогнозам, тренды в нефтегазодобыче внушают оптимизм
В Москве подвели итоги работы отрасли. Мнения ведущих экспертов в области энергобезопасности России выслушал наш корреспондент Станислав Тропилло.
Нефтяная качалка в самом центре Москвы, на Сретенском бульваре. И хотя месторождений нефти и газа здесь, пока, не обнаружено, не секрет, что национальная углеводородная стратегия разрабатывается именно здесь, в федеральном центре.
Резонансное событие последних дней широко обсуждается в экспертном сообществе. Государственный пакет акций компании - лидера российской нефтяной отрасли в размере 19,5 процентов выкупил консорциум зарубежных инвесторов.
Алексей Громов - руководитель энергетического департамента фонда «Институт энергетики и финансов»: «С точки зрения имиджа страны, с точки зрения того, что это не выкуп акций компании у самой себя, это все-таки произошло по другой схеме, это, конечно позитивная новость для России. В любом случае, это, как бы приток денег в бюджет».
Тем временем Россия и ряд других нефтедобывающих стран присоединились к договоренности ОПЕК об ограничении добычи в первые 6 месяцев предстоящего года. Причем, для нашей страны этот показатель составит 300 тысяч баррелей в сутки. Сенсационное соглашение должно стабилизировать стоимость черного золота на мировом рынке.
Леонид Григорьев - руководитель департамента мировой экономики НИУ ВШЭ: «Удержать рынок в тех пределах, чтобы не вызвать большого коммерческого интереса, прежде всего со стороны американской нефти, ну может быть, где-то еще, то есть попытаться создать ситуацию длительного, длительной устойчиво разумной цены, которая бы очень помогла нашим странам, особенно нам».
Если эти скоординированные меры увенчаются успехом, цена за баррель может составить 60 долларов. Для национальной экономики эта цифра внушает оптимизм. Ведь федеральный бюджет на 2017 год сверстан исходя из среднегодовой цены на нефть в 40 долларов. При этом, сама отрасль от квотирования не пострадает.
Вячеслав Кулагин - заведующий центром изучения мировых энергетических рынков НИУ ВШЭ: «Квотирование идет от текущих объемов добычи, а именно в последние месяцы мы очень сильно нарастили производство. И даже с этими квотами у нас добыча на следующий год, средний уровень добычи, разрешенный по этим квотам, он выше среднего уровня добычи, который у нас есть на текущий год. А это говорит о том, что следующий год мы скорее всего пройдем даже на более высоком среднем уровне добычи, чем то, что есть сейчас».
Таким образом, для России ситуация вполне благоприятная и мы сможем неплохо заработать на продаже черного золота. К тому же, повышение цен на нефть имеет достаточно жесткую привязку с ценами на голубое топливо.
Константин Симонов - генеральный директор фонда национальной энергетической безопасности: «У нас, как вы знаете добыча подготовлена в том же Ямальском регионе после запуска Бованенковского месторождения у нас есть потенциал роста газодобычи уже без особых инвестиций. То есть, там в принципе, основные капитальные затраты понесены.
Если все-таки рост цен на нефть произойдет, то тогда, конечно, будут пересчитаны и газовые цены по долгосрочным контрактам и здесь определенного оптимизма у нас прибавится»
И оптимизм вполне обоснован. Вопреки санкциям, отрасль в нынешнем году развивалась достаточно динамично. Аналитики полагают, что баланс внешних и внутренних факторов сыграл здесь ключевую роль. Более того, эта тенденция продолжится.
Константин Симонов - генеральный директор фонда национальной энергетической безопасности: «С точки зрения экспорта, я считаю, что год был крайне успешным. Уже очевидно, что мы выйдем на очень приличный объем по поставкам в европейский Союз. Судя по всему, наша доля на рынке составит 33 процента. Это рекордная доля будет за последнее десятилетие. По октябрю доля выборки была 45 процентов, очень высокий показатель. И нам очень сильно помогли низкие цены, потому, что пропал страх европейцев перед газом».
И вообще предстоящий год - время больших премьер. Одна из главных - запуск первой линии 'Ямал СПГ'. На подходе начало строительства газопроводов «Турецкий поток» и «Северный поток - 2». Словом, тренд понятен, и теперь главное - не упустить шансы, которые дает новая энергетическая реальность.