http://Top.Mail.Ru
Учителей для кочевых школ Ямала будут готовить в Петербурге | Ямал-Медиа
02 февраля 2017, 15:07 (обновлено: 30 июня 2021, 07:23)

Учителей для кочевых школ Ямала будут готовить в Петербурге

Учителей для кочевых школ Ямала будут готовить в Петербурге

Учителей для кочевых школ Ямала будут готовить по уникальной программе в Петербурге. В этом году первая группа студентов уже отправится на учебу. Чему будут учить учителей для тундры - узнал Виталий Зуев.

В Петербурге завершают работу над программой подготовки учителей для кочевых школ Ямала. Разрабатывают ее в Институте детства при участии Института народов Севера - это структурные подразделения Педагогического университета имени Герцена.

Заочное обучение по профилю «учитель начальной школы» первая группа начнет в сентябре. Планируется, что 15 студентов наберут из числа выпускников ямальского многопрофильного колледжа с педагогическим образованием. А первый выпуск ждут через 4 года, один год зачтут выпускникам по пройденным предметам.

Светлана Котова - руководитель программы, зав. кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребенка Института детства РГПУ им. Герцена: «В содержании этой программы будет мощный вариативный блок, который отличает эту программу от стандартной подготовки учителя начальной школы в структуре высшего образования».

Разработчики говорят, что изучали опыт разных регионов и стран, но действительно комплексной программы для кочевой начальной школы пока нет - от обычной подготовки учителей она будет отличаться наполовину. В частности изучать будут национальные языки, культуру и традиции народов Севера, особенности социализации в тундре и аспекты обучения двуязычных детей.

Галина Доброва - профессор кафедры языкового и литературного образования ребенка Института детства РГПУ им. Герцена: «Предполагается ознакомить будущих наших студентов с такими курсами как онтолингвистика, то есть наука о речи детей, затем у нас будут специальные предметы, посвященные освоению русского языка как неродного».

Говорят, двуязычие очень ценно - чтобы с одной стороны сохранять национальную культуру, а с другой - успешно получать образование в дальнейшем.

Ольга Драничкина - зав. кафедрой начального естественно-математического образования Института детства РГПУ им. Герцена: «Не важно, где ребенок живет, не важно какова его жизнь, но есть общие стандарты образования, которые любой учитель к четвертому классу должен выполнить и поэтому наша задача довольно сложная и серьезная - подготовить такого учителя, который смог бы эти результаты обеспечить несмотря ни на что».

Учитель для кочевой школы, по мнению разработчиков, сможет работать и с полным классом и в малокомплектной школе - то есть адаптироваться к разным условиям, использовать дистанционные методы.

Людмила Савинова - зам. директора по учебной работе Института детства РГПУ им. Герцена: «Одна из задач этой программы научить будущих специалистов эффективно использовать дистанционные технологии, посмотреть в каких условиях какие из подходов будут работать лучше».

Велика будет роль родителей - по крайней мере, к этому будут готовить учителей - авторы упоминают и индивидуальные образовательные маршруты, и домашнее обучение.

Кочевое образование обсуждали и на Научном семинаре о «Социокультурных проблемах российской Арктики» в русском географическом обществе. Опыт кочевых школ в разных арктических регионах в последние годы представила антрополог Александра Терехина - Ямал явный лидер, хотя начиналось все в Якутии - проект «кочевой учитель» реализуется в округе уже несколько лет. По словам исследователей на нынешнем этапе особенно важна предшкольная подготовка детей в тундре.

Александра Терехина - участница экспедиции «Настоящие люди» 2015-2016 гг.: «Конечно, она возможна в более организованных группах, в бригадах или на рыбацких точках, где большое скопление семей, нежели в семьях частников. То есть тут надо продумывать целую систему. И сейчас в некоторых школах возможно по всему округу отменили предшкольные вот эти нулевые классы, мы очень сильно удивились».

Подходы к разным формам кочевого образования будут обсуждать и на арктическом образовательном форуме, который пройдет через месяц в окружной столице.


Загрузка...