Суперлайнер. Первый Арктический первым оценил новый самолёт для Ямала
Парк самолетов ямальского регионального авиаперевозчика пополнился новыми лайнерами 'Суперджет-100'. К трем, уже доказавшим свою надежность, машинам прибавилось еще шесть. Наш корреспондент побывал в центре российского авиастроения и науки - подмосковном Жуковском. Пообщался с конструкторами суперджета и узнал о конкурентных преимуществах самолета в условиях Крайнего Севера.
Говоря о суперджете, конструктор часто использует слово впервые. Это первый в мире региональный самолет с уровнем комфорта как у дальнемагистрального лайнера. До 100 человек на борту, вместительные багажные полки, расстояние между креслами 75 сантиметров, позволяет чувствовать себя уютно даже 'крупно-габаритному' пассажиру.
Александр Долотовский - зам. гл. конструктора по аэродинамике авиастроительной компании: 'Куда упираются ваши коленки? Как видите, для моих коленок еще есть определенный зазор'.
Основной сборочный цех суперджета находится в Комсомольске-на-Амуре, на заводе в Ульяновске проводят внутреннюю отделку, причем заказчики могут выбрать один из 12 вариантов обустройства салона. В Жуковском, самолет проходит испытания в небе.
Андрей Жижин – корреспондент: 'У нас есть уникальная возможность побывать в салоне суперджет-100, до того как здесь появятся уютные кресла. Внутри салон тщательно утеплен, теплоизоляция позволяет выдерживать температуру свыше 70 градусов мороза'.
Испытание севером самолет проходил в Якутии. Чтобы проверить надежность работы в суровых климатических условиях, его буквально заморозили.
Александр Долотовский - зам.гл. конструктора по аэродинамике авиастроительной компании
'Мы специально летали для этого в декабре, когда самые морозы трещат в Якутске, вымораживали самолет при температуре минус 60 градусов. Он стоял с открытыми дверями, багажным люком, задача была именно довести самолет, все его системы, внутренности довести до такой низкой температуры'.
Это серьезное испытание для гидравлической системы самолета, но суперджет экзамен сдал успешно. Особая гордость конструкторов высокая степень автоматизации.
Андрей Жижин - корреспондент
'Специалисты говорят что система управления суперджет-100 настолько автоматизирована, что научиться управлять этой машиной может любой человек, используя обычный компьютерный симулятор'.
В кабине пилотов просторно, все показатели полета как на ладони, традиционный штурвал вообще не предусмотрен, его заменяет рычаг, похожий на джойстик. Но главное достижение - автоматизированная система безопасности.
Александр Долотовский - зам. гл. конструктора по аэродинамике авиастроительной компании: 'Самолет автоматически ограничивает все критические параметры полета, такие как скорость, перегрузка, угловое положение, углы крена, угол атаки. Этот самолет невозможно свалить в штопор никакими действиями летчика, система управления автоматически парирует любые, даже преднамеренные, я уже не говорю об ошибочных, не преднамеренных ошибочных действия пилота».
Андрей Жижин – корреспондент: 'Такие самолеты есть в арсенале уже у 10 российских и трех зарубежных авиакомпаний, в настоящий момент в небе летает 93 самолета с названием 'Суперджет 100'. Компания «Гражданские самолеты Сухого» планирует выпускать не менее 30 крылатых машин ежегодно'.