Какие технологии предлагают использовать при строительстве дорог на Крайнем Севере?
Одна из петербургских производственных компаний более 10 лет назад начала применять при строительстве дорог новый теплоизоляционный материал - экструдированный полистирол. Внедрение технологии началось с районов Крайнего Севера, разработчикам важно было понять, как материал будет вести себя в условиях вечной мерзлоты.
В природе теплоизоляционные функции выполняет слой мха, которого в тундре немало. Однако при строительстве автомобильных или железных дорог, других объектов транспортной инфраструктуры сохранить естественный покров нереально. Раньше использовали песок, но его добыча и доставка в условиях Крайнего Севера задача не из простых. Полистирол выиграл у природного материала по всем показателям.
Такую дорогу легче эксплуатировать, увеличиваются и межремонтные сроки, что тоже позволяет экономить ресурсы. На Ямале технология себя уже успешно зарекомендовала. Экструдированный полистирол применяли при строительстве участка железной дороги Обская - Бованенково и аэропорта Бованенково, заказчик результатом доволен. Аналогичные материалы используются и на участке автомобильной дороги Надым - Салехард. Кстати, укладка теплоизоляционных плит производится зимой, когда грунт максимально проморожен. Это позволяет не останавливать работы и в холодный период. Также применение технологии предусмотрено при строительстве объектов инфраструктуры в Сабетте. В компании готовы к дальнейшей работе с Ямалом и рассматривают возможность строительства завода по производству теплоизоляционных материалов в регионе.
В Петербурге предлагают и другие разработки в сфере дорожного строительства для арктических территорий. В настоящее время в одном из центров инноваций проходит обкатку технология, позволяющая сохранить целостность асфальтового покрытия при использовании шипованных шин.
Сегодня разработчикам действительно есть, что предложить строителям. Многие технологии, пока не получившие распространения на Крайнем Севере, эффективно внедряются в других регионах и реально помогают бороться с одной из давних русских бед - дорогами. Но для того, чтобы эффективность стала повсеместной нужна добрая воля и объединение усилий всех сторон: инженеров, ученых, проектировщиков, строителей и, что особенно важно, органов государственной власти.