Одни достоинства. Почему региональная авиакомпания выбрала именно «Суперджет – 100»?
Совсем недавно в семье ямальского регионального авиаперевозчика случилось прибавление. Парк авиалайнеров пополнился очередным новым самолётом «Суперджет – 100». Этот борт один из 4-х, что ожидают в этом году. В центре российского авиастроения, подмосковном Жуковском, мы выяснили у конструкторов технологические тонкости и, главное, получили исчерпывающий ответ на вопрос: чем же «Суперджеты» так хороши для Крайнего Севера в целом, и для Ямала - в частности?
Говоря о «Суперджете», конструктор часто использует слово впервые. Это первый в мире региональный самолет с уровнем комфорта как у дальне магистрального лайнера. До 100 человек на борту, вместительные багажные полки.
Александр Долотовский - заместитель главного конструктора по аэродинамике компании «Гражданские самолеты Сухого»: «В большую багажную полку «Суперджета» легко помещается не только большой чемодан, но и благодаря тому, что полка не имеет разъединительной перегородки здесь можно положить горные лыжи, штатив для кинокамеры. На сегодняшний день это самая большая полка в экономклассе для узкофюзеляжных самолетов».
Расстояние между креслами 75 сантиметров, позволяет чувствовать себя уютно даже «крупногабаритному» пассажиру.
Александр Долотовский - заместитель главного конструктора по аэродинамике компании «Гражданские самолеты Сухого»: «Куда упираются ваши коленки? Как видите для мои коленок, еще есть определенный зазор».
Основной сборочный цех суперджета находится в Комсомольске-на-Амуре, на заводе в Ульяновске проводят внутреннюю отделку, причем заказчики могут выбрать один из 12 вариантов обустройства салона. В Жуковском, самолет проходит испытания в небе.
Андрей Жижин – корреспондент: «У нас есть уникальная возможность побывать в салоне «Суперджет – 100», до того как здесь появятся уютные кресла. Внутри салон тщательно утеплен, теплоизоляция позволяет выдерживать температуру свыше 70 градусов мороза».
Испытание севером самолет проходил в Якутии. Чтобы проверить надежность работы в суровых климатических условиях, его буквально заморозили.
Александр Долотовский - заместитель главного конструктора по аэродинамике компании «Гражданские самолеты Сухого»: «Мы специально летали для этого в декабре, когда самые морозы трещат в Якутске, вымораживали самолет при температуре минус 60 градусов. Он стоял с открытыми дверями, багажным люком, задача была именно довести самолет, все его системы, внутренности довести до такой низкой температуры».
Это серьезное испытание для гидравлической системы самолета, но «Суперджет» экзамен сдал успешно. Особая гордость конструкторов высокая степень автоматизации.
Андрей Жижин – корреспондент: «Специалисты говорят, что система управления «Суперджет – 100» настолько автоматизирована, что научиться управлять этой машиной может любой человек, используя обычный компьютерный симулятор. Более того если у вас есть водительские права и вы в совершенстве владеете автомобилем, то вам тоже будет легко научиться. Здесь все просто, этот рычаг управляет мощностью двигателя, это закрылки, ручной тормоз и педали, правда в отличие от автомобиля, они управляют системой поворота, штурвала в «Суперджет – 100» , вообще не предусмотрено. Его заменяет рычаг, похожий на джойстик».
Александр Долотовский – заместитель главного конструктора по аэродинамике компании «Гражданские самолеты Сухого»: «Эта боковая ручка не имеет механической связи ни с одним рулем на самолете, это джойстик, который проводами соединяется с системой управления, а дальше уже компьютерная система управления генерирует тот управляющий сигнал, который идет на отклонение рулей самолета. Это полностью цифровой самолет, находящийся под управлением даже не одного, а больше десятка компьютеров».
В кабине пилотов просторно, все показатели полета как на ладони. Но главное достижение - автоматизированная система безопасности.
Александр Долотовский – заместитель главного конструктора по аэродинамике компании «Гражданские самолеты Сухого»: «Самолет автоматически ограничивает все критические параметры полета такие как: скорость, перегрузка, угловое положение, углы крена, угол атаки. Этот самолет невозможно свалить в штопор, ни какими действиями летчика, система управления автоматически парирует любые, даже преднамеренные, я уже не говорю об ошибочных, не преднамеренных ошибочных действия пилота».
Еще одно преимущество - заявленный ресурс «Суперджет -100» составляет 54 тысячи полетов или более 75 тысяч часов в небе - это в два раза больше среднемировых показателей у самолетов гражданской авиации.
Андрей Жижин – корреспондент: «Такие самолеты есть в арсенале уже 10 российских и трех зарубежных авиакомпаний, в настоящий момент в небе летает 93 самолета с названием «Суперджет - 100». Компания «Гражданские самолеты Сухого» планирует выпускать не менее 30 крылатых машин ежегодно».