http://Top.Mail.Ru
Крушение самолета в горах Полярного Урала. Спустя 69 лет после трагедии | Ямал-Медиа
29 марта 2017, 18:11 (обновлено: 30 июня 2021, 06:24)

Крушение самолета в горах Полярного Урала. Спустя 69 лет после трагедии

Крушение самолета в горах Полярного Урала. Спустя 69 лет после трагедии

Маленькая заметка в «Тюменской правде» в 1949 году и больше ничего. Крушение самолета в горах Полярного Урала спустя три года после войны - до сих пор один из малоизвестных фактов истории Ямала. Спустя 69 лет фотосвидетельства той трагедии впервые будут показаны нашим телеканалом. Историю восстановила наш корреспондент Елена Лысикова.

Алексей Мазурин - заведующий отделом новейшей истории МВК им. Шемановского: «Вот поисковый отряд, который поднимается на гору уже к тому месту, где самолет потерпел крушение».

Сегодня можно с точностью утверждать: их поисковая операция была не менее рискованной, чем сам злополучный полет. Абезь - Салехард - Новый порт - маршрут, по которому должны были следовать инженеры ГУЛАГовского Желдора. Но, в этой истории всё как будто сложилось наперекор. В последний момент этот маршрут был изменен. Полет через Полярный Урал закончился для самолета Ли-2 катастрофой в районе горы Рай-Из.

Елена Лысикова – корреспондент: «Вот он 'труженик полярной авиации' – «Ли-2». Прототип знаменитого Дугласа имел дополнительные баки и место для штурмана в кабине. Однако, несмотря на это, в народе самолёт назывался «два ли», намекая на две частицы во фразах «взлетит ли» и «сядет ли». Как минимум 16 раз за свою историю он терпел крушения и катастрофы».

Расследование причин того происшествия было строго секретным, как и всё, что касалось ГУЛАГовских лагерей. Официальная версия - плохие метеоусловия. Справиться с погодой не смогли и летчики-асы, прошедшие войну - супруги Николай и Мария Майковы.

Алексей Мазурин - заведующий отделом новейшей истории МВК им. Шемановского: «Супруга воевала на пикирующем бомбардировщике в полку Марины Расковой. Вот такая вот судьба интересная. Войну прошли, а здесь».

Вот как описывает тот день бывший заключенный 501-й стройки Лазарь Шерешевский: «В середине декабря нас, участников лагерного театра должны были вывезти из Нового порта. Но самолет, посланный за нами, получил в пути приказ забрать вольных отпускников. Мы этого не знали и выходили несколько раз на аэродром. Его все время надо было чистить. Торчали там в 40 и 50-градусный мороз. Самолет все не приходил. А потом выяснилось, что он попал в туман и разбился».

На сайте регистрации авиапроисшествий указано, самолет «Ли-2», принадлежавший Желдорпроекту потерпел катастрофу 21 декабря 1948 года. Погибло 7 членов экипажа и 12 пассажиров. Место катастрофы было обнаружено спустя несколько дней оленеводом. На поиски пропавшего «Ли-2» был отправлен другой самолет. Его пилотировали летчики Прокофьев и Солдатов. На этом единственном фото они в больничной палате. Уже улыбаются. Их воздушное судно, отправленное на поиски останков «Ли-2», разбило пургой. 28 дней летчики в мороз пешком добирались до ближайшего населенного пункта. Имея трехдневный запас еды.

Алексей Мазурин - заведующий отделом новейшей истории МВК им. Шемановского: «Когда у них закончилась еда, они начали потихонечку жевать малицы. Когда они вышли к людям, как написано в письме у Федора Ивановича Почкина, на них были жилетки из малиц. То есть рукава и нагрудная часть. Все полы они сжевали пока шли».

Участие в поисках «Ли-2» принимали все кто мог: железнодорожники, геологи, строители, лётчики и оленеводы. Отправился и отряд солдат-лыжников. Он то и обнаружил тела погибших. На нартах их доставили в поселок Абезь, где похоронили в братской могиле. А вместе с ними, заочно и, считавшихся пропавшими Прокофьева с Солдатовым. «Увидеть летчиков живыми никто не ожидал» - как напишут позже в одной из газетных заметок.

Алексей Мазурин - заведующий отделом новейшей истории МВК им. Шемановского: «Она была опубликована в Тюменской правде в 1949 году. Но там ни слова не было сказано, зачем они вылетели на Полряный Урал в пургу».

Обмороженные и истощенные, Прокофьев и Солдатов две недели лечились в больнице, и прожили долгую жизнь. Эта история стала известна благодаря автору статьи и уникальных фото - Федору Почкину, штатному фотографу строительства №501. В своих письмах окружному музею, он подробно описал этот мало кому известный эпизод. По его данным, авиакатастрофа 1948 года, с участием «Ли-2», была не первой над Полярным Уралом, но оказалась последней в истории этого типа самолетов. 


Загрузка...