Ямал лидирует по развитию масштабных инфраструктурных проектов
Если же говорить в целом о российской Арктике, потенциал инвестиций в её энергетику на 20 ближайших лет составляет от четырёхсот до шестисот миллиардов долларов, заявил на арктическом форуме министр энергетики России.
Александр Новак особо подчеркнул роль Ямала: добыча газа в регионе увеличивается, что создаёт огромный потенциал для инвестиций и для развития округа. Показательно, что в панельной дискуссии, которая прошла в рамках форума «Арктика - территория диалога», речь шла не только о добыче, но и о развитии инфраструктурных проектов.
Строительство порта Сабетта и завода «Ямал СПГ» на форуме называли настоящим прорывом в освоении Арктики, с точки зрения технологий, отношения к экологии и международной кооперации.
Владимир Путин - президент РФ: «Сотрудничество ученых, широкий обмен опытом и программами особенно важны , учитывая масштабы планов освоения этих территорий. Одним из позитивных примеров служит проект «Ямал СПГ», в реализации которого, так или иначе, участвуют 7 государств».
Современные виды ямальского поселка Сабетта уже облетели весь мир, сейчас сложно поверить, что всего несколько лет назад, в этих местах была бескрайняя арктическая пустыня.
Леонид Михельсон - председатель правления «НОВАТЭК»: «Когда мы туда пришли, это было полное отсутствие инфраструктуры, на сегодняшний день четвертый год работает круглогодично грузовой порт, мы приняли порядка 10 миллионов тонн груза, построен поселок, работает международный аэропорт. Только на площадке создано около 30 тысяч рабочих мест и более 50 тысяч работает в других регионах, выполняя заказы на этот проект».
Проект сыграет ключевую роль в возрождении главной транспортной артерии Арктики - Северного морского пути. С завода Ямал СПГ ежегодно будут перевозить до 18 млн. тонн грузов, это больше 250 круговых рейсов, то есть в три раза больше чем рекорд прошлого года.
Максим Соколов - министр транспорта РФ: «В течении двух лет грузооборот вырастет на 20 миллионов тонн, по отношении к сегодняшним пяти и в перспективе следующего десятилетия, мы видим возможность увеличения, с учетом реализуемых проектов , до 40 млн. тонн. Этого объема будет достаточно для эффективной и рентабельной эксплуатации Севморпути».
Но ресурсная база полуострова Ямал и Гыдан еще выше, по оценкам специалистов потенциал позволит производить более 70 млн. тонн сжиженного природного газа в год, это сравнимо с объемом производства государства Катар, лидера на рынке СПГ.
Леонид Михельсон - председатель правления «НОВАТЭК»: «Использование потенциала этой ресурсной базы позволит создать в регионе СПГ кластер с долей 15% мирового производства СПГ. «НОВАТЭК»: уже работает над проектом «Арктик СПГ-2». Он предусматривает сборку линий по производству СПГ на платформах сборного типа».
Для транспортировки газа с новых проектов уже заключаются контракты с российскими судостроителями, морские платформы и технологические модули, тоже будут строить в России - это десятки тысяч новых рабочих мест для Арктики.
Леонид Михельсон - Уже выбрана площадка для производства основания и сборки - это Кольская верфь в Мурманской области. Организация на ней серийного производства линий для производства СПГ позволит создать более пяти тысяч рабочих мест инженерного персонала, 10 тысяч рабочих мест на Кольской верфи и до 80 тысяч на смежных предприятиях РФ».
О важности развития транспортной инфраструктуры в Арктике, на форуме рассказал Глава региона Дмитрий Кобылкин. Еще один мега-проект с Ямальской пропиской - Северный широтный ход, строительство арктической железной дороги, позволит связать богатый ресурсами Ямал, с большой землей, и сделает возможным доставку грузов не только с севера на юг, но и обратным курсом.
Дмитрий Кобылкин - губернатор ЯНАО: «Благодаря арктической железной дороге, дальность перевозок к балтийским портам сократится более чем на 700 километров. Цель проекта: создание инфраструктуры для освоения перспективных районов недропользования и выход транспортной магистрали к трассам Севморпути, через многофункциональный порт Сабетта».
ЖД магистраль проект уже ближайшего будущего, но в настоящий момент альтернативы морским перевозкам нет. Ученые фиксируют, за последние 10 лет площади ледового покрова в Арктике сократилась на 10 процентов. Потепление климата открывает большие возможности для судоходства, но пока без России ледовые преграды севморпути не пройти.
Андрей Жижин – корреспондент: «Российский ледокольный флот не просто лучший, он единственный в мире».
Василий Осьмаков - заместитель министра промышленности и торговли РФ: «Мы опережаем другие страны на 15-20 лет и в области НИОКР и в области проектирования и в технологиях. Всего в России сейчас эксплуатируется порядка 30 ледоколов, из них пять атомных».
В ближайшие пять лет флот обновится, на рейд выйдут три атомных ледокола нового типа, по размерам и мощности равных им, в мире не будет. Причем разработаны и построены ледовые машины отечественными специалистами. К концу этого года ЦКБ «Айсберг» завершит работу над техническим проектом сверхмощного ледокола «Лидер». 110 мегаваттный двигатель позволит проходить льды толщиной 4 метра. Современные атомоходы не единственная гордость отечественных конструкторов.
Судна на воздушной подушке ямальцам знакомы, но это значительно превосходит в размерах и ледовые торосы ему не страшны.
Роман Малышев - заместитель директора компании-производителя: «Это судно предназначено для круглогодичного использования в условиях Арктики, эксплуатация по битому льду, преодоление торосов до метра высоты. Можно перевозить пассажиров до 20 человек, груз можно брать две тонны дополнительно».
По поручению Главы госкомиссии по развитию Арктики все федеральные округа подготовили подробный каталог высокотехнологичной продукции, которую можно применить в условиях Арктики. В каждом не менее ста страниц и подробная информация о производителях, с адресами и телефонами. Получилось шесть увесистых томов, часть представленных там технологий показали на выставке в Архангельске.
Дмитрий Рогозин - вице-премьер правительства РФ, руководитель госкомиссии по вопросам развития Арктики: «Весь перечень того что российские регионы способны производить для Арктики суммировано в рамках этого каталога. Следующим шагом мы делаем единую информационную базу, сайт будет, который будет постоянно обновляться с учетом развития производств».
Андрей Жижин – корреспондент: «Этот аэроход, который придумали нижегородские конструкторы, может без дозаправки доехать до северного полюса и вернуться назад. И таких современных транспортных средств для Арктики у российских инженеров еще очень много».